Главная · Обустройство · Литературная карта ярославской области. Путятин родион тимофеевич Икона Богородицы Почаевская

Литературная карта ярославской области. Путятин родион тимофеевич Икона Богородицы Почаевская

Когда мы, слушатели, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: точно Ангел. Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, – мы говорим о нем: Ангел, а не человек. Когда слышим хорошо поющих, мы говорим: точно Ангелы поют.
Что же такое Ангелы?
Духи добрые, существа невидимые, дивные красотой, дивные светлым умом, святой волей, могучею силой, существа самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.
Где они, эти Ангелы?
На Небеси, в небесном раю. Есть и не на Небе, не в раю ангелы, а в преисподней, в аду, но то ангелы злые. На Небе добрые Ангелы. Да, Ангелы двух свойств: одни добрые, другие злые.
Где то Небо, тот рай, в котором добрые Ангелы?
Обыкновенно полагают его там, вверху, над нами, за этим видимым небом, куда вознесся Иисус Христос, куда вознесена Пресвятая Дева Мария, куда взяты Илия и Енох, куда на время восхищен был апостол Павел. Словом, Небо, рай – это там, в невидимом, духовном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное Царство Отца и Сына и Святого Духа.
О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем Царстве! Почему они, эти добрые Ангелы, названы Ангелами? Слово «Ангел» значит «вестник», значит и «посланник». Так, Ангелы добрые – это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Да, они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, как всемогущ. Божьего всемогущества, Божией премудрости, Божией благости ни в ком из сотворенных существ так много не видно, как в них, Ангелах. Возвещая славу Божию, они преимущественно возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется Божия воля, Божий закон, как Ангелами. Любя Бога самой пламенной любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его манию, исполнять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет.
Как Ангелы возвещают, как выражают свою радость о Боге, свою любовь к Нему?
Песнопениями неумолчными. Они непрестанно поют, радуясь, Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Так их, поющих, слышали и видели пророк Исаия, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии человеки.
Благоговея пред Богом, Ангелы преисполнены любви друг ко другу и к людям.
Чем Ангелы выражают свою любовь друг ко другу? Общими своими песнопениями. Их бесчисленное множество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых отцов, в девяносто девять крат Ангелов больше, чем людей на свете. По природе своей они все равны и все совершенны, но по силе, по достоинству разнствуют – одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и одни как бы начальствующие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике – Серафимы, Херувимы, Престолы; во втором – Господства, Силы, Власти; в третьем – Начала, Архангелы и Ангелы. Так много Ангелы разнствуют между собой, и несмотря на то они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служении, поют победную песнь, как у нас певчие, в четыре голоса, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, Свят, Свят!
Как Ангелы к нам, к людям, свою любовь выражают?
Пребывая на Небесах, Ангелы, по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слышно славят, поют, как, например, их поющих слышали пастыри вифлеемские. Особенно в церкви и преимущественно на Литургии они всегда невидимо с нами, они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. Да, слушатель благочестивый, чины ангельские невидимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься Тела и Крови Его.
Как Ангелы могут быть и на Небе, и на земле?
По своей сущности Ангелы – то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого и ничего видимого не имеют; они бесплотны, они чистые духи, только на время могут они принимать вид человека, чтобы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут что нужно – и тотчас отходят, делаются невидимыми. Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю и опять точно так же восходить на Небо. Мыслью или желанием и мы можем бывать везде, на Небе и на земле, но Ангелы могут быть везде всем своим существом, то есть и умом, и волей, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут, они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Да, устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить Пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира.
Желая всем спастись и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научить добру, истине, отводить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу. Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу, там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ангелы хранители есть и у всякого человека.
Как только человек родится и будет окрещен, тотчас дается от Бога ему особый Ангел в хранители, в наставники. И с этого времени Ангел хранитель остается навсегда с человеком; с ним человек живет, с ним и умирает, с ним в тот свет вступает, с ним и на Страшный Суд является.
