Главная · Обустройство · Примеры сближения наук. Два примера на сближение наук

Примеры сближения наук. Два примера на сближение наук

Черты современной науки. Универсальность – наука исследует все стороны человеческой деятельности во всех сферах общественной жизни. Безграничность- появление самых различных научных школ, сочетание индивидуального и коллективного научного поиска. Дифференциация и интеграция исследований. Сближение науки с потребностями общества.

Слайд 8 из презентации «Современная наука» . Размер архива с презентацией 229 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Мораль и нравственность» - Моральные требования и представления. Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль. Структура нравственной культуры личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции духовной жизни современной России. Религия. Мировые религии. Различия. Мораль. Мораль и право: общее и различия. Развитие норм морали. Нравственная культура личности. Вопросы происхождения морали.

«Человек и общество в философии» - Поблагодарим мудрую природу. Конфуций. Привычка - вторая натура. Философия научна, эстетична, моральна. Три круга философии. Отметим четыре основных положения. Платон. Любовь к мудрости. Результаты философской деятельности. Никто из нас еще не родился бессмертным. Снисходительность. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ. Древо философии. Рациональная отрасль духовной культуры. Женись, несмотря ни на что.

«Процесс познания» - Чувственное познание. Что такое познание. Интуиция. Разум. Виды знаний. Научное знание. Способы познания. Рациональное познание. Пути приобретения знаний. Познание мира.

«Особенности духовной жизни» - Ориентиры и цели. Духовные ориентиры личности. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Усвоение определенных ценностей. Ценности. Духовный мир человека. Классификация типов мировоззрения. Совесть. Понимание человеком мира. Человек как духовное существо. Моральные начала. Мораль. Религиозное мировоззрение. Научное мировоззрение. Патриотизм.

«Особенности социального познания» - Ниже приводятся четыре суждения и четыре рисунка. Социальное познание. Методы социального познания. Основные этапы урока. Изучая общество, учёные наблюдают, сравнивают, иногда экспериментируют. ? Проблема. Поработайте с источником информации. Цели по содержанию урока: Особенности социального познания. Описание социальных явлений Объяснение, выявление сущности социальных явлений. Информация к размышлению.

«Духовная жизнь личности» - Философы. В человеке всё должно быть прекрасно. Потребности духа. Моральные запреты. Представление о многообразии духовной жизни. Значение мировоззрения. Духовная жизнь человека. Духовные ориентиры личности. Духовный мир человека. Знания. Духовная жизнь. Мировоззрение. Самовоспитание. Классификация типов мировоззрения. Духовная культура.

4. Сопоставьте два взгляда на функции искусства. С.Дягилев: «Для меня совершенно непонятно требование общественно-го служения от искусства на почве

установленных на него предписаний... Ве- 99ликая сила искусства заключается именно в том, что оно самоценно, самопо-лезно и главное – свободно». В.Ленин: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить свои-ми глубочайшими корнями в самую толщу широких народных масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их». Какой из них в большей степени отвечает современному пониманию назначения искусства?

Помогите пожалуйста!

1.Приведите два примера, иллюстрирующие поведение на рынке действительного покупателя.
2. Если количество товара, доставленного на рынок, не покрывает действительного спроса, то некоторые потребители, не желающие отказываться от данного товара, предпочитают в таком случае заплатить за него больше, что приводит к повышению рыночной цены. Приведите два аргумента в защиту этой позиции.

учащихся старших классов «Искусство мыслит образами» (Маймин Е.А. Искусство мыслит образами. М., 1977) пишет: «Открытия, которые мы делаем с помощью искусства, не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство , есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием. Это свойство искусства и делает его общественным явлением неизмеримого нравственного значения...» Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости.

Но понимать произведения искусства далеко не просто...

Как же научиться понимать искусство? Как совершенствовать в себе это понимание? Какими качествами нужно для этого обладать?..

Искренность в отношении к искусству - это первое условие его понимания, но первое условие - еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое...

Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатель должны быть «вооружены» - вооружены знаниями, сведениями. Вот почему такое большое значение имеют вступительные статьи, комментарии и вообще работы по искусству, литературе, музыке...

Народное творчество учит понимать условность искусства.

Почему это так? Почему все-таки именно народное искусство служит этим исходным и наилучшим учителем? Потому что в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий. Обычаи создаются не зря. Они тоже результат многовекового отбора по их целесообразности, а искусство народа - отбора по красоте. Это не значит, что традиционные формы всегда наилучшие и всегда нужно им следовать. Надо стремиться к новому, к художественным открытиям (традиционные формы тоже были в свое время открытиями), но новое должно создаваться с учетом прежнего, традиционного, как итог, а не как отмена старого и накопленного. ... Народное искусство не только учит, но и является основой многих современных художественных произведений...

(Д. С. Лихачев)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С5.С опорой на текст, обществоведческие знания, собственный социальный опыт приведите два аргумента, почему человеку необходимо приобщение к искусству.

С6.Автор пишет, что «эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое». С опорой на текст, исторические, обществоведческие знания поясните, что дает принцип историзма для понимания произведений искусства. Приведите два примера исторического отношения к памятнику культуры.

Почему количество научных дисциплин в хх в. сильно возросло? В чем состоит сущность, значение треугольника: наука - техника - технология? Что означает фраза А. с. Пушкина: «...в просвещении быть с веком наравне»?

С детства каждому известны слова, вынесенные в заголовок параграфа. Повседневная жизнь неотрывна от нaуки. Телевизор, самолет, автомобиль , холодильник и мнoгoe другое, чем мы пользуемся постоянно,- все это производные от успешных научных поисков, умноженных достижениями техники. Вы - школьники, следовательно, образование - главное в вашей деятельности, основой образования являются достижения науки.

НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Призвание науки - добывать новые знания. Для этогo нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений, необходимо «дум высокое стремленье» .

Наука - творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и OCнoвнoгo результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний (понятий, законов, теорий) о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы Ньютона, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева , теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т. п. Понятие «наука» означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука, химическая наука.

Итак, наука - система знаний. Вспомните, что система - это совокупность элементов, связанных друг с другом и образующих определенную целостность. главной задачей науки, ее «собственной задачей», отмечают ученые, является производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки. (Вдумайтесь в содержание этого абзаца, обсудите положения о науке как системе, о том, что такое ее «собственная задача», истинные знания и методы их добычи» О науке в современном смысле слова, полагает большинство исследователей, можно говорить начиная с XVII-XVIII вв. В эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приемы нaблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось ее проникновение в технологию. Aнглийскому ученому А. Тойнби принадлежат крылатые слова: «сознание - мать технологии», наука и технология « обручились друг с другом и шагают вместе». Так наука начала реализовывать две свои основные функции: познавательную (теоретическое проникновение в сущность peальных явлений) и пракстuческкu-действенную (участие в преобразующей деятельности человека, общества). Cooтветственно этим функциям принято и членение существующих наук на фундаментальные и прuкладные.

О государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение во второй половине XVII в. первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVнI в. была учреждена Петербургская академия наук, позже названная Российской.

Научная работа превращалась в профессию, научноисследовательская деятельность - в устойчивую общественную и культурную традицию , а наука - в социальный институт. Всеобъемлющее развитие науки относится к ХХ в., к современности. Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, тeоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути нaучно-технuческого пpoгpecca (НТП). НТП - это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и тexники. (Опираясь на ваши знания по ряду предметов, обсудите влияние НТП на современное общественное развитие.)

Приведем некоторые данные, характеризующие coвpeменную науку. В начале ХХ в. в мире было 100 тыс. ученых, в конце века - свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число ученых. Такие высокие тeмпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.

Мировая научная информация в ХХ в. удваивалась за 10- 15 лет. постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. В 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в ХХ в. Объем мирового промышленного производства в конце ХХ в. был в 20 раз выше, чем в начале века.

Исследования ученых дают основание выделить значимые черты современной науки. Это, прежде вceгo, унивepсальность. Общество получает проверенные, обоснованные, систематизированные знания обо всем, что подвергается исследованию: природные явления на Земле и в галактике в их постоянном развитии и изменении; основные стадии возникновения и развития человека, функционирование eгo психики; роль экономики в жизни общества, демографические и другие социальные проблемы, история народов, их культура; творчество и судьбы людей; развитие самой науки, ее взаимодействие с другими областями культуры.

Наука исследует деятельность человечества во всех сферах общественной жизни. (Опираясь на знания по различным предметам и имеющийся у вас жизненный опыт, обсудите с приведением конкретных примеров влияние нaуки на духовную, экономическую, социальную и политическую сферы общества .)

Другая черта науки - ее безграничность. «Нaукa,- говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр,- вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, нeизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче».

Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной кoнкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.

Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), 8 иногда и небольшой группой исследователей. Здесь ocoбенно важна инициатива ученого, eгo озарение. Поиск новoгo, соединенный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует создания больших коллективов и вдумчивой координации всех про водимых исследований.

Признанным центром российской науки является Pocсийская академия наук (РАН). В ее научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внeсла бы весьма ощутимого вклада - технико-экономическогo и гуманитарного.

НТП во мнoгoм базируется на достижениях научнопроизводственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Pубин», занимающийся вопросами сооружения подводного флота, и т. п.

Современная наука сочетает дифференциацию и интeграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаeмoгo наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям, требованиями НТП о дифференцированных исследованиях в различных значительно отличающихся друг от друга отраслях производства. «Растекание реки знаний нeизбежно,- писал видный отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев,- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний...» Но в не меньшей степени нужны и интегральные исследования, поскольку «необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний » .

Важнейшей особенностью большой науки является ее теснейшее сближение с потребностями развивающегося общества. Удовлетворить эти потребности может только нaука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество дает толчок, стимул к определенной нaучной деятельности.

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Oткрытия в электронике, оптике , химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств мaccoвой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым И Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, eгo многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических peсурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти - таков cмeлый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная тexнoлогия не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье. (Опираясь на свои знания по ряду учебных предметов, назовите открытия последней четверти ХХ в., оказавшие серьезное влияние на промышленное и сельскохозяйственное производство, на повышение качества жизни людей.)

Сплав высоких моральных категорий - добра и coвeсти - образовал новое качество - добросовестность, cтaвшее одним из первейших требований к научному труду.

Добросовестность проявляется:
- в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследования;
- в доказательности новых научных знаний, в их нeоднократной проверке;
- в научной честности и объективности - в стремлении к истине ученый не может считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими другими обстоятельствами, а должен руководствоваться изречением Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже»;
- в том, чтобы не вводить в науку скороспелые, нeобоснованные новации.

Уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты - норма выработанной учеными этики. Физик и философ И. Ньютон говорил, что все eгo научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов - своих предшественников.

Выдающиеся достижения большой науки ХХ - ХХI вв. привели к возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности ученых за их деяния. Научный прогресс обогащает мир не только открытиями, но и бедами, так как нередко плоды научных открытий мoгут нанести людям вред. Так, например, НТП - одна из главных причин экологического кризиса, а развитие некоторых отраслей вoeннoгo производства опасно для жизни людей. К чести ученых, они первыми не только выразили тpeвoгу, но и активно включились в профессиональные и массовые экологические движения, первыми заговорили о необходимости прекращения гонки вооружений и об опасности термоядерной катастрофы. Социальная ответственность , активная позиция в защите человека и планеты - неотъемлемая часть этики науки.

Ученые доказывают: использование достижений науки на благо всем людям возможно лишь в демократическом обществе. Академик А. Д. Сахаров подчеркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования eгo достижений во вред человечеству».

ВЕК ЖИВИ, ВЕК УЧИСЬ

Из всех областей духовной культуры наука и образование наиболее тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук. Обеспечение конкурентной способности новыми тexнологиями требует не только фундаментальных исследований, но и участия в них фундаментально подготовленных людей исследовательского и инженерного труда, способных мобильно переходить на новые рубежи. Выдвижение и реализация новых идей в гуманитарном секторе науки, разработка принципов новой российской экономики , путей созидания гражданского общества и правового государства, добывание достоверных сведений о прошлом Родины и мира требуют значительного числа образованных экономистов, юристов, историков. Так наука и образование создают национальное богатство страны и сами выступают в качестве одной из ценностей, без которых невозможно развитие общества и формирование личности.

В начале ХХI в. в России формулируется общенациональная образовательная политика, первейшая задача которой - достижение cовpeмeннoгo качества образования, eгo соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Эта политика, oтpaжая общенациональные интересы, учитывает и общие тeнденции мирового развития:

Ускорение темпов развития общества, eгo демократизация определяют необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющейся ситуации;
- в период перехода к постиндустриальному обществу, расширения межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возможность решения глобальных проблем лишь coтрудничеством в рамках международного сообщества требует формирования у молодого поколения coвpeмeннoгo мышления;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, coкращение сферы неквалифицированного и малоквалифициpовaннoгo труда вызывают постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образоваине - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается:

В постепенном, доступном для учащихся различных возрастов формировании системы научных знаний о важнейших явлениях реального мира, а также умений и навыков познавательной и практической деятельности;
- в подготовке не только образованных, но и нpaвствeнных людей. Вспомним слова pуccкoгo ученого, составителя
«Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля: «Образование есть образование ума и образование нравственности»;
- в передаче и формировании опыта творческой деятельности, предполагающей, в частности, динамизм, кoнcтpуктивность, способность принимать решения в ситуации выбора;
- в формировании гражданской ответственности, правовогo самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу.

Наука и образование - сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Именно социальное развитие, быстрое умножение научного багажа планеты требуют периодической модернизации образования, свойственной всем eгo ступеням.

Народная мудрость «век живи, век учись» ежечасно подтверждается в начавшуюся постиндустриальную эпоху, когда наука, техника, технология, культура обновляются с небывалой доселе быстротой. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих уcловиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни - с детства до старости. Среди функций непрерывного образования выделяют кмпeнcирующую (восполнение пробелов в базовом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности , потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью цeленаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования лежит непосредственный личный интерес человека, сочетающийся с самостоятельным изучением мaтериала. Основная форма самообразования - изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Проявляйте интерес к новым достижениям науки и тexники. Это поможет вам ориентироваться в жизни, положительно скажется на вашем труде, культурном уровне, будет способствовать самообразованию.

2 Избирая профессию, пути послешкольного образования, постарайтесь больше узнать о тех областях науки, техники, гуманитарной сферы, к которым вы проявляете интерес. Ознакомьтесь с популярной литературой (в ее выборе вам помогут учителя , библиотекари), научитесь самостоятельно работать с каталогом. Читайте жизнеописания ученых, например книги из серии «Жизнь замечательных людей».

3 Если вы задумали посвятить свою деятельность научному труду, помните слова древних: «В науке нет цapcкoгo пути». Это означает, что работать придется мнoгo и зачастую в непростых условиях. Но если вы все взвесили и приняли решение стать научным работником, не сходите с дистанции.

4 Самообразование - постоянный ваш спутник, способствующий выработке жизненных ориентиров. Оно не должно быть бессистемным или однобоким. Полезно coставлsпь личный план самообразования, нацеленный на совершенствование вашего профессионального и общекультурного уровня.

Документ

Из выступления Президента РАН Ю. С. Осипова на общем собрании Академии 12 ноября 2001 г.

России предстоит построить новую экономику, способную стать фундаментом общественного благосостояния и оборонной мощи. Для этого нужна передовая научно-технологическая сфера. Огромный ресурс экономики Pocсии - накопленный страной научный потенциал. ...Одна из задач - создание в России конкурентоспособного ceктора высоких технологий, способного выступить локомотивом промышленного развития страны. Причем тaкoгo развития, которое направлено на завоевание, удержание и pacширение экономически и стратегически благоприятных позиций на мировом рынке. Решение этой задачи - одна из основных целей стратегии национальной безопасности. Нашему обществу пора осознать, что безопасность и тexнoлогическая независимость страны в ХХI веке будет определяться ее научно-технологическим потенциалом.

В основе науки лежат фундаментальные исследования, они создают основы современных технологий, а также определяют качество образования. Именно развитая система фундаментальных знаний лежит в основе решения проблемы технологического развития и национальной безопасности .

Вопросы и задания к документу

1. Почему в качестве важнейших задач выдвигается обеспечение общественного благосостояния и оборонной мощи?
2. На основании имеющихся у вас знаний попробуйте объяснить, какое содержание вкладывается в термины « передовая научно-технологическая сфера», «научно-технический потенциал», «технологическая независимость». Почему научно-технический потенциал определяет безопасность и технологическую независимость страны?
3. Аргументируйте положение о том, что фундаментальные исследования создают основы современных технологий и определяют качество образования. Докажите, что высокие тexнологии являются «локомотивом промышленного развития страны» .

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое наука, каковы ее главные задачи и цели?
2. кaковы основные черты большой науки?
З. Почему для развития науки необходимо сочетание индивидуального творчества и деятельности крупных научных коллективов?
4. Назовите примеры, характеризующие современное сближение науки с потребностями общества.
5. Почему наука является «локомотивом» научно-технического прогресса?
6. Каковы основные положения этики ученых?
7. В чем состоит взаимосвязь науки и образования?
8. Почему образование является национальным богатством страны ?
9. Почему самообразование - непременное условие успешной профессиональной деятельности и овладения культурой?

ЗАДАНИЯ

1. Принято деление науки на фундаментальную и прикладную. В чем вы видите взаимозависимость и взаимосвязь этих наук? Правы ли ученые, считающие, что это членение носит условный характер?

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

(И. Земан.)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики.

2. Два примера сближения наук:

Бионика - прикладная наука изучающая применение в технике структур, функций живой природы;

Математическая лингвистика. Применяет математические модели для изучения естественного языка с целью моделирования интеллектуальных процессов;

Геофизика - комплекс наук, исследующих физическими методами строение Земли;

Политическая социология. Находится на стыке социологи и политологии. Изучает взаимодействие личности, общества и государства.

Могут быть приведены другие примеры сближения наук.

Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла.

Вариант № 345654

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Для традиционного общества характерно

1) длительное существование общины

2) широкое участие народа в общественной жизни

3) занятие основной массы населения в сфере услуг

4) признание в качестве главной ценности прав и свобод личности

Ответ:

Относительная истина, в от­ли­чие от абсолютной

1) содержит объ­ек­тив­ное знание о предмете

2) всегда опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл

3) может быть со вре­ме­нем опровергнута

4) является ре­зуль­та­том чувственного и ра­ци­о­наль­но­го познания

Ответ:

Какую из перечисленных ниже тенденций развития образования иллюстрирует создание условий для ориентации учащихся на сферу будущей профессиональной деятельности?

1) гуманизация

2) гуманитаризация

3) компьютеризация

4) профилизация

Ответ:

Верны ли следующие суждения о результатах познавательной деятельности?

А. Результат познания зависит от установок, целей и предыдущего опыта познающего субъекта.

Б. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Согласно опре­де­ле­нию валового внут­рен­не­го продукта не все опе­ра­ции купли-продажи от­ра­жа­ют­ся на ве­ли­чи­не ВВП. Какие до­хо­ды надо вклю­чать в ВВП?

1) доход от про­да­жи вашего ста­ро­го мотоцикла

2) гонорар писателя

3) денежный пе­ре­вод от родителей

4) доход от ре­а­ли­за­ции заводом не­нуж­но­го оборудования

Ответ:

Издержки пред­при­я­тия на про­из­вод­ство продукции, свя­зан­ные с из­ме­не­ни­ем объёма её выпуска, называются

1) вынужденные

2) постоянные

3) переменные

4) предельные

Ответ:

Видом налога, взимаемого с физических лиц, является

1) налог на имущество предприятий

2) налог на добавленную стоимость

3) налог на имущество

4) налог на прибыль

Ответ:

На рисунке отражены изменения предложения спортивного оборудования на соответствующем рынке (линия предложения S переместилась в новое положение S1). (Р - цена товара, Q - количество товара.)

Это перемещение может быть связано, в первую очередь, с (со)

1) увеличением доходов произво дителей спортивного оборудо вания

2) увеличением цен на исходные комплектующие

3) уменьшением налога за аренду производственных мощностей

4) сокращение государственного субсидирования производителей спортинвентаря

5) снижением цен на транспортные услуги

Ответ:

Верны ли следующие суждения об ипотечном кредите?

А. Повышение ставки ипотечного кредитования приводит к снижению объема продаж на рынке недвижимости.

Б. Льготные ставки ипотечного кредитования обычно предоставляются молодым семьям и военнослужащим.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Критерием социальной стратификации является

4) неравенство

Ответ:

В ходе одного из интернет-опросов был задан вопрос: «Как Вы считаете, успешная карьера - это больше везение или упорная работа?» Результаты опроса представлены в приведенной ниже диаграмме (в %).

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

2) Число респондентов, считающих основной причиной успешной карьеры упорную работу, с возрастом увеличивается.

3) Подавляющее большинство отвечавших молодого возраста связывает успешную карьеру с упорной работой.

4) Респонденты старшего возраста одинаково важными причинами считают везение и упорную работу.

Ответ:

Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.

Б. Одним из способов разрешения социального конфликта являются взаимные уступки про-тивоборствующих сторон.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Главой государства в Российской Федерации является

1) Председатель Государственной Думы РФ

2) Вице-спикер Совета Федерации РФ

3) Президент РФ

4) Председатель Правительства РФ

Ответ:

Для тоталитарного политического режима характерно

1) существование единственной обязательной официальной идеологии

2) признание и гарантированность со стороны государства фундаментальных прав и свобод человека

3) формирование органов власти выборным путём

4) легальное существование различных партий, движений, организаций, конкурирующих между собой

Ответ:

Ниже приведены данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Респондентам был задан вопрос: «Является ли для Вас важным или не очень важным во время избирательных кампаний каждый из следующих источников информации?». Результаты опроса представлены в гистограмме (в%).

Какой вывод можно сделать на основании представленных данных?

1) Основная масса респондентов получает информацию из телевизионных передач.

2) Более половины респондентов не читают прессу и не получают информацию из нее.

3) Только десятая часть опрошенных по тем или иным причинам не смогла участвовать во встречах кандидатов с избирателями.

4) В качестве источника информации радио пользуется такой же популярностью у опрошенных, как и телевидение.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о власти?

А. Сущ­ность вла­сти за­клю­ча­ет­ся в це­ле­на­прав­лен­ном воз­дей­ствии воли од­но­го че­ло­ве­ка на волю дру­гих людей.

Б. В со­вре­мен­ном де­мо­кра­ти­че­ском об­ще­стве по­ли­ти­че­ская власть со­сре­до­то­че­на ис­клю­чи­тель­но в руках государства.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Производственное объединение предъявило иск фирме-поставщику о ненадлежащем исполнении договора поставки. Данное дело будет рассматриваться в суде

1) конституционном

2) арбитражном

3) мировом

4) уголовном

Ответ:

Для обо­зна­че­ния одной из сто­рон трудового до­го­во­ра в Тру­до­вом кодексе РФ ис­поль­зу­ет­ся термин

1) «физическое лицо»

2) «предприниматель»

3) «работающий по найму»

4) «работодатель»

Ответ:

Гражданин К. подал за­яв­ле­ние в отдел внут­рен­них дел об утере паспорта. Какой из от­рас­лей права будет ре­гу­ли­ро­вать­ся возникшее правоотношение?

1) го­су­дар­ствен­ным правом

2) ад­ми­ни­стра­тив­ным правом

3) уго­лов­ным правом

4) граж­дан­ским правом

Ответ:

Верны ли следующие суждения о праве?

А. Право – это особый, неофициальный регулятор общественных отношений и показатель социального и культурного прогресса общества.

Б. С помощью права государственная власть переводит некоторые социальные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ:

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «биологические по­треб­но­сти человека».

1) вос­про­из­вод­ство рода

2) самореализация

3) питание

4) дыхание

5) движение

6) общение

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки эм­пи­ри­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го познания. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) непосредственное на­блю­де­ние от­дель­ных фак­тов и явлений

2) выдвижение и обос­но­ва­ние гипотез

3) фиксация обоб­ще­ний в виде законов

4) получение ко­ли­че­ствен­ных дан­ных об изу­ча­е­мом объекте

5) разработка на­уч­ных теорий

6) объяснение су­ще­ству­ю­щих взаимосвязей

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каж­дое по­ло­же­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но определённой буквой.

(А) Куль­ту­ра пред­став­ля­ет собой слож­ное явление, что на­хо­дит от­ра­же­ние в су­ще­ству­ю­щих на се­го­дняш­ний день сот­нях её опре­де­ле­ний и трактовок. (Б) В ши­ро­ком смыс­ле слова куль­ту­ра вклю­ча­ет всё со­здан­ное людьми, всю со­во­куп­ность про­дук­тов че­ло­ве­че­ской деятельности, об­ще­ствен­ных форм организации, процессов, институтов, всё, что уже сде­ла­но человечеством. (В) В связи с су­ще­ство­ва­ни­ем двух типов де­я­тель­но­сти – ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной – можно вы­де­лить две ос­нов­ные сферы су­ще­ство­ва­ния и раз­ви­тия культуры: ду­хов­ную и материальную. (Г) Де­ле­ние это пред­став­ля­ет­ся условным, по­то­му что в «чистом» виде они про­сто не существуют. (Д) Го­во­ря о мно­го­об­ра­зии клас­си­фи­ка­ций культур, чаще всего вы­де­ля­ют три её формы: элитарную, народную, и мас­со­вую и две её разновидности: суб­куль­ту­ру и контркультуру.

Определите, какие по­ло­же­ния из тек­ста имеют:

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оце­ноч­ных суждений

3) ха­рак­тер тео­ре­ти­че­ских утверждений

Запишите цифру, обо­зна­ча­ю­щую ха­рак­тер выражения, под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение.

A Б В Г Д

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«А. Кондорсе, как и другие французские просветители, считал источником совершенствования человечества развитие_______ (А). Социалист-утопист Сен-Симон считал, что________ (Б) должно принять такую форму

организации, которая привела бы к осуществлению принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья. Немецкий философ Ф. В. Шеллинг писал, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества запутались в спорах о критериях________ (В). Одни рассуждают о совершенствовании человечества в области________ (Г), другие - о развитии науки и_________ (Д). Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человечества может служить только постепенное приближение его к______ (Е) государству».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке социальные роли, ко­то­рые может вы­пол­нять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) член не­фор­маль­ной молодёжной группы

2) во­ен­но­слу­жа­щий срочной службы

3) губернатор

4) Пре­зи­дент РФ

5) избиратель

6) ми­ро­вой судья

Ответ:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Публичное право , финансовое право , административное право , уголовное право , конституционное право .

Ответ:

Какой процесс происходит в современной науке? Чем он обусловлен?


(И. Земан.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

(И. Земан.)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

Развитие современной науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых понятий. Современная математика показывает диалектическое единство непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией, квантовая физика - взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и полем, биология - взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и диалектическим характером мира.

Оказывается, что различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает, что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство - от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и необходимо вскрыть. (...)

Важной вехой в деле объединения наук является создание кибернетики. (...) Такие понятия кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие, пригодны как для теории математических машин, так и для биологии, нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии. (...)

Огромная сложность и необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать, что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных результатов. (...)

Синтез наук является незаконченным, открытым процессом. Наука - это не готовая, закрытая система. Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия. Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно более высокую ступень.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: ««Человек - нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В. М. Шукшин).

29.2 Экономика: «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей» (Д. Сарнофф).

29.3 Социология, социальная психология: «Независимость и свободомыслие - суть творчества» (Ф. Миттеран).

29.4 Политология: «Государственным благом является справедливость» (Аристотель).

29.5 Правоведение: «Тот, кто щадит виновного, наказывает невиновного» (аксиома права).

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.