Главная · Растения · Выступление на тмцо "формы преемственности доу и школы. Преемственность в работе доу и школы Преемственность доу и школы темы собрании

Выступление на тмцо "формы преемственности доу и школы. Преемственность в работе доу и школы Преемственность доу и школы темы собрании

Доклад на педагогическом совете

заместителя директора МБОУ «Красноярская средняя школа» Самохвал Н.П.

«Организация преемственности между ДОУ и ОУ в период внедрения ФГОС НОО»


Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношений со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? И здесь большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.
Преемственность с точки зрения дошкольного учебного заведения – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа, как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком такого уровня физического, умственного, нравственного и эстетического развития, который создает необходимую основу для его активного вхождения в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Каждый год увеличивается количество детей, не посещающих ДОУ. Опыт нашей работы показывает: такие дети, как правило, не имеют достаточного уровня подготовки к школе, необходимых навыков общения, они дольше и проблематичнее адаптируются к детскому коллективу, испытывают трудности в различных сферах школьной жизни. Для обеспечения равных стартовых возможностей и более легкой адаптации детей к школьной жизни активную позицию заняли педагоги школы, организованы занятия для пятилетних детей на базе ОУ. Но этого недостаточно.
Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Преемственность обеспечивает постепенное развитие и углубление знаний, усложнение требований к умственной деятельности, формирование личного и общественного поведения.
Для того чтобы эффективно подготовить к школе ребенка и решить несколько проблем, и в т.ч. проблему преемственности, сначала необходимо подготовить родителей и педагогов – воспитателей и учителей.
Проблемы действительно существуют, и для их решения необходимо точно определиться в их содержании.

Проблема 1. Целевые ориентиры образовательной деятельности в процессе

Дошкольной подготовки не соответствуют особенностям и

Психолого-педагогическим закономерностям развития детей.

Цели и задачи дошкольного и начального образования определены в ФЗ-273 «Об образовании в РФ» и Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования соответственно. Но зачастую они только декларируются. Как показала практика, имеет место несогласованность целей и задач дошкольного и начального звеньев образования.

Проблема 2. Профессиональная пригодность педагогических кадров,

Проводящих работу по подготовке к обучению в школе

Пятилетних детей.

Наряду с профессиональным, грамотным подходом к работе с пяти-, шестилетними детьми некоторые педагоги допускают грубые педагогические ошибки. А именно:
воспитатели:
– не знают содержания программы первого класса общеобразовательной школы, т.е. работают «вслепую»;
– переносят содержание программы подготовительной группы (для детей шестого года жизни) на работу с детьми пятого года жизни;

– узко понимают «готовность детей к обучению»;
– имеют устаревшие взгляды на задачи по подготовке к обучению в школе, на роль и место педагога в этой работе;
– дублируют содержание, формы и методы школьного обучения в практике работы с детьми дошкольного возраста;
– в обучении ориентируются на когнитивный подход, а не на компетентностный, т.е. допускают перекос в учебно-воспитательном процессе в сторону формирования знаний и умений;
учителя:
– не знают содержания программ развития, воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста;
– в работе по подготовке детей к обучению школе используют школьные программы. Эта работа напоминает пропедевтический курс начального обучения. Такая подготовка нацелена на решение узкого круга задач, связанных только с учебной деятельностью ребенка. Забота о полноценном проживании важнейшего периода развития дошкольного детства остается за пределами внимания учителя;
– часто не зная особенностей и психолого-педагогических закономерностей развития пятилетних детей, предъявляют к ним требования, как к шести- и семилетним детям;
– используют школьные методы и приемы работы;
– в процессе собеседований с детьми при приеме в школу часто определяют сформированность у них узкопредметных навыков.

Проблема 3. Неоправданно завышенные требования к показателям развития

Детей шестого года жизни.

Содержание компонента дошкольного образования РФ направлено на работу с детьми 7(6)-летнего возраста. Но в реальной практике все его содержание реализуется в работе с детьми шестого года жизни. Существует достаточно много диагностик готовности детей к обучению в школе. От педагогов требуется профессиональный подход к этим методикам: на кого они направлены – на шести- или семилетних детей.

Проблема 4. Многоплановость (разночтения) в понимании «готовности к обучению».

В реальной жизни получается так, что взрослые понимают «готовность» «под себя», не учитывая интересов ребенка. Образование в этом смысле не приближается к нуждам каждого ребенка.

Проблема 5. Педагогами не учитываются психологические особенности развития

Мальчиков и девочек.