Как Ангелы хранители могут помогать нам, наставлять, хранить нас? Потому могут, что они выше нас по уму, крепче нас по силам; хотя они не всеведущи, не всемогущи, но умными своими очами дальше нашего видят, больше нашего знают и своим могуществом больше нашего могут.
Как именно Ангелы нам помогают?
Невидимо, неслышно. Видимо хранить, слышно наставлять Ангелы хранители могут только по особенному Божию повелению, в случаях чрезвычайных, когда Божие поручение иначе исполниться не может, как слышно, видимо. Например, слышно Иосифу во сне Ангел говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет. Видимо – женам-мироносицам при Воскресении Иисуса Христа Ангелы являлись и слышно говорили: воста… Видимо являлся и слышно говорил Ангел Пресвятой Деве Марии, что Она зачнет и родит Сына. Такие явления – явления чудесные, а чудеса творит один Бог.
Итак, обыкновенно всегда Ангелы своим невидимым с нами присутствием нам помогают. Да, Ангел хранитель всегда со мною; со мной он, что когда я ни делаю; со мной он, когда я размышляю, желаю, решаюсь; со мной он, когда я говорю, пою, читаю, пишу; со мной он, когда я служу, молюсь; со мной он, когда я учусь, узнаю, работаю, тружусь, пью, ем и прочее, когда что делаю в славу Божию, он все со мною; со мной он, когда храню себя от всего – от грехов, от бед, от всяких врагов, от всяких опасностей. Действуя таким образом все с Ангелом хранителем, я и вразумляюсь, освещаюсь его умом, который выше, светлее моего ума, и охраняюсь, укрепляюсь его могуществом, которое сильнее, могущественнее моих сил.
Если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы не знал, не понимал так ясно истины и не желал, не делал так усердно добра, и не служил, не молился так пламенно Богу; если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы так не сохранил себя от греха, от заблуждения и так легко не избавился бы от беды, от опасности, от всего мне враждебного, вредного, безрассудного. Да, Ангел наш хранитель тем именно и помогает нам, что он, хотя и невидимо, но с нами всегда, везде, во всякое время, во всяком месте.
Как он бывает с нами, когда мы согрешаем в чем?
Вдали он тогда бывает. Да, не бывает со мной моего Ангела хранителя, когда я худое делаю, замышляю, говорю, пою, читаю, пишу; удаляется от меня мой Ангел хранитель, когда я скучаю, ропщу, досадую, сержусь, бранюсь, лгу, обманываю, обижаю, осуждаю, завидую, поношу – словом, далеко от меня добрый Ангел мой хранитель, когда я недоброе, худое делаю. Да, если я себя не храню от греховного, вредного, враждебного мне, и Ангел хранитель не сохранит меня. Без моего желания себе спасения, избавления, без моего о себе старания, усилия, действования и Ангел хранитель ничего со мной для меня не делает, потому что он удаляется тогда от меня. Хранят Ангелы детей невинных без их участия, так сказать, без их ведома. И не детей, а всех людей невинных хранят Ангелы, и тоже без ведома, без участия их хранят; но потому невинных и хранят, что они так безгрешны, невинны, что по своей ангельской невинности и не ведают и не верят, чтобы им могла грозить когда беда какая.
Что же Ангел наш, нас грешных хранитель, что делает, когда мы согрешаем? Добрые знают, что делать, когда сами лично кому помочь не могут за отдаленностью, – они Богу молятся.
И мой хранитель, добрый Ангел, удаляясь от меня, молится обо мне, чтобы Господь меня вразумил, от греха удержал, остановил, чтобы я одумался, очувствовался, чтобы поскорее я раскаялся, и если хоть чуть начну я раскаиваться, он тотчас опять со мной, я заплачу, а он возрадуется. И о, как Ангел хранитель наш радуется, когда мы плачем о грехах, и не он один – за ним все Ангелы святые на Небе радуются, когда мы раскаиваемся, когда плачем! Оттого-то так и сладки нам слезы наши о грехах; слезы о грехах радостью ангельской отзываются.
Итак, Ангелы хранители хранят, наставляют нас своим светом, своим могуществом и своей молитвой о нас.
А что такое эти особые хранители областей, государств, городов, сел, монастырей, церквей и других обществ человеческих, когда у всякого человека есть свой Ангел хранитель? То Ангелы высшие, они светлее, могущественнее наших Ангелов хранителей, и тем светом люди в общих делах освещаются, вразумляются, их могуществом люди при общих бедах охраняются, укрепляются.
Итак, вот что такое Ангелы добрые.
Слушатель-христианин! Ты радуешься ли на Божиих Ангелов? Радуешься ли, слушая, что есть невидимые существа, обладающие самым светлым умом, самой могучей силой, существа самые добрые, любвеобильные, всегда готовые всем прийти на помощь, существа самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости поющие непрестанно, неумолчно поющие? Радуешься ли, что есть такие существа?
О, радуемся, Господи, радуемся на Твоих дивно-прекрасных, блаженных Ангелов, радуемся, потому что они Твои, что Ты их таких создал, потому что о Тебе они так радуются, Тебе они так поют, Тебе, Богу нашему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! И мы с ними Тебе поем, вопием, и если бы во веки веков нам с ними так петь! Аминь.

СПРАВКА «РЫБИНСКОЙ СРЕДЫ»:

Родион Тимофеевич Путятин (1807-1869) — выпускник Московской духовной академии, преподаватель словесности в Ярославской духовной семинарии. С 1845 г. – настоятель Спасо-Преображенского собора города Рыбинска. Однако о.Родион сделался известен всей православной России не только как опытный педагог и «пастырь добрый»: с 1842 г. стали появляться в печати, в т.ч. и повременной, его знаменитые краткие катехизические поучения, выдержавшие на протяжении семидесяти лет свыше двух десятков изданий. Богатейшее наследие о.Родиона – более трехсот поучений и проповедей – пользовалось исключительной популярностью, и заслуженно.

Романова Анна

Населенный пункт: г. Рыбинск; г. Ярославль

Родился 1 (13) ноября 1806 г. в с. Путятино Сапожковского уезда Рязанской губернии в семье священника. Окончил Рязанскую духовную семинарию (1830), Московскую духовную академию (1834) со степенью магистра богословия. В 1835 г. рукоположен в сан иерея.

Преподавал словесность в Ярославской духовной семинарии, с 1837 г. – помощник инспектора семинарии. Одновременно с этим служил священником в храмах Ярославля, в том числе в Успенском кафедральном соборе (1840-1844). В 1845 г. назначен увещевателем во всех ярославских присутственных местах, затем в том же году – протоиереем в рыбинский Спасо-Преображенский собор и благочинным всех городских церквей. С 1846 г. – сотрудник Попечительства о бедных духовного звания.

Протоиерею Родиону Путятину было свойственно глубокое человеколюбие; во время эпидемии холеры 1848 года он бесстрашно помогал больным и умирающим. За усердные труды в холерное время протоиерей был награжден наперсным крестом. Во время Крымской войны пожертвовал крупную сумму денег раненым и семьям убитых на войне.

В Рыбинске началась его слава российского «народного проповедника». Автор книг поучений: «Сто тридцать пять кратких поучений протоиерея Иродиона» (СПб., 1871), «Катехизические поучения» (Рыбинск, 1862), с 1864 г. – «Полного собрания поучений» (прижизненные издания в Рыбинске, Ярославле, Москве) и др., а также «Дневника» (Сергиев Посад, 1914). Публиковался в газете «Ярославские епархиальные ведомости», в журналах «Душеполезное чтение», «Странник», «Троицкие листки».

«Поучения рыбинского протоиерея Путятина» в дореволюционной России пользовались необыкновенной популярностью. Они были переведены на иностранные языки, в том числе на японский (для Японской Православной Миссии в Токио).

Умер 4 (16) ноября 1869 г. в Рыбинске, похоронен в притворе Никольской церкви. В 1936 г. церковь была разрушена. В августе 1997 г. близ колокольни был установлен памятный деревянный крест, и Святейшим Патриархом Алексием была отслужена заупокойная лития о протоиерее Родионе. В 2000 г. на месте деревянного креста установлен мраморный памятник. 17 ноября 2010 г. состоялось освящение мемориальной доски на доме, где почти четверть века прожил выдающийся проповедник и духовный писатель.

Произведения:

  1. Путятин Р. Краткие поучения (XX) Рыбинского собора протоиерея Р. Путятина. Новые. М., 1863. 79 с.
  2. Путятин Р. Проповеди. М., 2000. 431 с. : портр.

Литература о жизни и творчестве Р. Т. Путятина:

  1. Бабушкина О. Был известен всей России // Рыбинск. 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
  2. Балагуров Е. Оскверненный храм: [По страницам дневника Родиона Путятина, протоиерея рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русский голос: Независ. журн. : для Рыбинска, Ярославля и др. городов. 1990. № 1 (декабрь). С. 24-28.
  3. Балагуров Е. Пушка уже заряжена… : [О протоиерее рыбин. Спасо-Преображен. собора Р. Путятине] // Северный рабочий. 1991. 14 ноября.
  4. Васильев М. Дни памяти Родиона Путятина: [О предстоящем открытии дней памяти Родиона Путятина в Рыбин. музее-заповеднике в рамках четвертых Золотарев. чтений] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 70 (ноябрь). С. 7.
  5. Васильева М. В. Из опыта проведения конференции по истории православной культуры Рыбинского края [посвящ. памяти протоиерея Рыбин. собора Р. Путятина] / М. В. Васильева, О. Ю. Тишинова // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. С. 124-127.
  6. Вторый В. Отыскали мощи протоиерея: [Рыбинск. археологами найдено захоронение протоиерея Р. Путятина] // Губернские вести. 1997. 16 августа.
  7. Геннади Г. Справочный словарь о русских писателях и ученых… М., 1908. Т. 3. С. 209.
  8. Голиков А. В уме нашем и сердце // Северный край. 2007. № 210 (14 ноября) : портр.
  9. Государственный архив Рязанской области. Ф. 627. Оп. 252. Д. 34. (?) [Запись о рождении в церковной метрической книге].
  10. Ильюшенкова Н. Народный проповедник Родион Путятин // Золотое кольцо. 2010. 3 декабря.
  11. Кончаева Н. Духовному наставнику: [Установлен памят. знак на месте перезахоронения протоиерея Родиона Путятина у стен рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Северный край. 1999. 24 августа.
  12. Мухтарова Н. Памяти Родиона Путятина: [О краевед. конф. «История духов. культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти Р. Путятина, прошедшей в Рыбинске] // Рыбинск (г. Рыбинск). 1994. № 72 (ноябрь). С. 3.
  13. Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 24. [Дата: 04.11.1807]
  14. Петухова Н. Исторический календарь города // Рыбинск. 1994. № 72 (ноябрь). С. 5.
  15. Пирогова Т. Продолжать традиции: [О краевед. конф. в Рыбинске, посвящ. 125-летию со дня смерти извест. рус. проповедника и духовн. писателя, протоиерея рыбинск. Спасо-Преображ. собора Родиона Путятина (1807-1869)] // Апостол. 1994. № 50 (15-21 декабря). С. 7.
  16. Протоиерей Родион Путятин (1808-1869) : некролог // Ярославские епархиальные ведомости. 1869. Ч. неоф. № 44. С. 357-358.
  17. Розова М. Найдена могила Родиона Путятина: [У стен рыбин. Спасо-Преображен. собора рыбин. археолог. экспедиция нашла останки протоиерея Родиона Путятина] // Северный край. 1997. 16 августа.
  18. Русские писатели, 1800-1917. М., 2007. Т. 5. С. 182-183: портр.
  19. Русский биографический словарь. Г. Пригвиц – Рейс. СПб., 1910. С. 166-167.
  20. Светлой памяти российского проповедника: [О прошедшей в Рыбинске краевед. конф. «История духов. Культуры Рыбин. края», посвящ. 125-летию со дня смерти рыбин. протоиерея, писателя Родиона Путятина] // Северный край. 1994. 18 ноября.
  21. Тишинова О. Рыбинский златоуст протоиерей Родион Путятин // Углече Поле. 2013. № 4 (19). С. 114-119: портр.
  1. Проповеди протоиерея Родиона Путятина: К 125-летию со дня кончины / Р. Путятин // Русь. 1994. № 5 (14). С. 53-60.
  2. Путятин Р. «Да благословит Господь избрать достойных…»: [Поучения, проповеди настоятеля рыбин. Спасо-Преображен. собора] // Русь. 1995. № 5. С. 3-6.
  3. Путятин Р. Поучение, говоренное в присутствии его императорского высочества всероссийского престола наследника цесаревича великого князя Николая Александровича, в Рыбинском соборе, июля 23 дня 1863 года // Углече Поле. 2013. № (4) 19. С. 120: портр.

Вы, слушатели-христиане, вчера слышали чтение Евангелия на Литургии. Помните, как там между прочим Иисус Христос ученикам Своим говорил: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за Имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга (Мф. 24, 9-10).
Когда это тогда? Пред разрушением Иерусалима и храма, а потом и пред кончиной мира и преставлением света. Кто будет ненавидим всеми народами? Апостолы Христовы, их преемники, пастыри и учители Церкви и вообще православные христиане. За чье это имя будут ненавидимы? За имя Его, Господа нашего Иисуса Христа. А кто эти, которые будут друг друга предавать, друг друга ненавидеть? Те самые люди, которые возненавидят апостолов и их преемников, сначала их, а потом, после, друг друга.
Так действительно и было пред разрушением Иерусалима и храма. Апостолов и их преемников везде ненавидели, гнали, преследовали, убивали, а потом, после, сами гонители возненавидели друг друга. Так было пред разрушением Иерусалима и храма; так, без сомнения, будет пред кончиной мира и преставлением света. Так, слушатели, и всегда бывает пред большими общественными бедствиями, пред падением царств и народов. Сначала люди возненавидят духовных служителей Божиих, пастырей Церкви, потом, когда от ненависти к духовным распространится в людях безверие, разврат, люди эти возненавидят друг друга, друг друга будут предавать, друг на друга восставать, и вслед за тем наступают общественные бедствия, и общество людей развратных, безбожных падает, царства их разрушаются. Почитайте историю этих бедствий и падений, и вы увидите, что безверие и разврат, эти предвестники общественных бедствий и падения царств, с того именно всегда начинались, то есть с ненависти к духовным, и потому-то враги обществ всегда сначала стараются возбуждать в людях ненависть к пастырям Церкви, служителям Божиим. Без света Божия, во тьме неверия и разврата люди скорее друг друга возненавидят, друг на друга нападут, и затем, само собой, все тотчас расстроится, разрушится, падет... не падет, устоит разве только ради каких избранных, святых или святыни какой.
Итак, слушатели, бойтесь ненавидеть духовных. От ненависти к духовным безверие и разврат в обществе, от неверия и разврата - бедствия общественные. И частные дома падают, беднеют от того же. Растет, цветет дом, богатеет, изобилует всем, но вот члены его начинают хладеть к Церкви, вот они тайно и явно начинают ненавидеть пастырей ее, делом и словом оскорбляют, притесняют их, и вот потом они начинают хладеть и к своим занятиям, и друг к другу. Тогда дому беда неминуемая; и если он не падет тотчас, то не падет тоже разве только ради какой святыни в доме, ради какого-нибудь благочестивого члена дома, ради одного избранного в доме остановится на время падение его неминуемое.
И всякого царства и всякого дома стояние зависит от святого в них семени. Семя свято стояние мира. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут, утверждает Сам Бог (Мф. 24, 35). Аминь.

Отчего это, слушатели, происходит, что мы сколько ни каемся во грехах, а грешить не перестаем, сколько ни даем обещаний воздерживаться от грехов, а не воздерживаемся? Это происходит, конечно, оттого, что мы имеем слабую волю. Люди с твердой волей в обещаниях тверды, их желание – свято, их слово – закон.

Как же нам помочь в своей слабости? Вот как можно несколько помочь. Надобно после покаяния приносить приличные плоды, а это значит, за каждый грех понести какое-нибудь наказание, за каждое худое дело сделать какое-нибудь добро. Итак, если ты имеешь привычку осуждать, обижать, гневаться, то раскайся, дай обещание не делать сего, и впредь положи за каждый гнев, за каждую обиду, за каждый пересуд класть хотя бы по нескольку земных поклонов. Если ты имеешь привычку льстить или обманывать, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждую лесть или обман потерпеть что-нибудь вдвое. Если ты имеешь привычку лишнее или непозволенное есть и пить, то раскайся, дай обещание не делать сего и впредь положи за каждый таковой случай поститься день или два.

Вообще, какой бы порок тобой ни обладал, противополагай ему какое-нибудь доброе дело. Если в тебе мало отвращения ко греху, то тебя заставит удержаться от греха наказание, уже тебе известное. А чтобы твое обещание было для тебя тверже, проси духовного твоего отца, чтобы он наложил на тебя это наказание, чтобы он дал тебе епитимию. Важно свое наказание, но еще важнее то, которое на нас налагает духовный отец наш.

Говорят некоторые: много раз я брал епитимию, но все нет пользы, а потому не хочу и брать, знаю, что не выдержу. А почему же ты знаешь? Ты прошлый год не воздерживался от порока, так в настоящий год, может быть, воздержишься. Возьми наказание какое-нибудь потяжелее, дай обещание позначительнее, сражайся с самим собой, сражайся, сколько сил в тебе есть, – без труда ни от чего не отстанешь; Царство Божие усилием приобретается, и только усиленные искатели входят в него (см.: Мф. 11, 12). Если же при всех усилиях и при всех наказаниях, какие будешь налагать на себя, ты не отстанешь от худой привычки, то и это одно уже хорошо, что ты усиливался отстать от нее. И не переставай бороться с нею; если не ныне, то завтра, рано или поздно, Господь поможет тебе победить ее, только молись Ему усердно и не ослабевай в подвиге.

Посему как худо делают те христиане, которые не ходят на исповедь потому будто, что они после исповеди не могут воздержаться от пороков! Что нам, говорят они, повторять духовнику одни и те же пороки? Жалкие, они не знают, что грех совершенно овладел ими, ибо и малейшего усилия к освобождению от него не хотят сделать; не знают, что готовят себя прямо в ад, ибо всегда отлагающие покаяние, без сомнения, и умрут без покаяния. Нет, христиане, не слушайтесь таких внушений: что мне повторять одни и те же грехи пред духовником? Это внушает диавол, он радуется, когда люди под каким-либо предлогом оставляют покаяние.

Итак, будем каяться в грехах пред духовником и всегда приносить плоды, достойные покаяния.

Христе Иисусе! Тьмами обещах Тебе, о Иисусе мой, покаяние, но солгах окаянный; тем же, Иисусе мой, вопию Ти: нечувственне пребывающую мою душу просвети, Христе, светом Твоим! Аминь.

Протоиерей Родион Путятин
В Великий пост

Путятин, Родион Тимофеевич

Протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. - Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. - к церкви Сошествия св. Духа. В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска. В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду.

Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске. С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства. Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы. Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями. Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей. Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди. Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий. Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей. По содержанию своему поучения П.-преимущественно нравственного характера, догматических мало. Высоко ценя свет учения, считая, что просвещение необходимо для народа, П. призывал слушателей отдавать свои силы и средства на дело просвещения. Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку. Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина. Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника. В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.).

В отчете Императорской Публичной Библиотеки за 1865 г. (стр. 29) указан болгарский перевод кратких поучений пр. Р. Путятина, под заглавием: "Слова говорены от архимандрита Филларета, настоятеля в церкви святителя Николая в Варна. Цариград. В печатница-та на Ц. Вестник и сдружие", 1861.

Собрания проповедей пр. Р. Путятина печатались под различными названиями: "Краткие Поучения" (вышло 12 изданий: 1842-1845, 1847, 1849, 1851, 1851, 1853, 1860. Москва); к ним четыре дополнительных: 1844, 1859, 1861 и 1863; "Новые Поучения", М. 1854 и СПб. 1870; "Катихизические беседы", Рыбинск. 1862 г.; "Поучения", Рыбинск. 1868 и 1870;"Полные Собрания" изданы в 1864, 1865, 1868, 1869 гг. в Рыбинске, Москве, Ярославле; "Полные Собрания" издаются и после смерти проповедника; 18-е издание (СПб. 1874 г.) и последующие значительно дополнены и снабжены портретом автора. До 1906 г. вышло 25 изданий, последнее в 1901 году.

А. А. Титов, "Ярославские Епархиальные Ведомости, неофициальная часть. Список и указатель статей... 1860-1892 г.", Сергиев Посад. 1893 г., стр. 188; "Ярославские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №№ 44, 47, стр. 381, 383, 386; 1872 г., стр. 121 (неофициальная часть); "Нижегородские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 22; "Киевские Епархиальные Ведомости" 1869 г., №23; "Московские Епархиальные Ведомости" 1869 г., № 47 ("Памяти П." свящ. Г. В.); "Подольские Епархиальные Ведомости" 1870 г., № 1 (неофиц. ч.); "Иллюстрированная Газета" 1869 г., № 46, стр. 335; "Православное Обозрение" 1869 г., № 11, стр. 448; "Народная Школа" 1869 г., № 12, стр. 37; "Воскресное Чтение" 1869 г., № 13, стр. 312; "Церковные Ведомости" 1894 г., № 48, стр. 1726, прибавление; "Русский Архив" 1871 г., № 3, стр.484-510; "Странник" 1860 г., т. І, № 3, отд. III, стр. 102-103 (Свящ. М. Архангельский); "Отечественные Записки" 1854 г., № 8, Отд. IV, стр. 75; "Современник" 1854 г., № 7, стр. 19; "Биржевые Ведомости" 1869 г., № 309; Предисловие к 18-му изданию Полного Собрания Поучений пр. Р. Путятина, СПб. 1874 г.

Н. Гайворонская.

{Половцов}

Путятин, Родион Тимофеевич

(1807-1869) - известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. "Краткие поучения" П. стали появляться в печати с 1842 г.; до 1894 г. их вышло 22 издания. Некоторые из них печатались и в духовных журналах. Распространенности поучений П. способствовали доступный для простого народа своеобразный язык, знание народной жизни и искренность, увлекавшая слушателей. Некоторые из его поучений, например "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I).

Ср. некрологи в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" (1869, №№ 44 и 46) и "Московских Епархиальных Ведомостях" (1869, № 47).

В. P-в.

{Брокгауз}


. 2009 .

Смотреть что такое "Путятин, Родион Тимофеевич" в других словарях:

    Путятин (Родион Тимофеевич, 1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии, был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных… … Биографический словарь

    - (1807 1869) известный проповедник. Сын священника, воспитанник Московской духовной академии; был преподавателем словесности в ярославской семинарии, потом в Рыбинске протоиереем и сотрудником попечительства о бедных духовного звания. Краткие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Протоиерей в Ростове; писат. проповед.; † 1869 г. Дополнение: Путятин, Родион Тимофеевич, известный проповедник, протоиерей соборный в Рыбинске; † 4 ноября 1869 г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Спасо Преображенский собор. Православный храм Спасо Преображенский собор … Википедия