«Это набор супертехнологий». Когда можно ожидать появление российского летного демонстратора «Стриж»

Андрей Дутов: Сверхзвуковой гражданский самолет — это набор супертехнологий27.10.2025 / 12:30текст: Наталия ЯчменниковаНИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» сделал долгосрочный прогноз научно-технического развития российского авиастроения. Как рассказал «РГ» генеральный директор центра, доктор технических наук Андрей Дутов, один из самых важных и стратегически значимых — проект сверхзвукового гражданского самолета, который будет летать на дальние расстояния с приемлемыми уровнями звукового удара и шума. Кроме того, это проект магистральных самолетов с «более интегральной» компоновкой. Очень интересный проект самолетов короткого взлета-посадки с энергетическим управлением обтеканием крыла для региональных и местных авиационных перевозок. И, наконец, проект более безопасных и экономичных, высокоскоростных винтокрылых летательных аппаратов с новыми компоновками для повышения авиационной мобильности. Включая городскую аэромобильность.

«Надо понимать: идея сверхнового появляется быстро. А вот реализация — только тогда, когда технологический уровень промышленности позволяет это сделать», — говорит Андрей Дутов.

Ту-144 когда-то делался практически с нуля. По словам Андрея Дутова, сверхзвуковые самолеты конструктивно сильно отличаются от обычных лайнеров с реактивными двигателями. Однако в 60-х такого объема знаний не хватало практически ни одной из стран. Поэтому проект Ту-144 довольно быстро закрыли, а французский «Конкорд» летал только над океаном. Но сегодня пассажирский сверхзвуковой самолет можно создать на новом качестве, на новом технологическом укладе. На сколько мест?

«Мы — наука. А количество мест — это уже этап развития, связанный с работой конструкторов, которые должны будут вписать самолет в рынок. Реально — бизнесджет. Рассчитанный на тех, кто экономит прежде всего время. Что касается технологий, то одной из основных является «темная кабина». Помните, у Ту-144 опускался нос? Зачем столь сложная конструкция? Пилот должен был видеть, куда он взлетает и куда приземляется. А сегодня форма носовой части гражданского сверхзвукового самолета вообще не предполагает остекление кабины пилотов: она может находиться в любой части самолета, — говорит Андрей Дутов.

Читайте также:  Bloomberg рассказал, как «Сила Сибири — 2» изменит мировую торговлю

Почему? Как поясняет ученый, прежде всего потому, что нос сверхзвукового самолета будущего будет очень длинным, узким и острым, для снижения звукового удара. Кроме того, человеческий глаз несовершенен. И на сверхзвуковых скоростях искажения в оптической системе могут быть настолько велики, что летчики все равно будут ориентироваться на приборы. То есть речь о том, чтобы заменить прямую визуализацию искусственной, синтезированной. Сверхзвуковой самолет должен быть оснащен техническим оборудованием, которое может видеть лучше, чем пилот, причем в режиме реального времени. Это принципиально делает полет более безопасным.

Впервые в мире НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» уже провел летные испытания демонстратора такой системы внешнего видения.

Источник: rg.ru