Исследования ученых свидетельствуют о том, мальчики и девочки развиваются по-разному, у них разные программы развития, в результате чего поступающий в школу шестилетний мальчик отстает в развитии от шестилетней девочки примерно на год-полтора. Различия заключаются в несколько лучшей интеллектуальной и эмоционально-личностной готовности девочек. Считается, что у мальчиков дольше созревает левое полушарие, а у девочек – правое. Девочки в целом считаются более «речевыми», они раньше начинают говорить, а значит, и все психические функции, которые появляются после возникновения речи, развиваются уже на этом фоне. Зато у мальчиков раньше формируется специализация правого полушария мозга по пространственно-временной ориентации.
Мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.
Мальчики, как правило, испытывают больше трудностей в первые годы обучения, чем девочки.

Проблема 6. Сокращение времени на игровую деятельность в детском саду.

Исключение игровой деятельности в школе.

Серьезной проблемой остается недостаточное развитие воображения – процесса, который сегодня называется психологами одним из самых главных в обучении. Без воображения затруднена мыслительная деятельность, невозможно решение даже самой элементарной творческой задачи. Без воображения трудно сформировать умение представить, предвидеть, сравнить и т.д. Причина такого явления кроется в отсутствии достаточного уровня развития игровой деятельности, в частности, сюжетно-ролевой игры.
Через игру и в игре сознание ребенка также готовится к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. Играя, ребенок приучается действовать в коллективе сверстников, подчинять личные желания интересам товарищей, выполнять установленные правила, прилагать определенные усилия для преодоления встречающихся трудностей. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Целенаправленное ознакомление детей в детском саду с общественной и учебной жизнью школьников помогает формированию у них правильных представлений о школе, положительного отношения к учебному процессу.
Новообразования, которые должны появиться у ребенка к семи годам, а конкретно – мотив к учебной деятельности, вызревает в игре. Другой вид деятельности, в частности учебная деятельность, полноценного психического развития ребенку не дает.

Проблема 7. Некомпетентность родителей в вопросах психофизических

Особенностей детей и их подготовки к школе.

Отсутствие просветительной работы с родителями.

Чтобы решить эти проблемы и быть компетентными в вопросах организации этой работы, образовательным учреждениям необходимо прежде всего создать нормативно-правовую базу по данной теме. «Организация работы с детьми пятилетнего возраста» - так может называться папка, куда будут собраны все нормативно-правовые документы по взаимодействию ДОУ и школы. Подборка нормативных документов будет размещена на сайте управления образования.
Для налаживание взаимодействия между ДОУ и ОУ возможно на основе договора о совместной работе. Он заключается ежегодно в начале нового учебного года руководителями образовательных учреждений. В данном договоре обязательно обозначается цель сотрудничества, средства обеспечения преемственности, права и обязанности ДОУ и школы.
Необходимо создать совет по преемственности. В его состав входят руководители ДОУ и ОУ, завуч, руководитель МО учителей начальных классов, учитель 1-го класса, воспитатели, психолог. На совместных заседаниях они обсуждают подготовку детей в ДОУ, устраняют недостатки, разрабатывают коррекционные мероприятия, анализируют работы воспитателей и учителей.
Взаимодействие между образовательными учреждениями возможно осуществлять по такой примерно схеме:
-составление плана совместных мероприятий в соответствии с теми задачами, которые необходимо решить на том или ином этапе работы;
-беседы с администрацией и методическими службами образовательных учреждений;
-утверждение плана мероприятий на методических объединениях учителей начальной школы и воспитателей ДОУ;
-осуществление, анализ и корректировка совместных действий.
Основными направлениями в работе по обеспечению преемственности должны быть:
1. Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Обогащение содержания образования в начальной школе и детском саду.
3. Совершенствование форм организации и методов обучения в дошкольном учреждении и начальной школе.
Через все перечисленные выше направления должна чётко прослеживаться:
- методическая работа;
- работа с детьми;
- работа с родителями.
Еще раз напомню методическая работа включает в себя изучение методов и форм воспитательно-образовательной работы через:
1) взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
2) рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам;
3) анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы;
4) участие воспитателей ДОУ, учителей ОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы;
5) участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ;
6) совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ.
Работа с детьми может состоять из:
- организаций экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
- организации выставок детских работ, вернисажей;
- посещение театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ;
- совместных эколого-валеологических походов;
- сбора сведений о выпускниках, продолжающих заниматься в детской музыкальной школе, в театральных студиях, кружках и секциях города (села);
- посещение педагогами ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.
Работа с родителями предполагает:
- встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дощкольного возраста на родительских собраниях;
- анкетирование родителей будущих первоклассников;
- организацию работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
- организацию работы семейного клуба;
- организацию дня открытых дверей.
Содержание конкретных действий (темы педсоветов, круглых столов, семинаров-практикумов, совместных методических объединений) должно быть представлено в образовательной программе дошкольного учреждения, а тактические шаги – в годовых планах работы, в планах совместной работы.
При анализе планов по преемственности видно, что многие из этих форм работы запланированы, но должное взаимодействие еще не происходит. Нам много еще нужно приложить усилий.
Педагоги школы и детского сада должны иметь реальную возможность обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости. На совместных заседаниях методических объединений должен идти конструктивный разговор о творческом развитии ребёнка, воспитателя, учителя. Каждая очередная встреча должна давать возможность воспитателям и учителям совершенствовать методы обучения и в конечном счёте улучшать качество своей работы. Педагоги-«дошкольники» и учителя начальной школы должны быть объединены общей задачей, общей логикой работы, общими представлениями о возможностях детей.
Значит, администрации ДОУ и школы должны организовать работу по обеспечению преемственности между образовательными учреждениями без нарушения преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания, уделяя должное внимание требованиям к качеству образования, воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным.
Успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям детей. Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно, а не от случая к случаю.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ Общеобразовательная школа I-II ступеней №11 г.Шахтерска Учитель начальных классов Лой Елена Ивановна


Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребёнку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника .


В структуру учебно-воспитательной деятельности, входят следующие компоненты:

  • I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
  • 2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
  • 3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие универсальных и специальных учебных действий, наличие мыслительных операций;
  • 4) организационно-рефлексивный, включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности;


Понятие о преемственности

Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Преемственность

ДОУ ШКОЛА


Цель

Целью обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и школы в плане формирования индивидуальности детей должно стать не стремление к единству в содержании и методах обучения, а одинаково положительное отношение к детям, глубокое понимание их потребностей, мотивов и особенности их поведения, развития, опора на них.


Задачи

На дошкольной ступени формировать:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  • Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.
  • Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.
  • Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.
  • Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Задачи

На ступени начальной школы формировать:

  • Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.); Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).
  • Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
  • Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).

Основания для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности учащихся.
  • Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы:

  • Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения;
  • Завышение требований к готовности ребенка к школьному обучению;
  • Недостаточное использование игровой деятельности при переходе детей в школу.
  • Недостаточное количество специалистов-психологов в образовательных учреждениях.
  • Недостаточное обеспечение учебно-воспитательного процесса методическими материалами, дидактическими пособиями и несоответствие существующих пособий новым целям и требованиям обучения в системе преемственного образования.

Этапы осуществления преемственности между детским садом и школой:

  • Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности;
  • Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности;
  • Проведение профилактических мероприятий, таких как: "День открытых дверей", "День Знаний", совместные праздники и т.д.;
  • Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
  • Проведение ППК, с участием специалистов детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, заместители директора;
  • Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
  • Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Вопросы

  • Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в схему взаимодействия?

Вывод:

Администрация образовательных учреждений;

Воспитатели и учителя;

Родители подготовительной к школе группы;

Родители первоклассников - бывших воспитанников детского сада;

Специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;

Психологические службы дошкольного учреждения и школы;

Медицинские кадры.

2) Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?

По возможности, обсудите на педагогическом совете с коллегами практику вашей работы в этом направлении.

Схема организационно-содержательных аспектов преемственных связей ДОУ со школой, семьей и другими социальными институтами

Функционирование координационного совета по преемственности

Педагогические советы, методические объединения, семинары, круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности

Планирование и осуществление совместной практической деятельности педагогов дополнительного образования и учителей-предметников с детьми-дошкольниками и первоклассниками (праздники, выставки, спортивные соревнования)

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы

ШКОЛА

Проведение «дней выпускников» в ДОУ

Совместное со школой комплектование 1-х классов их выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе

Встречи родителей с будущими учителями

Анкетирование, интервьюирование и тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка в период адаптации к школе

Игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста


Формы преемственных связей

Совместное участие первоклассников

и детей подготовительной группы

в праздниках, развлечениях,

играх-соревнованиях, эстафетах.

Знакомство учителя

с будущими учениками

Проведение «Дней

выпускников»

Взаимосвязь психологических

служб детского сада и

Организация совместных

интегрированных уроков

дошкольников с

первоклассниками

Экскурсии

дошкольников

Совместные совещания,

педагогические советы, круглые

столы с участием педагогов

детского сада, родителей

и учителей начальных классов.

