Главная · Ландшафтный дизайн · Роза Отунбаева: Сооронбай Жээнбеков для меня – стратегически верный вариант. Отунбаева Роза Исаковна

Роза Отунбаева: Сооронбай Жээнбеков для меня – стратегически верный вариант. Отунбаева Роза Исаковна

Отунба́ева Роза Исаковна (р. 23 августа 1950) - киргизский государственный и политический деятель, дипломат, президент Киргизии (2010-2011). Роза Отунбаева родилась в многодетной киргизской семье, она была вторым ребенком из восьми детей Исаака Отунбаева, который работал в правоохранительных органах, был членом Верховного суда Киргизии. О месте рождения Розы приводятся противоречивые сведения (Фрунзе, Ош, Нарын), среднюю школу она оканчивала в Оше. Высшее образование Отунбаева получила на философском факультете Московского университета (1972), затем была принята в аспирантуру Московского университета, прошла стажировку в Германии. В 1975 году она стала кандидатом философских наук, защитив диссертацию «Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики философами Франкфуртской школы». В 1975-1981 годах Р.И. Отунбаева работала в Киргизском университете во Фрунзе преподавателем, старшим преподавателем, доцентом, заведующей кафедрой диалектического материализма.

В 1981 году она перешла на партийную работу, стала вторым секретарем Ленинского райкома КПСС города Фрунзе , с 1983 года была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС. С началом перестройки Р.И. Отунбаева была выдвинута на работу в правительство республики, в 1986-1989 годах занимала посты заместителя председателя Совета министров Киргизии и министра иностранных дел Киргизии. В 1989-1990 годах она была ответственным секретарем Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, а в 1990-1991 годах - председателем Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, а в 1991-1992 годах занимала пост посла СССР в Малайзии и Брунее.

После распада СССР Р.И. Отунбаева вернулась в Киргизию и в 1992 году была назначена первым министром иностранных дел независимой Киргизии, а в мае того же года послом Киргизии в США. В следующем году вновь заняла пост министра иностранных дел Киргизии. В начале 1990-х годов Отунбаева поддерживала первого президента Киргизии Аскара Акаева, но постепенно перешла к нему в оппозицию. С 1997 года Роза Отунбаева была послом Киргизии в Великобритании и Ирландии, а с мая 2002 года - заместителем специального представителя генерального секретаря ООН в Грузии, специальным представителем генерального секретаря ООН по урегулированию грузино-абхазского конфликта.

В декабре 2005 года было создано киргизское оппозиционное движение «Ата-Журт», одним из руководителей которого стала Роза Отунбаева. После Тюльпановой революции, происшедшей в Киргизии в марте 2005 года и приведшей к свержению президента Аскара Акаева и приходу к власти Курманбека Бакиева , Отунбаева вновь была назначена на пост министра иностранных дел. В июле того же года в Киргизии прошли президентские выборы, победу на которых одержал К. Бакиев. При утверждении нового состава правительства в парламенте, кандидатура Р.И. Отунбаевой на пост министра иностранных дел не нашла поддержку депутатов.
В декабре 2007 года Отунбаева стала депутатом киргизского парламента и членом парламентской фракции оппозиционной Социал-демократической партии Киргизии, с октября 2009 года была руководителем этой парламентской фракции.

После свержения К. Бакиева с поста президента 7 апреля 2010 года Р.И. Отунбаева стала главой временного правительства Киргизии. 19 мая 2010 года декретом временного правительства она была наделена полномочиями президента Киргизии на переходный период до 31 декабря 2011 года. В связи с этим она оставила ряды Социал-демократической партии Киргизии. По результатам референдума, проведенного 27 июня 2010 года, Отунбаева была избрана президентом Киргизии и приведена к присяге 3 июля 2010 года. После истечения ее президентских полномочий Киргизия должна перейти к парламентской форме правления.

Отунбаева Роза Исаковна - кыргызский политик, президент Кыргызстана переходного периода.

Родилась 23 августа 1950 в Бишкеке (по другим сведениям, родом из Нарына). Окончила школу в Оше.

В 1972 окончила философский факультет МГУ. Стажировалась в Германии. В 1975 году окончила аспирантуру МГУ (диссертация - Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики философами Франкфуртской школы ). Кандидат философских наук.

В 1975-1981 годах - преподаватель, старший преподаватель, доцент, заведующий кафедрой диалектического материализма в Киргизском государственном университете во Фрунзе (ныне Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына в городе Бишкек).

В 1981 году перешла на партийную работу в КПСС. Второй секретарь Ленинского райкома партии, с 1983 года - второй секретарь Фрунзенского горкома КПСС (современный Бишкек).

1986-1989 гг. - заместитель председателя Совета министров Киргизской ССР, министр иностранных дел.

1989-1991 - вице-президент Исполнительного Совета ЮНЕСКО (Франция, Париж). Стала первой женщиной-членом коллегии Министерства иностранных дел СССР.

1991-1992 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в Малайзии и Брунее-Даруссаламе по совместительству.

В январе 1992 года возглавила Министерство иностранных дел суверенного Кыргызстана в ранге вице-премьер-министра по вопросам внешней политики.

1992-1994 гг. - первый Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в США и Канаде.

1994-1997 гг. - министр иностранных дел Кыргызстана.

С июля 1997 года по май 2002 года - Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, Управляющая от Кыргызской Республики в Европейском Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР).

2002-2004 гг. - заместитель Специального представителя Генерального секретаря ООН в Грузии по урегулированию грузино-абхазского конфликта.

13 декабря 2004 в Киргизии создано оппозиционное движение Ата-Журт. Оргкомитет движения возглавили депутат киргизского парламента, кинорежиссер Дооронбек Садырбаев и Роза Отунбаева.

С именем Отунбаевой связан первый скандал, после которого в стране и начали говорить о возможности революции. В январе 2005 её в течение одного дня сначала зарегистрировали кандидатом в депутаты, а затем лишили регистрации под предлогом нарушения пункта о проживании на территории страны в течение времени, определённого законом о выборах.

С марта по июнь 2005 года, после Тюльпановой революции, приведший к свержению президента республики Аскара Акаева и приходу на его пост Курманбека Бакиева, Отунбаева исполняет обязанности министра иностранных дел страны.

После президентских выборов 10 июля 2005 кандидатура Розы Отунбаевой на пост главы МИД не была утверждена киргизским парламентом.

С 2007 года являлась членом Социал-демократической партии Кыргызстана, с 2008 года - заместителем Председателя данной партии.

В 2007 году избирается депутатом Жогорку Кенеша IV созыва от Социал-демократической партии Кыргызстана (СДПК).

С мая 2010 года в соответствии с законодательством прекращает членство в СДПК в связи с наделением полномочиями Президента Кыргызской Республики.

С 2009 года - член Бюро Объединенного народного движения (ОНД).

17 марта 2010 года на Народном курултае Кыргызстана избирается председателем Центрального исполнительного комитета Народного курултая.

В результате событий 7 апреля 2010 года возглавила сформированное оппозицией Временное Правительство Кыргызской Республики.

С июля 2010 года - президент Кыргызской Республики.

Имеет дипломатический ранг Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики и Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР. Состоит членом многих авторитетных международных комиссий и редакционных советов.

Владеет киргизским, русским, английским и немецким языками.

Разведена. Дочь Карачач и сын Атай.

После окончания президентских выборов экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева дала это интервью журналисту Нарыну Айыпу , поделившись своими впечатлениями и мыслями о выборах, о будущем страны, о состоянии кыргызского общества, о выходе из кризиса в отношениях с Казахстаном, о задачах, стоящих перед избранным президентом.

– Многие международные наблюдатели хвалят президентские выборы в Кыргызстане как победу демократии…

– "Мирная передача власти" в результате соревновательных выборов – это все-таки феномен для нашей части света. На планете уже почти не осталось таких заповедных уголков, где не проводятся выборы, – это где-то какие-то части Африки или Азии, и мы живем как раз в одном из таких уголков, но мы можем гордиться тем, что меняем лицо Центральной Азии, а это дорогого стоит.

Большая часть электората, которая не пришла на выборы или голосовала за непрезидентского кандидата, разочарована, много горечи и сожалений, минора и пессимизма, Facebook негодует и до сих пор "плачет", но это все наш электорат, мы вместе с ним переживали, сопереживали все эти выборы.


Должна признаться, что стратегически выбор Сооронбая Жээнбекова для меня – верный вариант, если исходить из того, что это не второй срок ушедшего президента. В 2010 году мы взяли курс на парламентаризм, прописали это в новой Конституции, в борьбе и учениях все последние годы, как могли, воплощали в жизнь эту новую форму правления.

Избранный президент говорит, что он продолжит этот путь к парламентаризму, не собирается менять Конституцию и это позитивно откликается в моем сердце.

Государственное управление – это не игрушка, это не кубик Рубика, чтобы раскручивать его в разные стороны и получать новую конфигурацию, а если не понравится – повернуть назад. Безусловно, в нашей практике еще будет немало корректив, утрясок в системе госуправления. Столетия прошли, пока зрелые демократии вышли на сегодняшний вид и уровень.

Однако уверяю вас, мы будем выглядеть легкомысленными и безрассудными перед всем миром, если сейчас по настоянию одного, пусть даже самого просветленного провидца-победителя, начнем разворачиваться назад к президентской системе. В ходе кампании шли постоянные призывы к скорому проведению референдума по форме правления в государстве.

– Омурбек Бабанов предлагал сделать республику чисто президентской и ликвидировать пост премьера…

– Такая короткая память у людей: какой была отправная точка поворота к парламентаризму? Около 20 лет авторитарного и не самого успешного президентского правления, выливавшегося каждый раз в узурпацию власти в руках одного человека при общем недовольстве народа, привели нас к формуле равномерного распределения власти, к выбору парламентской системы управления.

В 2010 году нам предрекали провал этого пути, называли это катастрофой. Трудную дорогу мы выбрали: нужен учет всех групп интересов, согласование позиций со всеми ветвями власти. Когда нет богатых природных ресурсов, которые эксплуатируют автократии, надо делиться властью. В кругу государств с президентским правлением, где за общим столом решения принимает один человек, мы выглядели бы белой вороной.

В немалой степени поэтому, на мой взгляд, президент Алмазбек Атамбаев стянул на себя полномочия других ветвей власти, чтобы принимать решения на месте. Слишком много вопросов КР, как страны-реципиента, решалось на уровне президентов наших союзников. Сдается, что немало времени потребуется ЕАЭС достичь уровня Евросоюза, где за один стол принятия решений собираются и главы государств, и главы правительств вместе, в зависимости от системы госуправления той или иной страны.


Участь избранного президента с усиленным мандатом премьер-министра будет немалым испытанием в удержании новой конфигурации власти. Задача, на мой взгляд, не стараться быть "своим парнем" в компании, но приложить максимум усилий, чтобы укрепить внутренние скрепы госустройства нашей страны. Пусть очень медленный, но основной тренд развития в ЕАЭС все более очевиден: переход на парламентскую форму правления. Путь первопроходцев – самый трудный!

– Какова будет в будущем роль президента?

– Прошлогодний референдум реально усилил полномочия премьера. Хотя мандат президента и "похудел", но круг ответственности, выпадающей на его долю, остается центровым в дальнейшем развитии государства. Слаженность работы и единство всех ветвей власти, вопросы безопасности, внешних сношений, судебная реформа – разве этого мало на короткие шесть лет?

Мы хотим от президента Жээнбекова сосредоточения именно на этих вопросах, тем более что острота и неотложность ряда из них воет сиреной в ушах всего народа. Президент отныне не начальник первого министра, который ответственен перед парламентом за ежедневное и долговременное жизнеобеспечение всей страны.

В квартете власти каждый должен, не жалея сил, на высоком профессиональном уровне, с высокой степенью ответственности играть свою партию. Президент должен искусно, мастерски оркестрировать этот союз. Хочется надеяться, что Жээнбеков внесет свой весомый вклад в реализацию идеи парламентской республики в КР, укрепит в течение своего срока основы парламентаризма, именно в этом будут его историческая роль и миссия.

А как на самом деле шла выборная кампания? Программы кандидатов в президенты были преимущественно премьерские. Разумеется, в небогатой стране много нужд и социальных проблем, люди ожидают ответа на их злободневные потребности.

Вот претенденты на власть и отвечали: агиткампании построили по инерции прошлых времен, будто мы выбираем такого же президента как Акаев или Бакиев, за исключением нескольких кандидатов. Мы не выбирали в этот раз, строго говоря, того президента, который прописан в настоящей Конституции.

Между тем подчеркну: мандат нынешнего президента стопудовый, трудный, с большим грузом доставшихся проблем. В новой расстановке сил президенту не стоит браться помогать тянуть сельскохозяйственный угол, где, понятно, экспертиза Жээнбекова в сравнении с правительственным кадровым составом несравнимо высока и востребована.

Общество требует от нового президента неотступного сосредоточения его усилий и внимания, среди прочего, на судебной реформе. Мы увидели во время последних политически ангажированных судов не прогресс, а явный регресс судебной системы, даже по сравнению с прежними проклинаемыми временами! Очевидно, что чудо не свершится в одночасье, но правильно отобрать, растить каждого судью, вкладывать в него и спросить строго за промахи, заложить крепкую основу, мораль, принципы в строительство этого важнейшего института – такой мы видим ежедневную работу по преобразованию судов.

Какой огромный объем работы у пятого президента по завершению работы оформления государственной границы страны с четвертьвековой историей независимости! Если удастся, как договаривались, закончить описание остатка границ с Узбекистаном, оформить это договором, огласить, а затем в конструктивной обстановке начать делимитацию и демаркацию границ; добиться прогресса в таком же деле с Таджикистаном – это исторический труд, который по плечу президенту!

– Как вы оцениваете роль СМИ и административного ресурса?

Эти выборы шли как один большой селевой поток: бурно и грязно, из того, что мы увидели и ощутили, можно сделать один вывод: у нас больше нет общественного телевидения! Все наши труды последней декады по созданию общественного телевидения пошли прахом. И наблюдательный совет ОТРК, и его генеральный директор, который должен был бы соблюдать хотя бы малейшую служебную этику, односторонне и грубо работали на власть.

Мы вернулись к позициям 2005-2007-х годов, когда только учились у украинцев и грузин, каким должно быть общественное телевидение, спорили, выстраивали свою модель, накопили первый слабенький опыт и заглохли… В итоге оба наших общественных телеканала стали однобоко правительственными!

– "ЭлТР" потерял статус общественного канала еще при Джоомарте Оторбаеве, но почти все телеканалы работали в этой выборной кампании еще и в смычке со спецслужбами…

– Это, наверное, тема для отдельного разговора, но то, что у нас уже нет общественного телевидения, – это факт, и надо прекратить называть этот канал "общественным", поставив вопрос ребром – мы должны заново создавать общественное телевидение. Это отныне повестка дня для широкой общественности страны. У нас нет пока ощутимого среднего класса, чтобы каждый потребитель платил мзду ТВ-компании, как это делается, например, в Великобритании, тогда общество вправе требовать от телевидения объективности, отражения на экране интересов не только правительства.

Государственное телевидение, главный информационный источник во время кампании, за немалые средства, которыми располагали всего несколько претендентов, по контракту рекламировал этих героев. Цифровизация информации накануне выборов стала базой для работы десятка ТВ-каналов и радио. И тем не менее сила и мощность ОТРК настолько очевидны, что компромат и негатив, который вылился на соперников кандидата от СДПК оказался разрушительным, предопределил поражение всех, включая и Бабанова.

Относительно админресурса: трезубец – премьер, президент, Жогорку Кенеш – был в руках одной партии. Проецируйте эти три линии вниз, в городах и аилах – почти то же самое, поэтому в этом отношении у нас не лучше, чем у соседей. И этот административный ресурс сработал на выборах сильно.

У нас более 300 тысяч тех, кто получает зарплату из бюджета – это учителя, врачи, военнослужащие, работники культуры, госслужащие, всего немногим более 300 тысяч человек. Но помножьте эти 300 тысяч на минимум 5 человек их прямого, так сказать, влияния (семья, коллектив) – получается солидная цифра, если еще учесть, что голосовать пришло всего-то 54% избирателей.

В день тишины прошло голосование в закрытых учреждениях, больницах и так далее, это целиком ресурс власти, там сплошь – зависимые люди. Алмазбек Атамбаев в то утро закладывал капсулу в здание нового корпуса Института онкологии. В день тишины прямая агитация и голосование по указке. Им нарушать все можно?

– Сыграл ли свою роль религиозный фактор?

– Религиозный фактор, мне кажется, на этот раз повлиял на выборы. У нас мало информации об уровне участия всей религиозной уммы в выборах, но это огромная толща населения, которая, судя по цифрам, дружно проголосовала на выборах, подобно тому, как они два раза в год массово и единодушно приходят на праздничный намаз на центральные площади наших городов. Нет сомнений, такие крупные мероприятия, пятничные намазы во всех мечетях консолидируют верующих в хорошо организованную массу.

Чувствительные вопросы участия религиозных деятелей в выборах были предметом острых дискуссий в последнем месяце. Все пришли к консенсусу, что делать этого нельзя, за это получили "желтые карточки" кандидат в президенты и по ложному адресу – болельщик за другого кандидата.

Мы, светские люди, будучи вне этой электоральной массы – путь в их внутренние структуры практически заказан – плохо представляем динамику изменения этой среды, как они управляются изнутри, каковы их оценки событий в стране, насколько они подвижны. Острые социальные проблемы привели к нам в страну ряд сомнительных организаций, чьи имена находятся в международных листах поиска. Они всерьез укоренились среди местной уммы, оказывают на них немалое влияние, они имеют связи на всех этажах нашей власти.

Надо полагать, что от выборов к выборам мы будем наблюдать вызревание нового электората, весьма организованного, чьи интересы будут ближе и точнее отражать соревнующиеся кандидаты во власть. Не обойдется в будущем и без попыток верующих влезть в политику, такой взаимный интерес в таком случае приведет к сращиванию политики и религии, чего мы должны опасаться всегда и работать над их предотвращением.

– Что бы вы отметили как самое главное в этих выборах?

– Самое главное во всем этом выборном процессе - я считаю, что выборы были мирными, есть новый президент, избранный президент. Самое главное для нас – не терять ориентира на демократическое развитие. Периодическая смена власти через выборы является показателем и оселком верного пути к демократии.

За 26 лет нашему обществу, ведущей его силе – бесстрашному сообществу демократов: здесь журналисты, НПО, правозащитники, молодые активисты, члены политических партий, все, кто на свободе и за тюремной решеткой – удалось обеспечить такое колоссальное продвижение на пути к демократии!

Мы исходим из того, что президент – это лидер, который ведет страну на этом пути, определяет курс политического развития. У страны, которая гордится своими успехами в демократии, должны быть лидеры, убежденные в ценностях свободы, прошедшие сквозь горнило борьбы за эти идеи, внесшие таким образом свой вклад в это дело. Я считаю Жээнбекова таким человеком, его вклад в революцию 2010 года велик.

Надеюсь, мы будем слышать от президента связные проработанные речи с проекцией перспектив развития страны на год и далее с подведением итогов прошедшего года, с анализом общественно-политической ситуации в стране, проблемных вопросов. Редко кто в прошедшей кампании вел разговор о демократических ценностях и свободах, аналитические способности ряда кандидатов, их видение будущего страны проглядывалось с трудом.

Другая важная вещь, которую наглядно продемонстрировали эти выборы, и, в первую очередь, основной соперник победителя Бабанов – признание поражения, что заключило мирный исход выборов. Политическая культура страны после десятков бунтов и митингов проигравших на многих предыдущих выборах выросла на голову!

Занимаясь воспитанием и образованием детей, особенно младшего возраста, я, к сожалению, увидела, что мы не учим наших детей культуре прощения, извинения, принятия поражения в борьбе равных. В детской среде чаще культивируют дух конфронтации, соперничества, дать сдачи. Отсюда тянутся корни жесткого рэкета в школе, драк и поножовщины среди молодежи, мордобой переходит и в парламент.

Нынешнее признание поражения основным соперником победителя, отмена протестов на малой родине останутся в памяти общества как пример роста общей политической культуры народа, что солидно укрепило легитимность прошедших выборов.

Наше движение "За честные выборы" намерено провести в недалеком будущем подробный анализ всего выборного процесса на специально созванной конференции. В ходе нашей работы мы поняли, что само время выборов, как в аквариуме, высвечивает все проблемные места и вопросы выборного законодательства, которые надо безотлагательно решать до новых выборов.

– Как вы видите решение возникших вопросов с Казахстаном?

– Большой узел завязался там, и он становится все туже и туже. На мой взгляд, наравне с действиями и шагами правительства нужны энергичные меры со стороны избранного президента.

Не дожидаясь инаугурации, в ответ на поздравление от Нурсултана Назарбаева, надо дать Астане сигналы готовности взяться за перезагрузку отношений. Так как чем дальше в лес – тем больше дров: после Казахстана задет ЕАЭС, в круг включаются новые страны, такие как Беларусь, Армения, подсыпаются угли в отношения между Россией и Казахстаном.

В Кыргызстане почти не осталось человека или личности, кого бы не задел, не обозвал, не оскорбил уходящий президент, кого смог – он успел засудить, посадил за решетку. Отвечать ему никто пока не торопится, счеты сведет сама жизнь, наша история. Но когда зуд этой разухабистой критики задевает другие государства и их лидеров – это уже обернулось для страны опустошительными потерями с далеко идущими последствиями.

Атамбаев должен прекратить свое вмешательство в ход межгосударственных дел с Казахстаном. Если он не собирается приносить извинения президенту Казахстана, то пусть просто отойдет в сторону от этого очага конфликта. Он фактически уже перешел в категорию бывших президентов. Хватит педалировать и разогревать этот конфликт. Любые оценки другой страны, выдаваемые Атамбаевым по разным поводам, должны игнорироваться нашим обществом, они кормят сегодня только зевак, причиняя невосполнимые эмоциональные и материальные потери нашим соотечественникам.


В миротворчество с соседней страной, как только очистится поле для работы, должны вступить и гражданское общество, интеллигенция, наши почтенные аксакалы. На фоне такой активности мы будем ожидать поддержки народной волны со стороны других государств и, прежде всего, официальных властей России.

Глава временного правительства Киргизской республики с апреля 2010 года. Депутат парламента республики, с 2009 года - лидер фракции Социал-демократической партии Киргизии. Бывший министр иностранных дел страны (1986-1989, 1992, 1994-1997), в 1989-1992 годах работала в МИД СССР. Одна из ключевых фигур "тюльпановой революции" в Киргизии (2005).

Роза Исаковна (Исааковна) Отунбаева родилась 23 августа 1950 года в городе Фрунзе (Бишкек) (по другим данным - в городе Ош). В 1972 году Отунбаева с красным дипломом окончила философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1975 году стала выпускницей аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме "Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики Франкфуртской школой".

В 1975 году Отунбаева начала преподавать в Киргизском государственном университете, заведовала кафедрой диалектического материализма (по другим данным – кафедрой философии.

В 1981 году Отунбаева перешла на партийную работу: в 1981-1983 годы работала вторым секретарем Ленинского райкома партии города Фрунзе, а в 1983-1986 годах была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС.

В 1986 году Отунбаева была назначена министром иностранных дел – заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1989-1992 годах она работала в МИД СССР (ответственный секретарь, председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, член коллегии МИД СССР).

В 1992 году Отунбаева стала вице-премьер-министром, главой МИДа уже ставшей независимой республики Кыргызстан, в 1993-1994 годах была послом Кыргызстана в США и Канаде, впоследствии вновь возглавила МИД страны. Именно она открыла посольства независимого Кыргызстана в США и Великобритании. В 1997 году Отунбаева подала в отставку, мотивируя это тем, что "страна становится все более тоталитарной".

В том же 1997 году Отунбаева была назначена послом Кыргызстана в Великобритании и Северной Ирландии (свое назначение впоследствии называла "политической эмиграцией"). В мае 2002 года она заняла должность заместителя спецпредставителя генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Хейди Тельявини, став "единственной женщиной с постсоветского пространства, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН".

В 2004 году Отунбаева вернулась в Кыргызстан и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата-Журт" (Отечество).

Лучшие дня

В СМИ Отунбаеву называли одной из ключевых фигур киргизской революции. Отмечалось, что с нее она и "началась". Так, в прессе упоминалось сделанное Отунбевой заявление с призывом к России прекратить поддержку режима руководителя страны Аскара Акаева и оглашение намерения "Ата-Журт" бороться за власть, если руководство государства попытается сфальсифицировать результаты парламентских выборов . В январе 2005 года разразился скандал: регистрацию Отунбаевой как кандидата в депутаты парламента отменили под предлогом нарушения пункта о проживании баллотирующегося на территории страны в течение определенного законом о выборах времени. Представители оппозиции, в том числе и сама Отунбаева, связали произошедшее с тем, что по тому же избирательному округу выдвинула свою кандидатуру дочь президента Бермет Акаева. В том же месяце в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой. Последовавшие после прошедших выборов массовые митинги оппозиции с требованием пересмотреть итоги голосования (оппозиция обвинила Акаева в намерении провести в депутаты своих родственников) и волна протестов на юге страны послужили началом так называемой "тюльпановой революции".

После свержения Акаева в сформированном правительстве Отунбаева стала исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако позднее, когда Курманбек Бакиев был официально избран президентом страны, ее кандидатура парламентом утверждена не была. По мнению соратников Отунбаевой, депутаты в этой ситуации "проявили "мужской шовинизм"".

В 2006-2007 годах Отунбаева являлась сопредседателем партии "Асаба". В ноябре 2007 года она покинула ряды "Асабы" и вступила в Социал-демократическую партию страны, возглавляемую занимавшим в тот период пост премьер-министра Киргизии Алмазбеком Атамабевым. В том же году Отунбаева стала депутатом Жогорку Кенеш (парламента страны), где вошла в состав фракции оппозиционной Социал-демократической партии Кыргызстана. В октябре 2009 года она возглавила фракцию партии в парламенте.

В марте 2010 года киргизская оппозиция провела Курултай (народный сход), на котором выдвинула ряд экономических и политических требований к властям страны, среди которых было снижение тарифов, возврат проданных стратегических государственных предприятий, освобождение политзаключенных, снятие с официальных должностей близких родственников действующего президента Бакиева и др. Отмечалось, что если до 24 марта они не будут выполнены, оппозиция может начать организовывать местные курултаи с целью установления "истинно народной власти". Главой исполнительного комитета по выдвинутым требованиям стала Отунбаева. В апреле того же года в городе Таласе начались акции протеста оппозиционных сил. Выступления переросли в беспорядки и на следующий день распространились на столицу и некоторые другие города страны. После произошедшего правительство страны ушло в отставку, а Отунбаева возглавила сформированное оппозицией временное правительство ("правительство народного доверия").

Пресса в 2005 году называла Отунбаеву "умеренным политиком", который "пользуется авторитетом за рубежом". При этом отмечалось, что в Киргизии она стала популярна "только в последний год". В 2006 году эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов уже характеризовал ее как очень яркого и энергичного и самого цельного оппозиционного киргизского политика. При этом он отмечал, что у Отунбаевой в отличие от других, выступающих с критикой власти политиков, "нет каких-то своих капиталов, бизнеса, и никогда их не было". По мнению Дубнова, у нее "по отношению к событиям гораздо больше каких-то романтических ожиданий", в связи с чем "есть опасность, что "крутые" лидеры используют ее яркий человеческий потенциал в своих целях". В 2007 году сама Отунбаева в одном из интервью рассказывала, что местные СМИ называют ее "неустающей, мешающей всем жить, беснующейся бациллой". "Мне уже нельзя отступать: почва под ногами есть, народ готов к переменам и хочет их. Так что будем работать и действовать", - заявляла политик.

Отунбаева владеет несколькими языками: кроме киргизского, она знает, русский, английский, немецкий и французский. Она разведена, у нее есть сын и дочь.

Президент Киргизской республики переходного периода с мая 2010 года, глава временного правительства страны с апреля 2010 года. Ранее - депутат парламента республики, в 2009-2010 годах - лидер фракции Социал-демократической партии Киргизии. Бывший министр иностранных дел Киргизии (1986-1989, 1992, 1994-1997), в 1989-1992 годах работала в МИД СССР. Одна из ключевых фигур "тюльпановой революции" в Киргизии (2005).

Роза Исаковна (Исааковна) Отунбаева родилась 23 августа 1950 года в городе Фрунзе (Бишкек) (по другим данным - в городе Ош). В 1972 году Отунбаева с красным дипломом окончила философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, в 1975 году стала выпускницей аспирантуры, защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме "Критика фальсификации марксистско-ленинской диалектики Франкфуртской школой".

В 1975 году Отунбаева начала преподавать в Киргизском государственном университете, заведовала кафедрой диалектического материализма (по другим данным – кафедрой философии).

В 1981 году Отунбаева перешла на партийную работу: в 1981-1983 годы работала вторым секретарем Ленинского райкома партии города Фрунзе, а в 1983-1986 годах была вторым секретарем Фрунзенского горкома КПСС.

В 1986 году Отунбаева была назначена министром иностранных дел – заместителем председателя Совета министров Киргизской ССР. В 1989-1992 годах она работала в МИД СССР (ответственный секретарь, председатель Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, член коллегии МИД СССР).

В 1992 году Отунбаева стала вице-премьер-министром, главой МИДа уже ставшей независимой Киргизской республики, в 1993-1994 годах была послом Киргизии в США и Канаде, впоследствии вновь возглавила МИД страны. Именно она открыла посольства независимой Киргизии в США и Великобритании. В 1997 году Отунбаева подала в отставку, мотивируя это тем, что "страна становится все более тоталитарной".

В том же 1997 году Отунбаева была назначена послом Киргизии в Великобритании и Северной Ирландии (свое назначение впоследствии называла "политической эмиграцией"). В мае 2002 года она заняла должность заместителя спецпредставителя генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию Хейди Тельявини, став "единственной женщиной с постсоветского пространства, которая занимала высокую должность заместителя руководителя одной из международных миссий ООН".

В 2004 году Отунбаева вернулась в Киргизию и стала сопредседателем оппозиционного блока "Ата-Журт" (Отечество).

В СМИ Отунбаеву называли одной из ключевых фигур киргизской революции. Отмечалось, что с нее она и "началась". Так, в прессе упоминалось сделанное Отунбевой заявление с призывом к России прекратить поддержку режима руководителя страны Аскара Акаева и оглашение намерения "Ата-Журт" бороться за власть, если руководство государства попытается сфальсифицировать результаты парламентских выборов. В январе 2005 года разразился скандал: регистрацию Отунбаевой как кандидата в депутаты парламента отменили под предлогом нарушения пункта о проживании баллотирующегося на территории страны в течение определенного законом о выборах времени. Представители оппозиции, в том числе и сама Отунбаева, связали произошедшее с тем, что по тому же избирательному округу выдвинула свою кандидатуру дочь президента Бермет Акаева. В том же месяце в Бишкеке у здания парламента начались массовые пикеты в поддержку Отунбаевой. Последовавшие после прошедших выборов массовые митинги оппозиции с требованием пересмотреть итоги голосования (оппозиция обвинила Акаева в намерении провести в депутаты своих родственников) и волна протестов на юге страны послужили началом так называемой "тюльпановой революции".

После свержения Акаева в сформированном правительстве Отунбаева стала исполняющей обязанности министра иностранных дел. Однако позднее, когда Курманбек Бакиев был официально избран президентом страны, ее кандидатура парламентом утверждена не была. По мнению соратников Отунбаевой, депутаты в этой ситуации "проявили "мужской шовинизм"".

В 2006-2007 годах Отунбаева являлась сопредседателем партии "Асаба". В ноябре 2007 года она покинула ряды "Асабы" и вступила в Социал-демократическую партию страны, возглавляемую занимавшим в тот период пост премьер-министра Киргизии Алмазбеком Атамабевым. В том же году Отунбаева стала депутатом Жогорку Кенеш (парламента страны), где вошла в состав фракции оппозиционной Социал-демократической партии Киргизии. В октябре 2009 года она возглавила фракцию партии в парламенте.

В марте 2010 года киргизская оппозиция провела Курултай (народный сход), на котором выдвинула ряд экономических и политических требований к властям страны, среди которых было снижение тарифов, возврат проданных стратегических государственных предприятий, освобождение политзаключенных, снятие с официальных должностей близких родственников действующего президента Бакиева и др. Отмечалось, что если до 24 марта они не будут выполнены, оппозиция может начать организовывать местные курултаи с целью установления "истинно народной власти". Главой исполнительного комитета по выдвинутым требованиям стала Отунбаева. В апреле того же года в городе Таласе начались акции протеста оппозиционных сил. Выступления переросли в беспорядки и на следующий день распространились на столицу и некоторые другие города страны. Отунбаева возглавила сформированное оппозицией временное правительство ("правительство народного доверия"), которое своим первым декретом распустило парламент и отправило правительство в отставку.

В мае 2010 года на фоне продолжающихся беспорядков в стране на заседании правительства по решению большинства его членов был подписан декрет о назначении Отунбаевой президентом Киргизии переходного периода. Своим первым решением глава Киргизии ввела режим чрезвычайного положения на юге республики, где произошедшие накануне столкновения между представителями киргизской и узбекской общин закончилось кровопролитием. После назначения Отунбаева заявила о выходе из Социал-демократической партии страны, так как она была обязана соблюсти политическую нейтральность.

В июне 2010 года в Киргизии состоялся референдум, на который были вынесены вопросы о принятии новой конституции и упразднении Конституционного суда, а также об утверждении в стране должности президента переходного периода. Большинство граждан страны с предлагаемыми изменениями согласилось, поддержав таким образом переход от президентской к парламентской форме правления. Одновременно с этим, как отмечал "Коммерсант", референдум стал и своего рода "безальтернативными выборами" Отунбаевой, подтвердившими легитимность ее правления до 1 января 2012 года. В новую должность Отунбаева вступила в июле 2010 года.

Пресса в 2005 году называла Отунбаеву "умеренным политиком", который "пользуется авторитетом за рубежом". При этом отмечалось, что в Киргизии она стала популярна "только в последний год". В 2006 году эксперт по Центральной Азии, обозреватель газеты "Время новостей" Аркадий Дубнов уже характеризовал ее как очень яркого и энергичного и самого цельного оппозиционного киргизского политика. При этом он отмечал, что у Отунбаевой в отличие от других, выступающих с критикой власти политиков, "нет каких-то своих капиталов, бизнеса, и никогда их не было". По мнению Дубнова, у нее "по отношению к событиям гораздо больше каких-то романтических ожиданий", в связи с чем "есть опасность, что "крутые" лидеры используют ее яркий человеческий потенциал в своих целях". В 2007 году сама Отунбаева в одном из интервью рассказывала, что местные СМИ называют ее "неустающей, мешающей всем жить, беснующейся бациллой". "Мне уже нельзя отступать: почва под ногами есть, народ готов к переменам и хочет их. Так что будем работать и действовать", - заявляла политик.

Отунбаева владеет несколькими языками: кроме киргизского, она знает, русский, английский, немецкий и французский. Она разведена, у нее есть сын и дочь.