Главная · Баня ·  Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ. Военный учебно-научный центр СВ «Общевойсковая академия» (филиал, г

 Общевойсковая академия Вооруженных сил РФ. Военный учебно-научный центр СВ «Общевойсковая академия» (филиал, г

Военный учебно-научный центр СВ «Общевойсковая академия» (филиал, г. Казань)

Cвою историю училище ведет с 1 сентября 1866 года от Юнкерского училища, образованного указом Александром II из существовавшего в Казани с 1861 года училища «Военного ведомства».

1 сентября 1909 года было «Высочайше повелено» Николаем II именовать училище Казанским военным училищем.

Потребность в хорошо подготовленных командных кадрах для национальных формирований РККА вынудило РВС Республики приказом от 22 февраля 1919 г. на базе бывшего военного училища создать 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы — эта дата является официальной датой образования училища.

Однако уже в апреле этого года в связи с чрезвычайно сложной обстановкой на Восточном фронте, курсы в полном составе были введены в состав 1-й отдельной Приволжской бригады и отправлены на Восточный фронт.

В составе бригады курсы прошли славный боевой путь от Урала до границ Афганистана.

По ходатайству центральной Мусульманской Военной Коллегии перед РВС РСФСР о воссоздании курсов, приказом Всероссийского Главного штаба от 25 июля 1919 года были созданы 2-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы.

1 октября 1920 года приказом Главного управления вузов на базе 2-х Казанских мусульманских пехотных командных курсах были созданы 16-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы.

За успешное выполнение правительственного задания Татарский Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров наградил курсы Красным Знаменем.

В декабре 1922 года в связи с сокращением армии происходит реорганизация всех военных учебных заведений, Главное управление вузов принимает решение о расформировании мусульманских курсов.

Всего за годы существования курсов (1919-1923) для РККА было подготовлено свыше 670 хорошо подготовленных Красных командиров.

В июне 1923 года ЦК РКП(б) принял решение о создании начальных военных школ для подготовки командного состава из представителей национальностей страны.

Выполняя решение ЦК на базе мусульманских курсов в ноябре 1923 года создается 6-я объединенная татаро-башкирская командная школа.

В ноябре 1936 года состоялся последний и самый многочисленный выпуск школы.

16 марта 1937 года на основании приказа Наркома обороны школа переименовывается в Казанское пехотное училище им. ЦИК Татарской АССР.

С этого времени училище становится общесоюзным вузом с экстерриториальной системой комплектования переменного состава. В училище получили возможность поступать юноши с любой территории Советского Союза.

С изменением транскрипции в названии высшего органа государственной власти Татарстана училище с марта 1939 года получает наименование - Казанское пехотное училище им. Верховного Совета Татарской АССР.

На основании приказа Наркома обороны СССР от 12 апреля 1941 года пехотное училище подвергается коренной реорганизации и переходит на подготовку специалистов для бронетанковых и механизированных войск РККА.

Основой Казанского танкового училища им. Верховного совета АССР стала база пехотного училища, расположенная в Казанском Кремле. Весной 1942 года состоялся первый выпуск офицеров-танкистов. Было выпущено 324 офицера.

С осени 1942 года училище переходит на изучение иностранной танковой техники, поступающей в войска по ленд-лизу.

19 декабря 1943 года за успешное освоение новой техники от имени Президиума Верховного Совета ССР училищу вручается Боевое Красное Знамя.

Всего за годы Великой Отечественной войны было сделано 22 выпуска и подготовлено 3897 командиров-танкистов.

В 1944 году за выдающиеся успехи в деле подготовки командных кадров и в ознаменование 25-й годовщины со дня образования, танковое училище было награждено орденом Красного Знамени.

В мае 1946 года в связи с возросшей потребностью в офицерах танкотехнической службы училище вновь подвергается реорганизации и стало называться - Казанское Краснознаменное танкотехническое училище им. Верховного Совета Татарской АССР.

Произведя всего один выпуск на основании директивы Начальника Генштаба от 28 февраля 1947 года училище в июле 1947 года прекратило свою учебно-воспитательную деятельность и было расформировано.

В соответствии с приказом Министра обороны СССР от 31 мая 1963 года в Казани осуществляется формирование на базе Каргопольского военного городка Казанского танкового училища.

В целях продолжения боевых традиций и, идя на встречу пожеланию государственного руководства и общественности Татарстана, танковому училищу директивой Начальника генштаба предписывается передать Знамя, Орден и почетное наименование бывшего Казанского танкового училища. В 1967 году, за заслуги в деле защиты Советской Родины, достигнутые высокие результаты в боевой и политической подготовке и в честь 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, училище награждено Памятным Знаменем ЦК КПСС Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.

Начиная с 1994-1995 учебного года училище переходит на новый штат и пятигодичную программу обучения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1998 года № 1009 и приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 сентября 1998 года № 417 Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище имени Верховного Совета Татарской АССР с 1 ноября 1998 года переформировано в Казанский филиал Челябинского танкового института.

В соответствии с Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 июля 2004 года №937-р и приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 августа 2004 года № 235 Казанский филиал Челябинского танкового института преобразуется в Казанское высшее военное командное училище (военный институт).

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 1199-р государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанское высшее военное командное училище (военный институт)» и государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанское высшее артиллерийское командное училище (военный институт) имени маршала артиллерии М.Н.Чистякова» реорганизованы в форме присоединения второго учреждения к первому в качестве структурного подразделения.

В 2009 году в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации училище было реорганизовано. Ныне оно является филиалом федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации».

За годы существования училища 39 выпускников стали Героями Советского Союза, а подполковник Майский Сахин Нурзагоянович навечно занесен в списки 1-ой роты курсантов.

Одиннадцать выпускников училища удостоены звания Героя России. Старший лейтенант Горин В.Н., лейтенант Козин А.В., младший лейтенант Ситкин К.В. — посмертно.

Годовой праздник училища установлен 22 февраля в ознаменование дня создания Первых Мусульманских Пехотных командных курсов, являющихся родоначальником училища.

Высшее профессиональное образование:

Подготовка специалистов с полной военно-специальной подготовкой осуществляется по специальности:

290301 — «Управление персоналом (Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)», высшее профессиональное образование, квалификация — специалист; нормативный срок обучения 5 лет).

Дополнительное профессиональное образование:

Филиал осуществляет обучение по программам дополнительного профессионального образования по переподготовке офицеров увольняемых в запас по одной из гражданских специальностей «Управление персоналом».

В качестве кандидатов для зачисления в филиалы ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» рассматриваются граждане Российской Федерации, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем, среднем профессиональном образовании или диплом о начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении гражданином среднего (полного) общего образования из числа:

— граждан, не проходивших военную службу, — в возрасте от 16 до 22 лет (возраст определяется по состоянию на 1 августа года поступления);

— граждан, прошедших военную службу, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — до достижения ими возраста 24 лет;

— военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), — до достижения ими возраста 25 лет.

Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, подают заявление в отдел военного комиссариата по месту жительства до 20 апреля, военнослужащие подают рапорт по команде до 1 апреля. Граждане, желающие поступить в филиал, подают заявление (рапорт) по установленной форме:

— в заявлении (рапорте) указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства (воинское звание, должность), наименование военно-учебного заведения, специальность, по которой он желает обучаться;

— к заявлению (рапорту) прилагаются: ксерокопии свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность и гражданство, автобиография, характеристика с места работы, учебы или службы (военнослужащие предоставляют копию служебной карточки), карта медицинского освидетельствования, карта профессионального психологического отбора, ксерокопия документа государственного образца о соответствующем уровне образования (учащиеся предоставляют справку о текущей успеваемости), три заверенные фотографии размером 4,5 x 6 см.

Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, оригинал документа государственного образца о соответствующем уровне образования, сведения о результатах ЕГЭ, а также оригиналы документов, дающих право поступления на учебу в вузы на льготных основаниях, установленных законодательством, представляются кандидатом в приемную комиссию филиал по прибытии.

Командирование кандидатов для сдачи вступительных экзаменов производится командирами воинских частей (отделами военных комиссариатов) по вызову начальника филиала.

Профессиональный отбор кандидатов для поступления на учебу проводится в филиал с 1 по 30 июля.

Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов проводится по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Все кандидаты оцениваются по физической подготовленности (подтягивание на перекладине, бег на 100 метров, бег на 3 километра), результаты оцениваются по 100-балльной шкале.

Кандидаты проходят профессиональный психологический отбор для оценки категории профессиональной пригодности.

Со всеми кандидатами проводится медицинское освидетельствование состояния их здоровья.

Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в училище принимаются:

— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

—граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

—граждане, которые уволены с военной службы и поступают в образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, а также участники боевых действий;

—граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;

другие граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право внеконкурсного поступления в заведения высшего профессионального образования.

Преимущественным правом на поступление в училище пользуются:

—граждане, уволенные с военной службы;

—дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;

—дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;

—граждане, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также граждане, прошедшие подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях;

—другие граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено преимущественное право при поступлении в вузы.

Курсанты находятся на полном государственном обеспечении, им выплачивается денежное довольствие с учетом выслуги лет, качества учебы, (ежемесячно).

Кроме того курсантам выплачивается ежемесячная премия за добросовестное и эффективное исполнения должностных обязанностей: имеющим только отличные оценки — 25% денежного содержания в месяц, имеющим только хорошие и отличные оценки — 15%, имеющим удовлетворительные оценки — 5%.

Денежное довольствие курсантов 1 курса составляет 1200 руб. После заключения контракта с учетом премии курсанты получают — от 14000 руб. до 21000 руб.

Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённая, орденов Суворова и Жукова академия имени М. В. Фрунзе Вооружённых Сил Российской Федерации

Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации
Годы существования 1998 - на базе Военной академии имени М. В. Фрунзе , Военной академии бронетанковых войск имени Р. Я. Малиновского и Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Б. М. Шапошникова;
2009 - преобразована в ВУНЦ СВ ВС России
Страна Россия Россия
Подчинение Главнокомандующему Сухопутными войсками Российской Федерации
Входит в Вооружённые силы Российской Федерации
Тип Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования
Включает в себя филиалы в Благовещенске , Новосибирске
Функция военная учебная и научная деятельность
Дислокация Москва
Знаки отличия
Командиры
Действующий командир генерал-лейтенант
Александр Романчук
Известные командиры
Объект культурного наследия, объект № 7735376000
объект № 7735376000

Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённая, орденов Суворова и Жукова академия имени М. В. Фрунзе Вооружённых Сил РФ - государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования с августа 1998 года.

С декабря 2008 года - Военный учебно-научный центр Сухопутных войск « Общевойсковая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова академия Вооружённых Сил РФ». Сокр. - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» .

История

Предшественниками Академии были Военная академия имени М. В. Фрунзе , Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и Высшие офицерские курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова . На их базе была создана Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации .

В настоящее время Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации имеет один филиал:

  • Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации» (филиал г. Новосибирск) .

Деятельность

Военный учебно-научный центр осуществляет:

  • подготовку и переподготовку для Вооружённых Сил офицеров -командиров и военных инженеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;
  • профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров командного и инженерного профилей, в том числе, научно-педагогического состава военных академий, университетов и институтов;
  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования профессионального образования военнослужащих.

Организационно ВУНЦ СВ состоит из командования с аппаратом управления, военного института (инженерных войск), 1 филиала, факультетов, кафедр, научно-исследовательских групп и лабораторий, академических курсов, докторантуры, адъюнктуры, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.

На всех факультетах очного обучения в течение 2 лет готовятся офицеры-управленцы для замещения должностей в бригадном звене.

На академических курсах ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации офицеры командно-штабной специальности, офицеры оперативных отделов и отделов боевой подготовки объединений, войсковые инженеры-танкисты, начальники училищ и кафедр, преподаватели военных училищ и военных кафедр гражданских вузов, военные представители на заводах оборонной промышленности и руководители научных подразделений учреждений Министерства обороны и другие специалисты.

На специальных факультетах обучаются офицеры и курсанты иностранных армий. Срок их обучения такой же, как и у российских слушателей и курсантов, но предварительно в течение года некоторые из них на подготовительном курсе изучают русский язык. Обучение иностранных военнослужащих осуществляется на русском языке практически по тем же планам и программам, что и российских военнослужащих с ограничениями в соответствии с заключёнными договорами.

В докторантуре и адъюнктуре ведётся подготовка научно-педагогических и научных кадров. В течение 3 лет адъюнкты и докторанты проводят исследования в выбранной области, разрабатывают и защищают диссертации на соискание учёной степени.

Начальники

  • генерал-полковник Золотов Леонид Сергеевич (август 1998 - сентябрь 2002);
  • генерал-полковник Попов Владимир Иванович (сентябрь 2002 - декабрь 2009);
  • генерал-майор Ким Алексей Ростиславович (декабрь 2009 - январь 2010) ;
  • генерал-лейтенант Поляков Виктор Тимофеевич (январь 2010 - июль 2014);
  • генерал-лейтенант Макаревич Олег Леонтьевич (июль 2014 - сентябрь 2017);
  • генерал-лейтенант Лапин Александр Павлович (сентябрь - ноябрь 2017) .
  • генерал-лейтенант Юдин Сергей Сергеевич (врио, ноябрь 2017 - апрель 2018) .
  • генерал-лейтенант Авдеев Алексей Юрьевич (апрель 2018 - 2019).
  • генерал-лейтенант Романчук Александр Владимирович (с 2019 - н. в.)

Известные выпускники

  • Ямадаев, Сулим Бекмирзаевич
  • Клупов, Рустем Максович
  • Дорофеев, Анатолий Васильевич
  • Козлов, Олег Александрович
  • Чернов, Александр Васильевич
  • Коргутов, Владимир Александрович
Тип Включает в себя Функция

военная учебная и научная деятельность

Дислокация Знаки отличия Командиры Действующий командир

генерал-лейтенант Макаревич О. Л.

Известные командиры

Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации - российское государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального уровня.

С 2009 года - Военный учебно-научный центр Сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации». Сокр. - ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ» .

История

Предшественниками академии были Военная академия имени М. В. Фрунзе , Военная академия бронетанковых войск имени Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и Высшие офицерские курсы «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова . На их базе была создана Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации .

В настоящее время Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации имеет 1 филиал и 1 структурное подразделение:

Деятельность

Военный учебно-научный центр осуществляет:

  • подготовку и переподготовку для Вооружённых Сил офицеров -командиров и военных инженеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации;
  • профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров командного и инженерного профилей, в том числе, научно-педагогического состава военных академий, университетов и институтов;
  • проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности страны и совершенствования профессионального образования военнослужащих.

Организационно ВУНЦ СВ состоит из командования с аппаратом управления, военного института (инженерных войск), 9 филиалов, факультетов слушателей, кафедр, научно-исследовательских групп и лабораторий, академических курсов, докторантуры, адъюнктуры, подразделений и служб обеспечения учебного процесса.

На всех факультетах очного обучения в течение 2 лет готовятся офицеры-управленцы для замещения должностей в бригадном звене.

На академических курсах ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации офицеры командно-штабной специальности, офицеры оперативных отделов и отделов боевой подготовки объединений, войсковые инженеры-танкисты, начальники училищ и кафедр, преподаватели военных институтов и училищ и военных кафедр гражданских вузов, военные представители на заводах оборонной промышленности и руководители научных подразделений учреждений Министерства обороны и другие специалисты.

На специальных факультетах обучаются офицеры и курсанты иностранных армий. Срок их обучения такой же, как и у российских слушателей и курсантов, но предварительно в течение года некоторые из них на подготовительном курсе изучают русский язык. Обучение иностранных военнослужащих осуществляется на русском языке практически по тем же планам и программам, что и российских военнослужащих с ограничениями в соответствии с заключёнными договорами.

В докторантуре и адъюнктуре ведется подготовка научно-педагогических и научных кадров. В течение 3 лет адъюнкты и докторанты проводят исследования в выбранной области, разрабатывают и защищают диссертации на соискание учёной степени.

Начальники

Известные выпускники

См. также

Напишите отзыв о статье "Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации

– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.