Посещение воспитателями

и учителями начальных

классов уроков и занятий

друг у друга


Вывод

Ребенок

Родители

Преемственность

работы

ДОУ и школы

Педагоги:

  • Воспитатель
  • Учитель
  • Психолог

Ольга Стефанова
Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности

Формы сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и школы по вопросам преемственности .

В настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России .

Ключевым моментом в реализации преемственности является , как известно определение готовности ребенка к обучению в школе . Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечение преемственности между дошкольником и школьными системами образования .

Средствами обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного образования , в обязательном порядке включающие в себя основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения ). Обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для этого возраста видов деятельности (игра, рисование, конструирование, и др.) в рамках которых, к 6-7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к обучению. Ребенок воспринимает школу как очередную игру , которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Не менее важны навыки речевого общения со сверстниками и взрослыми, достаточно развитая мелкая моторика рук.

Но полноценную учебную деятельность можно формировать только на основе игровой. «Недоигранность» является серьезной проблемой в жизни 6-7 летних детей. Для успешного вхождения в школьную жизнь , для овладения необходимым социальным опытом важна ролевая игра. В игре формируется умение пользоваться речью, умение договариваться (устанавливать правила, распределять роли, умение управлять и быть управляемым. Ребенок активно осваивает «Мир вещей» и «Мир людей» . Все это необходимо будущему первокласснику.

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов , реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений . Обычно в начале года педагогами составляется совместный план, целью которого является конкретизация работы по трем основным направлениям :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы ;

Участие в совместной образовательной деятельности , игровых программах;

Выставки рисунков и поделок;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы ) ;

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников ;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом) .

2. Взаимодействие педагогов :

Совместные педагогические советы (ДОУ и школа ) ;

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Проведение диагностики по определению готовности детей к школе ;

Взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Педагогические и психологические наблюдения.

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Творческие мастерские;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

образовательно -игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста , деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др .);

На протяжении уже нескольких лет наша дошкольная разновозрастная группа сотрудничает с филиалом «Желтухинская ООШ» .

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности , мы пришли к выводу, что, прежде всего, необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования . Мы пересмотрели нашу работу и разработали план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшения качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном , позволяющим понять работу каждого изнутри.

Планируя работу, мы ориентируемся на портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения , который должен соответствовать современным требованиям, предъявляемым к детям, идущим в первый класс.

В совместной работе эффективными стали такие формы взаимодействия , как взаимное знакомство с образовательными программами дошкольной группы и школы , организация совместных педагогических советов, мастер-классов. Еще одно важное, на наш взгляд, направление работы дошкольной группы и школы - организация совместных праздников, выставок, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятиях.

Воспитатели подготовительной группы посещают уроки по математике, русскому языку в первом классе. Учитель, который на следующий учебный год набирает первоклассников, посещает занятия по обучению грамоте в дошкольной группе . Знакомство со спецификой планирования работы в дошкольной группе и тематическими планами проведения уроков в школе дает возможность педагогам обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы , знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей. Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

В течение года дважды проводится диагностика детей подготовительных групп школьным педагогом-психологом. Первая : в сентябре-ноябре – для выявления уровня развития и выстраивания процесса обучения и развития с учетом индивидуальных особенностей детей. Вторая : в апреле-мае – для определения достигнутого уровня. Между диагностиками педагогом-психологом ведется работа по коррекции тех или иных отклонений совместно с воспитателями и родителями.

Экскурсии дошкольников в школьные музей и библиотеку оставляют особенно радостные впечатления у детей. Дети узнают условия и традиции школьной жизни .

В течение года дошкольники посещают кружок «Школа будущего первоклассника» . Где успевают привыкнуть и полюбить свою первую учительницу.

Хорошей традицией является то, что в дни школьных каникул первоклассники могут вновь вспомнить дошкольное детство , увидеть воспитателей, поиграть в своей группе. И, самое главное, почувствовать, что их помнят в детском саду, им рады, их любят здесь, интересуются их успехами и затруднениями. С другой стороны, дети подготовительной группы с радостью встречаются со своими повзрослевшими друзьями, обмениваются впечатлениями, свободно общаются с ними, включаются в совместные игры, занятия.

Учащиеся школы , в свою очередь, являются участниками праздников и мероприятий в дошкольной группе , играя роли сказочных персонажей.

За весь год, наши дети много узнают о школе , с легкостью ориентируются в здании школы . С удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет нашим выпускникам легко адаптироваться и хорошо учиться.

Преемственность детского сада и школы.

Сегодня понятие преемственности практикуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности данного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности - игровой - как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени - опору на имеющий уровень достижений дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной - как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром.

Переход начальной школы на четырехлетнее обучение создает реальные возможности для решения проблемы преемственности образования детей от 3 до 10 лет и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому школьному обучению.

Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

Цель взаимодействия

1. Создание на территории «Детский сад - начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.

2. Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.

3. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школы.

4. Создание единой стратегии в работе с родителями.

5. Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 3 до 7 лет.

1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково - символическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).

2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.

3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, прежде всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.

4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учебных предметов: языковое развитие как предпосылка изучения предмета «Русский язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно - эстетическое развитие как предпосылка изучения предметов в области «Искусство» и так далее.

Основные направления программы

Программой предусмотрены следующие основные направления педагогической поддержки становления духовного мира ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

1. Организация ценностно - игровой деятельности как формы закрепления полученных представлений об общечеловеческих ценностях.

2. Организация полноценного общения ребенка немыслима без активного участия семьи. Наиболее активная и эффективная форма общения родителей с детьми - совместный труд и отдых.

3. Формирование: разумных материальных потребностей; гуманных отношений в коллективе; начальных детских убеждений; первичных представлений о ценности морали, единстве нравственных норм поведения.

4. Создание ситуации успеха в любом виде деятельности.

Основные линии взаимодействия детского сада и школы

1. Построение системы экологических отношений.

2. Выработка этичного отношения ко всему окружающему.

3. Осознание своего единства с миром через эстетические формы деятельности в этом мире - в формировании эстетического отношения к людям, событиям, явлениям и др.

Содержательные компоненты преемственности.

Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности, как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.

Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе.

Деятельностный - обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный - правильное соотношение между занятиями об окружающим мире, самом себе, процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный - учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.

Педагогический - постановка в центр воспитательно - образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Принципы педагогической поддержки, обеспечивающие становление духовного мира ребенка

Ведущим принципов в данной программе является «принцип тре Э» - этико- , эколого-, эстетической субъективности ребенка в отношении к собственному духовному миру.

Помимо ведущего принципа «трех Э» в основе программы заложен еще ряд принципов: свобода; воспитание в коллективе; целостность и преемственность воспитания. Все основывается насущной необходимости создания единого воспитательного пространства на территории «Детский сад - начальная школа», объединяющего воспитателей, учителей, родителей и самих воспитанников и обеспечивающего пространство духовного общения.

Формы организаций педагогической поддержки:

Творческие мастерские;

Праздники, развлечения, занятия по интересам;

Ассоциации педагогов, детей и родителей по совместной творческой деятельности;

Этические беседы;

Игра - труд;

Экскурсия на природу;

Прогулки;

Конкурсы;

Посещения музеев;

Занятия в кружках;

Средства:

Активная самостоятельность детей: игровая; художественно - творческая; трудовая;

Игрушки: дидактические, сюжетные, народные

Литература: сказки, былины, мифы, истории, легенды, притчи

Устное народное творчество;

Природа родного края

Искусство: изобразительное, поэзия, театральная деятельностью

Религия: библейские сюжеты;

Методы:

Создание проблемных ситуаций;

Коллективная, творческая, исследовательская, поисковая работа;

Стимулирование: реакции - отклики, оценки, создание атмосферы открытости, снижение уровня тревожности и стресса;

Игра;

Духовно - нравственные и морально - эстетические беседы;

Театрализованная деятельностью;

Обсуждение;

Практическая работа детей;

Труд на природе;

Наблюдения;

Любование (молчаливое созерцание) ;

Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов;

Рассказ, чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат:

1. Согласование целей воспитания, обучения и развитие на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно - воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его обще интеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.

2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.

3. Определение структуры и содержания учебно - воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственности.

4. Разработка единых для детского сада и начальной школы принципов создания предметно - развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.

5. Согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.

6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнутым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Жукова Елена Сергеевна

Ольга Белоусова
Преемственность ДОУ со школой

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком ранее".

Ясно, что известный педагог имеет в виду дошкольное образование . И поэтому необходимо сохранить целостность образовательной среды, то есть соблюдать преемственность между дошкольным и школьным образованием .

Что же такое преемственность ?

Преемственность это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы .

Стандартизация дошкольного образования заключается в

Особенности состояния дошкольного детства в России

Совместная деятельность воспитателя и детей

Игровые формы образования

Отсутствие жесткой регламентации

Гендерный подход

Универсальность и интеграция

Единство требований к выпускнику

Основополагающим принципом ФГТ является

Интеграция образовательных областей (например)

Здоровье – познание – коммуникация

Если провести сравнительный анализ ФГТ и ФГОС, то можно сделать следующие выводы.

1) В основу ФГТ и ФГОС положена единая теоретико-методологическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает :

Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

2) Также можно заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы :

Совместная деятельность детей

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность

3) Следующее : цели ФГОС являются как бы продолжением целей, поставленных ФГТ :

Развитие физических качеств - укрепление физического здоровья

Формирование предпосылок учебной деятельности - формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

Формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств - духовно-нравственное развитие и воспитание

Таким образом, детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание , где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

4) Главное предназначение ФГОС и ФГТ - формулировка и обеспечение устанавливаемых на федеральном уровне системы трех взаимосвязанных требований : к результатам, структуре и условиям реализации основных образовательных программ.

Важным условием реализации основной образовательной программы является вопрос формирования универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. В дошкольном возрасте формируются предпосылки универсальных учебных действий.

Предпосылки регулятивных УУД дошкольника

Действовать по образцу и заданному правилу

Сохранять цель

Видеть указанную ошибку и исправлять ее

Контролировать свою деятельность

Понимать оценку взрослого и сверстника

Предпосылки познавательных УУД дошкольника

Выделять параметры объекта

Устанавливать взаимо-однозначное соответствие

Выделять существенные признаки

Умение устанавливать аналоги

Осуществлять классификацию и сериацию

Предпосылки знаково-символических УУД дошкольника

Кодирование/замещение

Декодирование

Умение использовать наглядные модели

Предпосылки коммуникативных УУД дошкольника

Испытывать потребность в общении

Использовать вербальные и невербальные средства общения

Позитивно относиться к процессу сотрудничества

Ориентироваться на партнера

Умение слушать собеседника

Какие же предпосылки УУД у детей должны быть сформированы к школе . Положительно относится к школе Умеет положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства *** Умеет доброжелательно относиться к окружающим, отзывчив к переживаниям другого человека Умеет уважать достоинство других Умеет беречь свои вещи Любит свою семью Умеет взаимодействовать со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх и их организациях, вести переговоры договариваться в игре, учитывать интересы других в игре, сдерживать свои эмоции в игре. В обществе сверстников умеет выбирать себе род занятий, партнеров. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила Может поддержать разговор на интересную для него тему Умеет проявлять самостоятельность в разных видах детской деятельности Умеет делать самооценку и себе и своим действиям Умеет открыто относиться к внешнему миру и чувствовать уверенность в своих

Цель работы ДОУ по осуществлению преемственности со школой : подготовка детей к обучению в школе в свете требований ФГТ.

Задачи :

Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы ;

Физическое развитие и укрепление здоровья детей;

Развитие творческих способностей;

Обеспечение сотрудничества педагогов ДОУ и школы ;

Формирование партнёрских отношений родителей с педагогами и специалистами ДОУ.

Нами были определены три основных направления (в совместной работе) обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием :

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев "портрета выпускника", поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы );

Работа с детьми (знакомство детей со школой , учителями, организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе , консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе ).

Механизм осуществления преемственности , его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу .

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Формы осуществления преемственности :

1. Работа с детьми :

Экскурсии в школу ;

Посещение школьного музея , библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями школы ;

Совместные праздники;

2. Взаимодействие педагогов :

Круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы ;

Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе ;

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями :

3. Сотрудничество с родителями :

Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы ;

Консультации с педагогами ДОУ и школы ;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе ;

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения , родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе . Интегративные качества ребёнка-дошкольника , которые обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , можно обозначить как Портрет выпускника ДОУ.

Портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ :

физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества… ;

любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире…

эмоционально отзывчивый…

овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

способный управлять своим поведением и планировать свои действия…

способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту…

имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе…

овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Практика нашего ДОУ показывает, что дети, получающие дошкольное образование в детском саду, имеют более тесное взаимодействие с младшими школьниками , будущим учителем, раскрепощаются, раскрываются в совместных мероприятиях, при проведении праздников и утренников, при посещении школы . Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях.

Данные проводимого мониторинга адаптации показывают, что 7 чел высокий уровень адаптации к школе , у 2 средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе.