Главная · Растения · Международная торговля обществознание. Конспект и презентация к уроку обществознания мировое хозяйство и международная торговля

Международная торговля обществознание. Конспект и презентация к уроку обществознания мировое хозяйство и международная торговля

На данном уроке мы рассмотрим историю зарождения, основные принципы функционирования мировой торговой системы. Мы узнаем, почему торговля зародилась ещё в древности, каким образом государство проводит политику протекционизма и каким образом определяется торговый баланс государств. Мы поговорим о Всемирной торговой организации и о плюсах и минусах вступления в неё нашего государства. Также мы получим представление о фритредерстве и курсе валют.

Тема: Экономика

Урок: Мировая торговля

Ранее мы с вами уже говорили о том, что торговля всегда предполагает под собой обмен товарами либо услугами. Следующее, что мы рассмотрим, - это механизмы, с помощью которых страны торгуют друг с другом, иными словами, мировая торговля.

В советское время часто говорилось о том, что СССР - единственное государство на Земле, которое производит весь спектр необходимых товаров от иголки до космического корабля, то есть от самого простого продукта до самого сложного. Государство обеспечивало себя всем, но, приходя в магазин, рядовые потребители с сожалением замечали, что далеко не все нужные им товары были представлены на прилавках. Ни продуктовые, ни промышленные товары в СССР не были представлены в полном объёме, в СССР всегда был дефицит. Дефицит распространялся и на одежду, и на продукты питания, и на элементарные промышленные товары, например, квадратные батарейки. Дело в том, что в СССР все детские игрушки делались с использованием такого элемента питания как квадратная батарейка; дети, которым покупали управляемые игрушки, через некоторое время сталкивались с проблемой, так как им негде было купить квадратные батарейки.

Россия, как вы знаете, - государство, богатое природными ресурсами. Наша страна владеет огромным количеством полезных ископаемых, в её недрах можно найти чуть ли не всю таблицу Менделеева. А вот в Средние века в России была очень большая проблема - проблема с деньгами. Дело в том, что серебряных рудников в центральной полосе России практически нет, а, значит, поддерживать денежную систему за счёт собственных минеральных ресурсов государство не могло. Уже в то время Россия была достаточно развитым и мощным государством, которое просто не могло обойтись без достаточного объёма денег. Наши предки, пытаясь решить эту проблему, покупали серебро, приём не просто серебро, а именно деньги. Россия продавала западным купцам те природные ресурсы и продукты, которые у нас были в изобилии: мех, лён, масло, зерно и т. д., то есть товары, которых внутри страны было более чем достаточно. А вот деньги, вырученные у иностранцев, переплавлялись на серебряные пруты, а уже потом из этих «отрубов» чеканились русские монетки, в последующем известные как копейки, потому что на них изображался всадник с копьём. Деньги, которые получались в результате всех этих операций, назывались «ефимками», потому что попадающее в страну серебро было представлено, в основном, иохимсталерами, то есть деньгами, поступавшими от германских народов. Соответственно, русские ставили эти иностранные деньги на службу себе, из иностранных денег чеканили собственные монетки.

Это, конечно, исключительная проблема, хотя государство, так или иначе, сталкивается с нехваткой какого-то товара или каких-то услуг внутри собственной экономической системы, и выходить из такой ситуации возможно только в результате товарообмена с соседями, то есть в результате работы системы внешней торговли. Внешнеторговые операции, известные с глубокой древности, до сих пор остаются крайне важными и незаменимы инструментами ведения внешней и внутренней политики государства.

Такая ситуация возникала потому, что в Советском Союзе, хотя он торговал с сопредельными и дальними государствами, объём внешних торговых операций был сравнительно небольшим. Советский Союз, государство, которое занималось распределением товаров и не допускало их свободной продажи, покупал недостаточное количество товаров для того, чтобы обеспечить всех граждан всем необходимым. Мы живём в совершенно ином обществе, в котором дефицита товаров практически нет. Современный россиянин, если ему нужен какой-то товар, просто идёт в магазин и покупает его. Сейчас проблема другая: современным гражданам не хватает денег, они не могут позволить себе все те товары и услуги, которые хотели бы приобрести, но таковы реалии рыночной экономики.

В данной связи интересен вопрос, как же работает мировая торговая система: какими именно товарами и услугами обмениваются государства между собой, и каким образом они это делают. Под мировой торговлей понимают совокупность внешней торговли всех стран мира. Мировая торговая система начала складываться примерно с середины XIX века, то есть с момента, когда промышленный переворот сделал наш мир более глобальным. Представьте себе ситуацию, что в XVII или XVIII веке вам нужно было отправить некий товар в Америку; на это нужно было потратить уйму времени: парусный корабль пересекал океан за месяцы. Ещё месяцы потребовались бы на то, чтобы доставить обратно товар, который был приобретён на вырученные средства на Американском континенте. Вместе с тем купцы всё равно торговали и преодолевали такой сложный путь, ведь купцы были всегда. Торговля зародилась в глубокой древности. Но в XIX веке, когда появилась паровая машина, когда товарообмен между государствами стал возможен за гораздо более короткое время, торговля между странами увеличилась кратно. Постепенно люди начали осознавать, что нет необходимости производить внутри государства все товары и услуги, если часть из них выгоднее произвести у соседа и в последующем купить их. Между прочим, такая ситуация была известна даже у нас в России очень давно, что изучается вами в курсе истории.

Так называемая, мировая система экономического районирования складывалась очень медленно. Наверняка вы уже слышали этот термин в курсе географии, но, там, как правило, имелось в виду экономическое районирование внутри собственного государства. Существует аналогичная мировая система. Если мы возьмём страны Дальнего Востока, то выясним, что эти страны преимущественно производят электронику, суда, автомобили, то есть те товары, с которыми у нас ассоциируется Япония и Южная Корея. Если же мы говорим о нефти, то первой ассоциацией будут, безусловно, являться страны Персидского залива: Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн и т. д. Экономика этих государств зиждется на том, что они продают на мировом рынке свои нефтяные ресурсы. В современном международном разделении труда Россия выступает, главным образом, как поставщик энергетических ресурсов, именно за счёт них наше государство получает огромные доходы.

Вот так в мире постепенно сложилась система экономики, которую можно назвать «распределительной». Каждое государство специализируется на производстве тех или иных товаров и услуг, а затем они обмениваются друг с другом.

Внешняя торговля состоит из двух факторов: фактор импорта , то есть те товары и услуги, которые мы ввозим в свою страну, и фактор экспорта , то есть товары и услуги, которые мы вывозим из своей страны. Совокупно импорт и экспорт составляют внешнеторговый оборот, то есть если Россия с каким-то государством находится в торговых отношениях, то, соответственно, что-то она ввозит из этой страны, а что-то - вывозит в эту страну. Тот денежный эквивалент, который соответствует совокупной стоимости всех товаров и услуг, которые составили структуру экспорта и импорта, и называется внешнеторговым оборотом или балансом торговли . Чем выше этот баланс, тем больше прибыли в обоих государствах, потому что чем больше торгуют люди, тем больше они зарабатывают денег и платят налогов и тем, соответственно, богаче государство.

Представим ситуацию: в нашей стране производится некий товар, причём при его производстве задействовано большое количество граждан, но такой же товар, идентичный ему, например, автомобили производится в соседних государствах. В соседних государствах этот товар стоит намного дешевле по той или иной причине, допустим в соседней стране автомобили научились делать намного раньше или эффективней, чем в нашей. В итоге наш товар менее качественный, более дорогой, пользуется меньшим спросом, чем товар соседей. Но мы не можем оставить всех людей, которые задействованы в его производстве, без работы. Тогда государство вводит искусственные барьеры. Эти барьеры являются проявлением политики протекционизма. Политика протекционизма - это государственное покровительство в экономической сфере. Государство поддерживает отечественного производителя, заботясь тем самым о собственных гражданах. Поэтому на границе вводятся специальные барьеры - таможня. Таможня - это учреждение, ведающее контролем над провозом через границу товаров и взиманием специальных пошлин и сборов, то есть, если товар ввозится из-за границы, на таможне он облагается довольно существенным сбором, пошлиной, чтобы покупатель внутри страны отдал предпочтение отечественному товару меньшей стоимости. В конце концов, его и ремонтировать будет гораздо проще.

Протекционизм - это вынужденная мера, которая возникает в ходе борьбы государства за спокойную и благополучную атмосферу в обществе. Но поскольку мы живём в мире, который всё больше и больше сплачивается, в котором активно идут процессы глобализации, всё чаще крупные компании превращаются в транснациональные корпорации (ТНК) , которые имеют свои представительства в самых разных странах мира. Отгородиться от этого процесса становится практически невозможно. Безусловно, всевозможные преграды, например, политика протекционизма, затрудняют внешнеторговый оборот. Борьбу с политикой протекционизма осуществляют разнообразные организации, например, ВТО (Всемирная торговая организация), членом которой с 22 августа 2012 года является и Российская Федерация.

Аббревиатура ВТО наверняка для вас не нова, так как о вступлении России в ВТО велись довольно жаркие дискуссии, которые вызвали большой общественный резонанс вплоть до августа 2012 года, когда РФ стала полноправным членом этой организации. Дело в том, что по уставу Всемирной торговой организации, для того чтобы государство было в неё принято, нужно, чтобы за его вхождение проголосовали абсолютно все участники. Достигнуть консенсуса со всеми, разумеется, крайне сложно. В ВТО входят как экономические партнёры России, доброжелательно к ней настроенные, так и государства, с которыми у России натянутые отношения, к примеру, Грузия. Это государство, которое ранее входило в состав Советского Союза, но потом по определённым политическим причинам сильно отделилось от РФ и перестало быть дружественным. В 2008 г. произошел серьёзный конфликт, причины которого весьма неоднозначны. Итак, государства, которые уже входили в состав ВТО и имели с Россией некие разногласия, противодействовали её вступлению в эту организацию.

Но это было не единственной причиной проблем, ведь ВТО - это палка «о двух концах». С одной стороны, вступление в ВТО означало, что Россия больше не имеет права устанавливать на границах большие таможенные сборы за ввоз товаров и услуг на территорию нашей страны. Речь идёт об автомобилях, электронной технике и прочей продукции. Для потребителя это, безусловно, благо, ведь он получает возможность приобретать качественные товары по более доступной цене (таможенные сборы иногда буквально удваивают стоимость товаров). После вступления России в ВТО этот непомерный сбор исчез. Но с другой стороны, эти условия очень больно бьют по отечественному производителю. Мы - государство, которое долгое время не было вовлечено во всемирную систему торговли и ориентировалось только на собственный рынок. Отсюда и предприятия, которые работали на нашей территории, ориентировались прежде всего на внутренний рынок, потребителя, который и без того этот товар купит. Сейчас, когда приходится конкурировать с внешними предприятиями, это ставит нашего производителя в условия неравной конкуренции. Закрытие предприятий означает массовые увольнения и повышение уровня социальной напряженности.

Вместе с тем вступление с ВТО - скорее положительный шаг, чем отрицательный, так как конкуренция - это всегда поиск оптимального решения. К сожалению, это поиск очень долгий, а иногда и крайне болезненный. Мы должны быть готовы к тому, что в ближайшие годы государство может потерять деньги, но в будущем наши предприятия будут производить более качественную продукцию. Именно действия правительства, члены которого являются избранниками народа, способно предпринять шаги, которые не дадут нашей экономике войти в период застоя. А следует всегда помнить, что правительство - это наш выбор, выбор свободного общества, а, значит, политика, которую оно проводит, выражает наши взгляды.

Существует иной подход к тому, каким образом организовывать систему внешней и внутренней торговли. Этот подход называется фритредерством. Фритредерство (англ. Free trade - свободная торговля) - внешнеторговая политика, при которой таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не стягивают экспортную и импортную пошлину, не внедряют никаких ограничений на внешний торговый оборот. Свободная торговля означает, что государство практически не вмешивается в процессы, связанные с ввозом товаров внутрь собственного рынка. Конечно, это жесткая форма конкуренции, ведь всегда государства находятся в неравных условиях, в том числе природных. Получается, что сельскохозяйственные товары в странах Скандинавии, где климат суровый, стоят изначально дороже продукции, завезённой из Средней Европы, даже с учётом транспортных расходов. Очевидно, что отечественный товаропроизводитель погибает. Но, с другой стороны, конкурентная борьба, заставляет производителей развиваться и искать более рациональные решения. Исторический опыт показывает, что обычно такое решение находилось.

Помимо политики протекционизма и фритредерства, существуют также такие варианты внешней политики, как наполнение дефицитного рынка и частичная изоляция, которые вы можете изучить отдельно, используя ссылки на онлайн-ресурсы.

Так или иначе, внешняя торговля - один из важнейших факторов современной экономической системы. Как правило, государства осуществляют товарообмен не просто в виде бартера, а с помощью денежных операций. Как вы прекрасно понимаете, каждое государство имеет собственную денежную систему, хотя есть и страны, объединённые в общую денежную зону, например, Евросоюз. В Евросоюзе используется только одна денежная единица - евро, все страны ЕС используют её на своей территории за некоторым исключением. Например, Великобритания сохранила свою денежную единицу - британские фунты. Итак, для проведения внешней политики нам нужно установить, какова стоимость национальных денег при взаимном обмене, иными словами, каков курс валют. Валютный курс — это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой. Понятно, что в каждой стране инфляционные процессы протекают по-разному, и покупательская способность денежной единицы тоже различна. Сами по себе деньги выступают товаром, их стоимость оценивается, отсюда курс валют может падать или подниматься. В данном случае говорят о биржевом курсе денег.

Рис. 8. Динамика курса валют ()

Итак, этим уроком мы заканчиваем цикл уроков, посвящённых экономике. Это очередной этап в вашем становлении как разносторонне образованных людей. Надеемся, сейчас, в 8 классе, вы составили для себя определённое представление о том, как работают экономические модели разного типа, при помощи каких механизмов они функционируют. В старшей школе вы познакомитесь с этими процессами ещё более глубоко в курсе экономики. А со следующего урока мы начинаем изучать социальные процессы, познакомимся с социальной структурой общества. Мы поговорим о принятых в обществознании и социологии терминах, которые формулируют разницу между гражданами в общественной организации.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

1. Административно-Управленческий Портал ().

Домашнее задание

1. Расскажите о процессе зарождения мировой торговли.

2. Что такое политика протекционизма и фритредерство? Охарактеризуйте слабые и сильные стороны каждой из политик.

3. *Б. Франклин сказал однажды «Торговля не разорила ещё ни одного народа». Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры из истории в защиту своей точки зрения.

Учебник: Боголюбов, Городецкая. Обществознание. - М.: Просвещение, 2010 (§ 22).

1. Введение в урок.

1.1. Определение плана урока, последовательности действий в ходе урока, определение целей урока:

Знать структуру мирового хозяйства;

Как осуществляется внешняя торговля

Какие факторы определяют внешнеторговую политику государства

Что такое валюта

Уметь объяснять роль государства в международных экономических отношениях

Уметь давать оценку последствиям внешнеторговой политики

Грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют

1.2. Проверка усвоения пройденного материала. Обратить внимание учащихся на “листы оценивания”, которые должны быть заполнены в конце урока. А сейчас небольшой тест (на доске)- самопроверка

Лист самооценки

Оценка
кому
Тест Изучение нового материала Решение
задач
Итоговая
Мировое
хозяйство
Внешняя
торговля
Валюта
Самооценка
Класс
Понравившаяся
работа

1.3. Тест - проверка пройденного материала. <Рисунок 1>. Оценка выставляется после самопроверки.

1.4. Обращение к предварительному домашнему заданию, которое получил ряд учащихся и представление их ответов. <Рисунок 2>. Вы видите предложенный им вопрос и какие варианты они предложили. Что из предложенного, по вашему мнению, более созвучно с темой нашего урока?

2. Изучение нового материала

2.1. Начиная изучение новой темы мне бы хотелось обратиться к истории, чтобы ответить на вопрос – что такое мировое хозяйство

В серединеXIX в. английский экономист Д.Рикардо использовал следующий пример – Англия и Португалия вели между собой торговлю вином и сукном. В Португалии производить и вино, и сукно было дешевле, чем в Англии. И Португалия могла обеспечить этими товарами обе страны. В действительности Португалия стала специализироваться на производстве вина, а Англия – сукна. <Рисунок 3>.

К началу XXI века в Западной Европе практически не осталось крупного производства, требующего больших трудовых затрат, а также наносящих ущерб окружающей среды. Зато объем такого производства вырос в странах Юго-Восточной и Южной Азии. Здесь выпуск продукции гораздо дешевле из-за наличия дешевой рабочей силы, сырьевой базы, низких налогов и неразвитого экологического законодательства. <Рисунок 4>.

На основе этих примеров попробуйте дать определение – что такое мировое хозяйство?

Мировое хозяйство – это система международных экономических отношений, связывающая национальные экономики;

Мировое хозяйство – совокупность национальных хозяйств, связанных политическими и экономическими отношениями.

(учитель, пройдя по классу, находит похожие 3, предлагая учащимся, их давшим, записать определения на доске).

2.2. С понятием мировое хозяйство тесно связан термин “внешняя торговля”. Прочитайте текст, находящийся на ваших партах.

Внешняя торговля зародилась еще в глубокой древности. Хотя в условиях натурального хозяйства во внешнеторговый оборот поступала незначительная часть продукции. Но и тогда внешняя торговля была необходима многим странам. Вспомните, почему древние греки основывали колонии по всему Средиземноморью - из колоний в метрополию везли хлеб, а из метрополии - оливковое масло, вино, ремесленные изделия.

Причин, которые вызвали к жизни внешнюю торговлю, немало. Во-первых, страны мира различаются по географическому положению, природно-климатическим условиям (например, по запасам полезных ископаемых, размерам и качеству плодородных земель и др.). Товары, которые не находят спроса внутри страны, могут быть выгодно проданы за ее пределами. Так, в Средние века в Европе ценились пряности, которые повсеместно выращивались в странах Востока. Другой пример: представьте себе, что в Англии пришлось бы отказаться от традиционного чаепития в 5 ч пополудни. А ведь на Британских островах чай не растет. Значит, его необходимо ввозить из-за границы. Да и чашку кофе вряд ли можно было бы выпить поутру без внешней торговли со странами, где эта культура произрастает. Многие привычные продукты, изделия и материалы являются предметом экспорта и импорта. Итак, внешняя торговля - торговля между странами, состоящая из импорта (ввоза) и экспорта (вывози) товаров и услуг. Объем внешнеторговой деятельности страны, измеряемый в денежном выражении, называется внешнеторговым оборотом. Он равен экспорта + импорта за определенный период. Необходимость вести международную торговлю связана и с такими факторами, как различия в численности населения и уровне мастерства производителей местных товаров. В мировом хозяйстве сложилось международное разделение труда - специализация стран на производстве той или иной продукции, для производства которой у них имеются наиболее благоприятные условия.

Россия участвует в международном разделении главным образом как поставщик энергетических ресурсов (нефти и нефтепродуктов, природного газа), черных и цветных металлов, удобрений, лесобумажной продукции

Приведите 2 примера внешней торговли из истории и современности РФ. (учитель, пройдя по классу, находит похожие 3, предлагая учащимся, их давшим, записать определения на доске).

2.3. Политика в сфере международной торговля является частью внешнеэкономической политики.

Под внешнеторговой политикой принято понимать деятельность государств, направленную на развитие торговых отношений с другими странами мира или группами стран.

Внешнеторговая политика – одна из важнейших частей внешней политики.

Если государство стремится защитить собственную промышленность и с\х от иностранных конкурентов, оно прибегает к политике протекционизма.

<Рисунок 5>.

Если, наоборот, государство будет заинтересовано в большем импорте товаров, то его внешнеторговая политика будет называться – фритрейдерство, т.е. “свободная торговля”. <Рисунок 6>.

2.4. Но внешняя торговля в современном мире была бы невозможна без валюты. Обсуждение термина посредством решения задачи.

Задача: ученик говорит сверстнику: у меня в кармане валюта. Целых 50 рублей. В ответ ему: Какая же эта валюта? Вот было бы у тебя 50 долларов – другое дело. Как считаете вы? Обсуждение, на основе которого учащиеся должны придти к выводу, что валюта – это любая разновидность денег, находящихся в обращении.

Для осуществления обмена валют важным показателем является валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Пример: стоимость 1 поездки в на автобусе в Солнечном городе будет стоить 10 фунтиков, а в Цветочном городе 30 шпунтиков. Соотношение составит 1:3, а значит 1 фунтик будут стоить 3 шпунтика.

Существуют различные курсы валют: фиксированные (устанавливает государство) и биржевой (устанавливаются теми кто покупает и теми кто продает). В отношении валют действуют законы рынка

Спрос > предложения = повышение курса

Спрос < предложения = снижение курса

Для закрепления определения и всего материала подтемы, рационально решить ряд несложных задач.

Решение задач:

  1. Вы собираетесь поехать отдыхать в Болгарию. Планируете потратить в течение 14 дней 7000 рублей, сколько это левов (денежная единица Болгарии), если обменный курс 1 рублю = 0,03 лева (1 лев = 28,98 рубля)
  2. Вы собираетесь поехать в Англию, какую валюту вы возьмете евро, доллары, фунты стерлинги? Представьте себе, что ни в одном обменном пункте не оказалось фунтов стерлингов и вам предложили доллары или евро. Выберите выгодный курс, если 1 фунт стерлинг = 1,58$ или 1,28 евро.

В качестве подведения итога изучения подтемы необходимо сделать вывод - для того чтобы курс национальной валюты оставался стабильным, экономика страны должна быть конкурентоспособной.

3. Подведение итогов

3.1. Подтвердите или опровергните мнение Бенджамина Франклина “Торговля не разорила еще ни одного народа” - да – нет, докажите свою точку зрения <Рисунок 7>.

Если вам сложно ответить на этот вопрос, то попытайтесь решить следующий тест <Рисунок 8>, ответы запиши в тетрадь.

3.2. Выставление учащими оценок, себе и своим одноклассникам. Сдача "листков самооценки".

Что такое международное разделение труда?
Международное разделение труда
1) специализация различных стран в производстве отдельных видов продукции, не производимых в других странах или производимых с более высокими издержками, которыми страны обмениваются между собой;
2) это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Предпосылки специализации:
1) природные условия страны (климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других полезных ресурсов);
2) уровень экономического и научно-технического развития (развитые страны производят готовые изделия, развивающиеся сырьё);
3) сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (Франция – косметика, Бразилия – кофе).

Абсолютное и относительное преимущество.
Абсолютное преимущество – возможность государства, региона, компании, возникающая вследствие географического положения, удачного размещения, ресурсного потенциала, других выгодных условий, производить товар с минимальными издержками производства и обращения в сравнении с иными странами, регионами, фирмами, выпускающими тот же или аналогичный товар.
Относительное (сравнительное) преимущество – преимущество одного производителя нового перед другими, состоящее в том, что у него самые низкие затраты, обусловленные заменой производства старого товара новым.

Мировое хозяйство (экономика).
Взаимосвязанность национальных экономик привела к формированию мирового рынка.
Мировой рынок – это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Дальнейшее развитие международного разделения труда приводит к перерастанию мирового рынка в мировое хозяйство, которое представляет собой взаимосвязанное единство стран, разных по степени развития.
Мировое хозяйство (= мировая экономика) – всемирное глобальное экономическое пространство, в котором в целях роста эффективности национального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы. Мировая экономика (= мировое хозяйство) – это совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.

Международные экономические отношения – это торговые, финансовые и другие отношения между правительствами и экономическими субъектами национальных экономик.
Ключевым субъектом мировых экономических отношений стали в XX в. транснациональные корпорации (ТНК). 5 крупнейших ТНК контролируют более половины мирового производства товаров длительного пользования, самолётов, электронного оборудования, автомобилей и другой продукции.

Транснациональная корпорация (ТНК) – 1) фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий; 2) действующие на международном рынке крупнейшие компании, занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

Формы международных экономических отношений:
1) международная торговля товарами и услугами;
2) движение капиталов и зарубежных инвестиций;
3) миграция рабочей силы;
4) межотраслевая кооперация производства;
5) обмен в области науки и техники;
6) валютно-кредитные отношения.

Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации.
Структура международной торговли = [экспорт (вывоз) – реализация товаров на внешнем рынке] + [импорт (ввоз) – приобретение товаров, произведённых за рубежом].
Сальдо (итал. saldo – расчёт) торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период.
Международная торговля товарами (сырьевыми, машинами и оборудованием, потребительскими) – это сфера товарно-денежных отношений или совокупность внешней торговли всех стран мира.
Международная торговля услугами (транспорт, лицензии, знания, туризм, посредничество в международной торговле, финансовые и информационные услуги) – это торговля потребительными стоимостями, преимущественно не имеющими вещественной формы.
Разные страны в разной степени участвуют в мировой торговле. Экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и объём экспорта на душу населения. Наиболее высокие экспортные квоты (более 50%) имеют малые европейские страны (Швеция, Бельгия и другие), что говорит об их растущей зависимости от экспорта. Ряд стран (в основном развивающиеся) торгуют сырьём и несложными видами продукции. Промышленно развитые страны обычно экспортируют капиталоёмкие и высокотехнологичные товары.
Типы внешнеторговой политики государства:
1) протекционизм (от лат. protectio – покровительство, защита) – защита интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
2) свободная торговля, фритредерство (англ. free trade – свободная торговля);
3) умеренная торговая политика сочетает элементы свободной торговли и протекционизма.
Достоинства и недостатки открытия внутреннего рынка для импортных товаров:
+ 1) население сможет купить больше более дешёвых и качественных товаров;
+ 2) возрастут доходы торговых фирм;
+ 3) возрастёт сумма налогов, уплачиваемых покупателями при приобретении импортных товаров;
+ 4) рост уровня жизни граждан, имеющих работу и возможность покупать импортные товары, улучшит внутриполитическую ситуацию в стране и увеличит шансы правящей партии победить на очередных выборах;
– 1) сократятся продажи отечественных товаров;
- 2) упадут доходы отечественных товаров, и государство получит от них меньшую сумму налогов;
- 3) начнутся увольнения в отечественной промышленности, возрастёт безработица, что приведёт к падению налоговых поступлений с заработной платы при увеличении расходов на выплату пособий по безработице;
- 4) безработные и отечественные предприниматели будут протестовать против нынешнего правительства, и это уменьшит его шансы на сохранение власти;
- 5) возрастёт зависимость страны от поставок товаров из-за рубежа, что ведёт к её политической зависимости.
Формы протекционизма: 1) селективный (направлен против отдельных стран или отдельных товаров); 2) отраслевой (защищает отдельные отрасли, прежде всего сельское хозяйство); 3) коллективный (проводится объединениями стран в отношении других стран, не входящих в них); 4) скрытный (с помощью методов внутренней экономической политики).
Большинство стран стремится помочь своим производителям вывезти как можно больше продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на мировом рынке, и ограничить импорт, превратив иностранные товары в менее конкурентоспособные на внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования внешней торговли:
1) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы);

2) нетарифные (установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго;

3) активный протекционизм, стимулирование экспорта (льготное государственное кредитование экспорта, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы, демпинг).

Эмбарго (от исп. embargo наложение ареста, запрещение) – 1) государственное запрещение на ввоз или вывоз из страны определённого вида товаров, ценностей, золота, ценных бумаг, валюты; 2) блокирование торговли с определёнными странами по решению ООН в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия.

Демпинг (от англ. dumping – сбрасывание) – 1) продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения); 2) продажа экспортируемых товаров на зарубежных рынках по более дешёвым ценам, чем на национальных.

Государственное регулирование внешней торговли может быть 1) односторонним, 2) двусторонним, 3) многосторонним.
Экономическая интеграция (лат. integration – восстановление, восполнение) – это процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.

Типы экономической интеграции:
1) преференциальные (от лат. praeffare - предпочитать) торговые соглашения (снижение торговых пошлин на товары внешнеторгового партнёра по сравнению с уровнем, которым облагаются товары третьих стран);
2) зоны свободной торговли (взаимная отмена торговых пошлин между участниками интеграционной группировки, но сохранение у каждой из этих стран особой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам);
3) таможенные союзы (взаимная отмена таможенных пошлин и унификация внешнеторгового режима относительно третьих стран);
4) общий рынок (наряду со свободой торговли обеспечивается либерализация движения капиталов и рабочей силы, осуществляется согласование экономической политики);
5) экономические союзы (унификация экономической, социальной, научно-технической, международной политики стран-участниц, создаётся система межгосударственных институтов, формирующих единую политико-правовую среду).
В настоящее время существуют примерно 100 интеграционных группировок разных видов: 1) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР); 2) Европейский союз (ЕС), объединяющий 27 стран; 3) НАФТА – Североамериканское соглашение о свободной торговле (США, Канада, Мексика); 4) АСЕАН – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии; 5) Латиноамериканская ассоциация свободной торговли.
В 1948 г. было создано Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (англ. General Agreement on Tariffs and Trade, GATT).
В 1994 г. оно было преобразовано в ВТО (Всемирную торговую организацию), (!!! WTO = World Trade Organization).
Цели ВТО – выработка антидемпинговых мер, снижение таможенных барьеров, благоприятствование международной торговле. ВТО регулирует около 90% мировой торговли (по данным на декабрь 2003 г. в неё входили 148 государств).
Россия не является членом ВТО и ведёт переговоры о вступлении в эту организацию. !!! Необходимость вступления в ВТО воспринимается экспертами неоднозначно.
Одни выступают за вступление, ибо это позволит России войти в международный рынок, прежде всего природных ресурсов, значительно расширит доходы российских сырьевых отраслей экономики. Другие опасаются, что вхождение России в ВТО окончательно разрушит отечественную промышленность, которая может не выдержать конкуренции со стороны дешёвых импортных товаров.

Международное движение капиталов.
Мировая валютная система (МВС) – это глобальная форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закрепленная многосторонними межгосударственными соглашениями и регулируемая международными валютно-кредитными и финансовыми организациями.
Эволюция мировой валютной системы:
1) Парижская валютная система (с 1867 г. по 20-е годы XX в.);
2) Генуэзская валютная система (с 1922 г. по 30-е годы);
3) Бреттон-Вудская валютная система (с 1944 г. по 1976 г.);
4) Ямайская валютная система (с 1976-1978 годов по настоящее время).
Парижская валютная система.
Первая мировая валютная система сложилась стихийно в результате промышленной революции XIX века и на базе расширения международной торговли в форме золотомонетного стандарта. Данную мировую валютную систему называют Парижской в соответствии с местом, где состоялись переговоры о принципах ее функционирования. В этот период только золото выполняло функцию мировых денег, попадая на мировой рынок, где платежи принимались по весу.

Основные принципы золотомонетного стандарта:
1) установлено золотое содержание национальных денежных единиц;
2) золото выполняло функцию мировых денег, а следовательно, всеобщего платежного средства;
3) находящиеся в обращении банкноты эмиссионных центральных банков свободно обменивались на золото. Обмен производился на базе их золотых паритетов, то есть весового количества содержащегося в них чистого золота;
4) курс валюты мог отклоняться от монетных паритетов в пределах «золотых точек» (?1%, т.е. фактически являлся фиксированным валютным курсом);
5) кроме золота, в международном обороте был признан английский фунт стерлингов;
6) поддерживалось жесткое соотношение между национальным золотым запасом и внут-ренним предложением денег;
7) дефицит платежных балансов покрывался золотом.
Перерастание капитализма свободной конкуренции в монополистический привело к тому, что классический золотомонетный стандарт перестал соответствовать масштабам хозяйственных связей, тормозил регулирование экономики, денежной, валютной систем в интересах монополий и государства. В начале века выросла экономическая мощь США и Франции, что подорвало позиции Великобритании в мировой валютной системе. Во время первой мировой войны размен банкнот на золото в капиталистических странах, кроме США, был приостановлен и золотой стандарт распался. Золото изымалось из внутреннего обращения и заменялось банкнотами, неразменными на золото. В международном платежном обороте было запрещено свободное движение золота между странами.
Генуэзская валютная система (золотодевизный стандарт).
Окончание первой мировой войны и восстановление внешнеэкономических связей стран привели к необходимости разработки новых принципов МВС, так наступил второй этап в эволюции МВС, называемый золотодевизным стандартом или Генуэзской валютной системой. На международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе в 1922 году отмечалось, что имеющиеся запасы золота капиталистических стран недостаточны для урегулирования расчетов по внешней торговле и других операций. Кроме золота и английского фунта стерлингов, рекомендовалось использовать так же доллар США. Обе валюты, призванные выполнять роль международного платежного средства, получили название девизных. Большинство стран, таких как Германия, Австралия, Дания, Норвегия, ввели золотодевизный стандарт.
Основные принципы Генуэзской валютной системы были аналогичны принципам предшествующей Парижской системы. Золото сохраняло роль мировых денег, оставались золотые паритеты. Однако были внесены и определенные изменения.
Золотодевизный стандарт представлял собой такую форму золотого стандарта, при которой отдельные национальные банкноты размениваются не на золото, а на валюту других стран (на девизы, размениваемые в свою очередь на золотые слитки). Таким образом, сформировалось два основных способа размена национальной валюты в золото:
1) прямой – для валют, выполнявших роль девизов (фунт стерлингов, доллар);
2) косвенный – для всех остальных валют данной системы.
Использовался принцип свободноплавающих валютных курсов.
В соответствии с принципами Генуэзской системы Центральные банки стран-членов должны были поддерживать возможные значительные отклонения валютных курсов своих национальных денежных единиц, используя методы валютного регулирования (прежде всего валютные интервенции).
Распространение золотодевизного стандарта!!! закрепило зависимость одних стран от других – доллар США и английский фунт стерлингов стали основой ряда валют.
Бреттон – Вудская система.
Однако девизная форма золотого стандарта просуществовали недолго. Мировой кризис 1929 – 1931 годов полностью разрушил данную систему. Кризис затронул и девизные валюты. В сентябре 1931 года Великобритания была вынуждена отменить золотой стандарт, а фунт стерлингов девальвировала. Это в свою очередь привело к краху валют Индии, Малайзии, Египта, ряда европейских государств, которые зависели от Англии в экономическом и валютном отношении. Позже он был отменен в Японии и в 1936 году – во Франции. В 1933 году в США размен банкнот на золото был прекращен, а вывоз золота за границу запрещен, доллар был девальвирован на 41%. Отмена золотого стандарта привела к тому, что стало осуществляться валютное обращение неразменных на золото денежных знаков, то есть кредитных денег.
Кризисные потрясения в валютной сфере в период «Великой депрессии» 1929 – 1933 годов наглядно показали, что мировая валютная система нуждается в реформировании.
В 1944 года на Бреттон-Вудской конференции был принят золотодевизный стандарт, основанный на золоте, и двух девизных валютах – долларе США и фунте стерлингов.
Основные принципы Бреттон-Вудской валютной системы:
1) золото сохранило функцию мировых денег;
2) одновременно использовались резервные валюты – доллар США, английский фунт стерлингов;
3) Казначейство США установило обязательный размен резервных валют на золото по официальному курсу 35 долларов за 1 тройскую унцию (31,1 гр.), или 1 доллар приравнивался к 0,88571 г. золота;
4) каждая национальная денежная единица имела валютный паритет в золоте и долларах;
5) установлены фиксированные валютные курсы, отклонение от валютного паритета без разрешения МВФ допускалось только в пределе ±1%;
6) регулирование валютных отношений осуществляется международными валютно-кредитными организациями – Международным Валютным Фондом и Международным Банком Реконструкции и Развития;
В послевоенный период, когда формировались принципы Бреттон – Вудской валютной системы, Великобритания не имела достаточных золотых запасов, чтобы фунт стерлингов мог обмениваться в золото, и практически отказалась от его функции девизной валюты.
Таким образом, Бреттон – Вудская валютная система!!! поставила доллар в привилегированное положение, что давало экономические и политические преимущества США. На практике доллар почти монопольно опосредовал внешнеторговые расчеты. США имели право погашать дефицит платежного баланса за счет собственной национальной валюты.
В то же время любая другая страна при дефиците платежного баланса должна была расходовать золотые резервы, урезать внутреннее потребление, увеличивать экспорт.
Ямайская мировая валютная система.
Восстановление национальных экономик западноевропейских стран, пострадавших во время второй мировой войны, постепенно изменило расстановку сил в мировой экономике. Укрепление экономических позиций стран ЕЭС и Японии снизило конкурентоспособность США на мировых рынках. Вместе с тем все больше стран стали выходить самостоятельно на мировые рынки. В 1971 году впервые за период с 1933 года торговый баланс, а также все статьи платежного баланса США имели дефицит. Кризис доллара вынудил правительство США в августе 1971 года ввести 10% таможенную пошлину на импорт и отменить обмен доллара на золото, чем нарушались соглашения с МВФ. В середине 60-х годов фиксированные валютные курсы уже не отвечали интересам стран и стали сдерживать развитие мировой торговли.
Таким образом, данная валютная система перестала соответствовать потребностям мирового хозяйства. В конце 60-х начале 70-х годов в международной экономической системе разразился новый кризис. В 1971 г. МВФ расширил допустимый предел отклонения курса валют от паритетного до ± 2,25 %, а через год вся система фиксированных курсов рухнула.
В 1972 г. был сформирован Комитет по реформе МВС, который занимался разработкой и согласованием новых принципов ее функционирования. Современный этап развития мировой валютной системы начинается с 1976 года, когда на совещании в Ямайке представители 20 стран достигли соглашения о реформировании мировой валютной системы. В 1978 году Ямайские соглашения были ратифицированы большинством стран-членов МВФ. С этого момента вступают в силу принципы системы, которая получила название Ямайская валютная система.
Принципы ямайской валютной системы:
1) официально отменен золотой стандарт;
2) зафиксирована демонетизация золота, т. е. отмена его функции мировых денег;
3) запрещены золотые паритеты – привязка валют к золоту;
4) ЦБ разрешалось продавать и покупать золото как обычный товар по ценам «свободного» рынка;
5) введен стандарт СДР (специальные права заимствования), который должен использоваться в качестве мировых денег, а также для установления обменных курсов валют, оценки официальных активов и др. СДР представляют собой международные условные счетные денежные единицы, которые могут выступать как международные платежные и резервные средства. Эмиссию СДР осуществляет МВФ. СДР используются для безналичных международных расчетов путем записей на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. В функции СДР входит: регулирование платежных балансов, пополнение официальных валютных резервов, соизмерение стоимости национальных валют;
6) резервными валютами официально признаны доллар США, марка ФРГ, фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, французский франк;
7) установлен режим свободно плавающих валютных курсов, т. е. их формирование на мировом валютном рынке на основе спроса и предложения;
8) разрешено самостоятельное определение государствами режима валютного курса.
Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны.
Основные формы международного движения капитала: 1) прямые частные инвестиции; 2) государственные займы; 3) кредиты международных финансовых организаций.
Иностранные инвестиции – все виды вложений иностранных инвесторов в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.
При инвестировании учитываются характеристики местного рынка: 1) доступность; 2) качество рабочей силы; 3) валютный риск; 4) возможность вывоза капитала; 5) защита интеллектуальной собственности; 6) государственное регулирование; 7) налогообложение; 8) инфраструктура.
Международные валютно-кредитные организации – международные финансовые организации, созданные на основе межгосударственных, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию, кредитной помощи: 1) 1944 – Международный валютный фонд (МВФ); 2) 1945 – Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 3) Банк международных расчётов.
Огромное влияние на мировые финансы оказывают Федеральная резервная система США (ФРС), Лондонский (более 600 крупнейших коммерческих банков США, Западной Европы и Японии) и Парижский (19 стран-кредиторов) клубы кредиторов.
Международные банковские группировки – крупнейшие объединения транснациональных банков; появились в конце 1960-х – начале 1970-х гг., включают большинство крупных банков Западной Европы, ряд американских и японских банков: АБЕКОР (англ. Associated Banks of Europe Corporation, ABECOR).

Международная трудовая миграция – это добровольное перемещение людей за пределы страны с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности. Мигранты зачастую рискуют очень многим, ведь их появление в новой стране нередко вызывает тревогу местного населения.
Кроме того существует внерыночная миграция, которая вызывается 1) социальными конфликтами, 2) проблемами перенаселённости, 3) политической нестабильностью, 4) желанием получить образование.

Структура мировой экономики (хозяйства).
Версия №1 (эпоха «холодной войны»):
1) «первый мир» (НАТО);
2) «второй мир» (социалистический лагерь);
3) «третий мир» (бедные страны Азии, Африки и Латинской Америки);
4) «четвёртый мир» (члены ОПЕК).
Словосочетание «третий мир» впервые было предложено Генеральным секретарём ООН Дагом Хаммаршельдом для обозначения бедных стран Азии и Латинской Америки. К концу 70-х гг. XX в. появилась новая группа стран, богатство которых резко отличало их от бедных стран мира. Это были страны «четвёртого мира» - члены ОПЕК. В отличие от развитых стран их богатство росло от продажи невоспроизводимых ресурсов.

Версия №2 (по характеру экономической системы):
1) страны со смешанной экономикой;
2) страны с рыночной экономикой;
3) страны с переходной экономикой;
4) страны с нерыночной (командной) экономикой (Северная Корея, Куба).

Версия №3 (по степени развитости):
1) высокоразвитые (промышленно развитые);
2) среднеразвитые (новые индустриальные страны);
3) низкоразвитые (развивающиеся).

В первую группу входят США, Япония, Германия и другие богатейшие державы мира, объединённые в ОЭСР. Эти страны завершили индустриализацию, создали мощные экономические механизмы, обладают высокоразвитыми системами образования, здравоохранения, научно-технического обеспечения, высоким уровнем благосостояния большинства граждан.
Новые индустриальные страны («азиатские драконы» - Тайвань, Сингапур, Гонконг, Южная Корея, страны БРИК (?) = Бразилия, Россия, Индия, Китай).
Азиатские драконы, первые восточно-азиатские Новые Индустриальные Страны (НИС), достигшие статуса развитых. В качестве примера для подражания использовали японскую модель развития (ступенчатая модель).
Индонезия, Малайзия, Таиланд и Филиппины - «азиатские тигры», развивающиеся по аналогичной модели, вторая волна Восточно-Азиатских НИС, статуса развитых пока не получили.
Развивающиеся страны – страны со слабо развитой экономикой, невысоким экономиче-ским потенциалом, отсталой техникой и технологией, непрогрессивной структурой промышлен-ности и экономики в целом, пытающиеся преодолеть барьер отсталости.

Версия №4 (№2 + №3):
1) развитые страны со смешанной экономикой (страны ОЭСР);
2) развивающиеся страны со смешанной экономикой (Индия, Мексика, Бразилия, Китай);
3) новые индустриальные страны со смешанной экономикой;
4) развивающиеся страны с командной экономикой (Куба, Северная Корея);
5) страны с переходной экономикой (от централизованной, командной к рыночной);
6) развивающиеся страны с рыночной экономикой (некоторые страны Латинской Америки, Африки, Азии);
7) развивающиеся страны с традиционной экономикой (некоторые страны Африки).

Версия №5 (Иммануил Валлерстайн):
1) центр = ядро (США, Великобритания, Германия, Япония и др.);
2) полупериферия = страны, которые развиваются высокими темпами (Восточная и Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, Россия, Индия, Латинская Америка);
3) периферия (страны Африки и арабо-мусульманского мира - ???).

Версия №6:
1) Новый Север = виртуальный континент, «штабная экономика» (финансово-правовое регулирование в сфере экономических операций, обладание символическим капиталом и силовыми средствами глобальной проекции властных решений, включает такие отрасли, как индустрия принятия решений (Давосский форум), высококвалифицированные услуги, основы цифровой экономики);
2) Запад (производство образцов в сфере высоких технологий);
3) Новый Восток = Северная и Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания, Латинская Америка, Индостан (массовое промышленное производство, включая наукоёмкие и высокотехнологичные товары);
4) Северная Евразия;
5) Юг (производство различных видов сырья);
6) Глубокий Юг (грабительская, «трофейная» экономика);
7) мировой геоэкономический андеграунд («экономическое подполье», криминальная экономика = наркотрафик и т.д., теневая экономика).
Трофейная экономика – 1) использование ранее накопленного цивилизацией материального потенциала в качестве источника извлечения краткосрочной прибыли; 2) сужающееся, «хищническое» производство, основанное на «проедании» ресурсов предыдущего этапа развития.

Тест по обществознанию Мировое хозяйство и международная торговля для учащихся 8 класса с ответами. Тест предназначен для проверки знаний по теме Экономика. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 10 заданий, в части 2 - 4 задания и в части 3 — 3 задания.

1. Ввоз из-за границы товаров для их продажи в данной стране называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

2. Вывоз из страны товаров для их продажи в других стра­нах называется

1) иммиграцией
2) экспортом
3) импортом
4) эмиграцией

3. Государственная экономическая политика, которая защищает отечественных производителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода ограничений на импорт

1) протекционизм
2) монополизм
3) меркантилизм
4) олигополия

4. Налог в пользу государства, взимаемый при пересечении границы с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи, называется

1) налогом на добавленную стоимость
2) подоходным налогом
3) налогом на собственность
4) таможенной пошлиной

5. Какая из названных организаций не относится к между­народным экономическим организациям?

1) НАТО
2) МВФ
3) ВТО
4) ЭКОСОС

6. Внешнеэкономическая политика государства, для которой характерны низкие пошлины или их отсутствие для вво­зимых в страну иностранных товаров

1) фритредерство
2) протекционизм
3) либерализм
4) тред-юнионизм

7. В современном международном разделении труда Россия выступает главным образом как поставщик

1) энергетических ресурсов
2) нанотехнологий
3) информационных технологий
4) инновационных технологий

8. Биржевой курс валют устанавливается

1) на валютной бирже
2) Центральным Банком России
3) Международным валютным фондом
4) Всемирным банком

9. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, называется

1) фиксированным курсом
2) валютным курсом
3) равновесным предложением
4) биржевым курсом

10. Верны ли следующие суждения о девальвации?

А. При девальвации товары иностранных фирм на внут­реннем рынке сразу дорожают.
Б. При девальвации товары отечественных производите­лей на зарубежных рынках значительно дешевеют.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

1. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Анализ, проведённый в 2000 году, показал, что 87% российского экспорта уходит в промышленно раз­витые страны. (2) На долю бывших союзных республик СССР приходилось лишь 13% экспорта. (3) Исследовате­ли считают, что проблемы российского экспорта и им­порта ещё долго будут оставаться одной из главных про­блем внутренней и внешней политики России. (4) Видимо, ещё многие годы уйдут на то, чтобы улуч­шить структуру экспорта и создать нормальную систему отношений с торговыми партнёрами.

Определите, какие положения текста

А) отражают факты
В) выражают мнения

2. Ниже приведён перечень названий организаций. Все они, за исключением одной, являются международными эко­номическими организациями.
Международный валютный фонд, Всемирный банк, Евра­зийское экономическое сообщество, Европейская ассоциа­ция свободной торговли, Интерпол.
Найдите и укажите организацию, не относящуюся к эко­номическим организациям.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Свойство валют обмениваться между собой называется __________».

4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропу­щен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необхо­димо вставить на место пропусков.

«Всемирная торговая организация была создана в 1994 г. для реализации следующих поставленных целей: обеспечение полной __________(1) населения; рост __________(2) и торгового обмена товарами и __________(3); оптимальное использование источников __________(4) с целью обеспечения долгосрочного __________(5), защиты и сохранения __________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое сло­во (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) услуга
Б) производство
В) занятость
Г) сырьё
Д) развитие
Е) потребность
Ж) окружающая среда

1. Прочитайте текст и выполните задания.

«В конце 2010 года прошли переговоры правительственных делегаций России и Китая, на которых было решено, что Китай будет покупать у России не только нефть, уголь и электроэнер­гию, но и газ. Было заявлено, что поставки могут начаться уже в 2015 году. Кроме того, стороны договорились построить нефтепе­рерабатывающий завод на китайской территории и завод по сжижению угля — на российской.
Чем быстрее растёт китайская экономика, тем больше ей нужно энергоресурсов. Например, по оценке Energy Information Administration, потребление газа в Китае будет расти на 6,8% ежегодно и в 2020 году составит 200 миллиардов кубометров (сейчас — 81 миллиард). Россия, на которую приходится более четверти мировых запасов «голубого топлива», естественно, не прочь организовать сбыт в Китай. В июле 2009 года Газпром начал строительство газопроводной системы «Сахалин — Хаба­ровск — Владивосток», которая позволит не только обеспечить газом ряд дальневосточных регионов, но и создать инфраструктуру для экспорта газа в Азию.
Что же касается нефти, то она пойдет по «ветке» нефтепро­вода Восточная Сибирь — Тихий океан, которую специально строили для Китая. В конце августа российскую часть «трубы» закончили и наполнили технологической нефтью, теперь Китаю предстоит завершить работы на отрезке до Дацина.
Новое направление сотрудничества — нефтепереработка. Предполагается, что в Тяньцзине будет построен нефтеперераба­тывающий завод мощностью 13 млн тонн нефти в год (потом также построят установку по производству этилена). Строить его будут совместно Роснефть и CNPC, которые на первом этапе вложат в проект около пяти миллиардов долларов. Планирует­ся, что в рамках совместного предприятия появится также 500 автозаправок на севере Китая, нефтепродукты можно будет экс­портировать. На российской же территории построят завод по сжижению угля (ещё один источник сырья для электроэнергетики). Кроме того, российские угольщики могут увеличить и экспорт сырья в Китай, но проблема в том, что существующие порты и так загружены под завязку, да и железнодорожных мощностей не хватает. Эти вопросы сторонам ещё предстоит решить.
Но самая дешёвая энергия — атомная. Китай, как и Россия, хочет поднять долю атомной энергетики в общем энергобалансе страны. Российские специалисты уже построили два энергоблока Тяньваньской АЭС, сейчас речь идёт о возведении третьего и четвёртого. По информации «Известий», до последнего времени Россия и Китай не могли решить финансовые вопросы, связан­ные со строительством первой очереди станции, но в итоге всё удалось урегулировать, и, возможно, уже в ближайшее время будет подписан контракт на новое строительство».

1) Дайте определение понятия «внешнеторговая политика» и составьте два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Почему соглашение, о котором говорится в статье, выгод­но для Китая и России? Используя текст, приведите не менее трёх положений.

2. Приведите два примера внешнеторговых соглашений, заключённых Российской Федерацией за последние годы.

3. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше­ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше­ние. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при ар­гументации своей точки зрения используйте звания, по­лученные при изучении курса обществознания, соответст­вующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франк­лин).

2. «Свободная торговля — не принцип, а средство для достижения цели» (Б. Дизраэли).

3. «Что касается посредничества, когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычно нажи­ваются и на продавце и на покупателе» (Ф. Бэкон).

Ответы на тест обществознанию Мировое хозяйство и международная торговля
Часть 1
1-3, 2-2, 3-1, 4-4, 5-1, 6-1, 7-1, 8-1, 9-2, 10-4
Часть 2
1. ААББ
2. Интерпол
3. конвертируемостью
4. ВБАГДЖ

Тема: Международная торговля.

Форма проведения: урок изучения нового материала.

Время урока: 90 минут.

Цели урока: обучающиеся должны знать значение терминов «импорт», «экспорт», «торговый баланс», «протекционизм», «фритрейдерство», «валютный курс»; основные причины международной торговли; методы политики протекционизма; влияние политики протекционизма на развитие экономики; должны уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения; моделировать ситуацию; решать тестовые задания; работать в парах.

Материалы и оборудование:

    презентация «Международная торговля»;

    видеосюжет выступления В.В.Путина ( MP4 Video File)

    демонстрационный реквизит (корзина с набором протуктов и изделий);

    мультимедиаустановка для демонстрации видеофрагмента;

    раздаточный материал – тексты;

    компьютерный тест «Международная торговля», этот же тест в бумажном варианте (на случай отсутствия компьютеров или Интернета).

Описание урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

10 минут

Демонстрация корзины с продуктами, изделиями

Предлагает обучающимся ответить на вопрос: Как вы считаете, может ли государство полностью обеспечить себя и своих граждан всем необходимым, не прибегая к импорту и экспорту?

Называет тему и основные цели урока

Сортируют предметы, продукты по категориям.

Отвечают на вопрос, аргументируют свою точку

зрения

Участвуют в формулировании целей и темы урока.

Изучение нового материала

35 минут

(25 мин- демонстрация презентации, 10 мин – обсуждение вопросов)

Формулирует ключевые вопросы перед демонстрацией презентации

Демонстрирует презентацию с пояснениями, изложением темы урока

Организует обсуждение ключевых вопросов

После изучения презентации отвечают на ключевые вопросы:

Практическая работа

25 минут

Предлагает учащимся, работая в группах, определить влияние санкций на Россию, ЕС и влияние эмбарго на страны ЕС и Россию (оформить работу на ватманах, продемонстрировать результаты работы всей группе).

Время работы в группе и на защиту мини-проекта: 16 минут.

После выполнения практической работы обучающимся демонстрируется фрагмент выступления В.В.Путина о санкциях, просмотрев который, предлагается ответить на вопрос «Сможет ли сегодня РФ достойно обеспечить экономическое благополучие для своих граждан, не прибегая к международной торговле?

Работают в группах, формулируют ответ на поставленный вопрос, используя полученные тексты, оформляют результаты на ватмане, демонстрируют группе, предлагают пути решения проблемы, отвечают на возникающие вопросы группы и преподавателя).

После просмотра видеосюжета, отвечают на поставленный к нему вопрос.

Выводы по теме урока формулируют самостоятельно

Закрепление материала

12 минут

Предлагает обучающимся решить тест (компьютерный или текстовый вари ант носителя)

Решают тесты

Рефлексия

5 минут

Оцениваются устные ответы обучающихся, результаты тестирования.

Самооценка деятельности, оценка деятельности творческих групп (взаимооценка)

Домашнее задание

3 минуты

    Оформить словарь по теме урока, знать терминологию.

* Подготовить опережающие сообщения по теме «Россия и мировая экономика», разработать презентации по этой же теме (по интересам и желанию обучающихся).

Развернутый план – конспект урока

Мотивационный и организационный момент включает в себя не только приветственное слово преподавателя, проверку подготовленности обучающихся к уроку, но и такие элементы, которые могли бы вызвать у обучающихся вопросы типа «А что здесь происходит?», «Что там такое принесли и показывают» и, в конечном итоге, должны будут побудить обучающихся к действиям.

Так, например, можно начать урок с того, что поставить перед обучающимися корзину, в которой по отдельным прозрачным мешочкам разложены, например, чай, рис (другая крупа), кофе, пряности, отдельно лежат фрукты (яблоко, банан, апельсин, ананас, например), овощи, телефон (то, что невозможно поместить в корзину, можно написать на бумажных листочках)и др.

Далее преподаватель вызывает любого желающего к себе и просит продемонстрировать содержимое корзины, сортируя его по двум направлениям: то, что можно произвести (вырастить, изготовить) у нас в стране, и то, что проще приобрести за рубежом.

В конечном итоге, ребятам задаются наводящие вопросы, вывод из которых должен быть следующим: странам необходимо и выгодно торговать друг с другом. А также обучающиеся сами должны определить, о чем пойдет разговор на уроке, и сформулировать его тему: «Международная торговля» (сделать запись в тетрадь).

На этапе изучения нового материала преподаватель озвучивает ключевые вопросы, на которые обучающимся необходимо будет ответить после того, как он продемонстрирует презентацию по теме урока:

    Почему странам бывает выгодно торговать друг с другом?

    Что называют экспортом и импортом?

    Что такое протекционизм и фритрейдерство?

    Перечислите основные методы политики протекционизма.

    Чем отличается плавающий и фиксированный валютный курсы?

Объяснение нового материала

Прием работы: демонстрация презентации с объяснением преподавателя (Приложение 1).

Мировое хозяйство

К международным экономическим отношениям относят:

    международное движение капитала, когда деньги одной страны вкладываются в строительство предприятий в другой стране;

    международный обмен в области науки и техники: продажа патентов и лицензий на право использования в других странах новых технологий или изобретений, осуществление совместных научно-исследовательских проектов;

    миграция, то есть перемещение из одной страны в другую, рабочей силы.

Международная торговля

Но основой мировых экономических связей является международная торговля. Она начала развиваться еще в глубокой древности. В то время господствовало натуральное хозяйство, и самые необходимые продукты производились на месте. В международный обмен поступали некоторые виды сырья, например, медь и олово, необходимые для изготовления бронзы, золото или янтарь. Также издалека могли привозиться предметы роскоши или продукты питания, производившиеся в каком-то одном регионе, скажем, пряности.

Исторически первой причиной возникновения международных торговых связей стало неравномерное распределение природных ресурсов. Месторождения полезных ископаемых не распределены по всей земной коре, а концентрируются в каком-то конкретном месте. В одной стране могут располагаться богатейшие медные рудники, а в другой – уникальные алмазные шахты. Страны, находящиеся в различных климатических зонах, могут выращивать различные растения и различных животных. В Заполярье не растут тропические фрукты, а в тропиках невозможно собрать хотя бы немного брусники, клюквы или морошки. То есть любые две страны могут быть заинтересованы в обмене, если в одной из них может быть произведено то благо, произвести которое в другой стране невозможно.

Кроме того, одна страна может выпускать товары более эффективно, чем другая. В Марокко выращивать мандарины дешевле, чем в США, но Соединённые Штаты обладают высокой технологией и имеют квалифицированную рабочую силу для производства компьютеров. Марокко имеет преимущество в производстве апельсинов, а США – в производстве компьютеров. Им выгоднее обмениваться этими товарами друг с другом, чем производить оба товара самостоятельно.

Знаменитый английский экономист Давид Риккардо писал: «каждой стране выгоднее производить и экспортировать товары, при изготовлении которых производительность труда не ее предприятиях превосходит производительность труда на аналогичных предприятиях других стран».

Экспортом (от латинского слова « exportare » - вывозить) называют продажу благ, произведённых фирмами одной страны, в другие страны. Когда же государство, фирмы или население покупает блага, произведённые в других странах, мы говорим об импорте товаров (от латинского « importare » - ввозить). Итак, экспорт – это вывоз товаров в другие страны, импорт – ввоз в страну иностранных товаров.

Соотношение стоимости экспорта и импорта называют торговым балансом. Если товаров из страны вывозиться больше, чем ввозиться, торговый баланс – положительный. Если импорт больше экспорта, торговый баланс - отрицательный.

Внешнеэкономическая политика государства

Долгое время считалось, что богатство страны – это деньги, сокровища. Поэтому государство должно стараться продавать за границу больше отечественных товаров, чем покупать иностранных. Тогда деньги будут накапливаться. Это экономическое учение называли меркантилизмом (от латинского « mercanti » - торговать). Расцвет меркантилизма приходится на 15 век. Например, в Англии в 1440 г. было издано первое "Положение об истрачении", которое запретило вывоз денег из королевства. Любой иностранный купец, который продал свой товар в Англии, не имел права вывезти деньги, а мог только купить и вывезти товары. А английские купцы должны были привезти из иностранного плавания хотя бы часть выручки в валюте. Позже государства перешли от политики запрета вывоза денег к политике регулирования торговли.

Меркантилисты считали, что государство должно поддерживать отечественных производителей в борьбе с иностранными конкурентами, то есть проводить политику протекционизма – защиты национальной экономики.

Основными методами протекционистской политики являются тарифы, квоты и субсидии.

Тариф – это таможенная пошлина (налог) на импортный товар. Тарифы приводит к повышению цен на ввозимые товары, то есть они становятся дороже по сравнению с отечественными. Представим себе, что продажная цена импортной куртки – 2,5 тысячи рублей, а отечественную такого же качества можно купить за 2 700 рублей. Иностранный товар будет более конкурентоспособным. Но если на куртки, ввозимые в страну ввести таможенную пошлину в 400 рублей за каждую штуку, то тогда цена их поднимется до 2 900 рублей, и отечественные производители окажутся в более выгодном положении.

Квота – это количественное ограничение, то есть ограничение количества иностранных товаров, ввозимых в страну. Например, государство может ограничить ввоз иностранных телевизоров 10 миллионами штук в год. Но потребность в них гораздо выше. Спрос на телевизоры отечественных производителей повыситься. Квоты, так же как и тарифы, ограничивают импорт. Но имеют они и серьёзные отличия.

Если иностранные производители сократят издержки производства, то цены на их продукцию снизятся. И даже при наличии таможенных пошлин, импортные товары будут составлять конкуренцию отечественным. Национальные производители вынуждены будут работать эффективнее. При наличии квоты даже при снижении мировых цен на тот или иной товар никакого воздействия на внутренний рынок страны не произойдёт, так как импорт не может увеличиться.

Чтобы создать благоприятные условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, государство может использовать экспортные субсидии. Вы уже знаете, что субсидия – это безвозмездная помощь. То есть государство может финансово помочь своим производителям, сократив тем самым их затраты на производство товаров.

Выгоден ли протекционизм стране? Ответ на этот вопрос зависит от того, каких именно производителей собирается защищать государство. Если речь идёт об отраслях, которые только начинают развиваться в той или иной стране, тогда поддержка государства вполне оправдана. Предприятиям необходимо время, чтобы встать на ноги, окрепнуть, добиться максимальной эффективности в производстве. Иностранная конкуренция в этот период может разорить молодые фирмы, и отрасль так и не сможет развиться.

Но если государство будет поддерживать неэффективные отрасли, то окажет «медвежью услугу» собственной экономике. Защищённые от иностранной конкуренции предприятия потеряют стимул для повышения качества своей продукции и снижения её себестоимости. Население вынуждено будет покупать товары данной отрасли по более высоким ценам, и снижать уровень потребления.

Противоположностью протекционизма является идея свободы торговли, или фритрейдерство. Эта политика предусматривает снижение пошлин на иностранные товары или их полную отмену, а также отсутствие других ограничений в международной торговле.

Региональные соглашения о полной свободе движения товаров действуют в Европейском союзе. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) было подписано США, Канадой и Мексикой.

Идею фритрейдерства в мировом масштабе проводит Всемирная торговая организация, членом которой в 2012 г. стала Россия.

Курс валют

Импортёры и экспортёры товаров должны прибегать к обмену валют. Из этого обмена складывается рынок валют, на котором устанавливается валютный курс.

Валютный курс – это цена, по которой национальная валюта обменивается на другую иностранную валюту; то есть, цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных знаках других стран. Валютный курс может быть плавающим и фиксированным.

Плавающий (или гибкий) валютный курс устанавливается естественным путём. Вы уже знаете, что деньги – это тоже товар, и цена его в рыночных условиях определяется соотношением спроса и предложения. Если количество желающих купить ту или иную валюту будет больше, чем число её продавцов, то и цена этой валюты поднимется.

Фиксированный валютный курс устанавливается государством. Если положение на валютном рынке существенно измениться, например, повыситься спрос на иностранную валюту, центральный банк может продать часть своих валютных резервов, чтобы уравновесить спрос и предложение, и не допустить снижения курса национальной валюты.

Практическая работа на уроке.

Преподаватель предлагает обучающимся, работая в группах, определить влияние санкций на Россию, ЕС и влияние эмбарго на страны ЕС и Россию (Приложение 2).

После выполнения практической работы обучающимся демонстрируется фрагмент выступления В.В.Путина о санкциях, просмотрев который, предлагается ответить на вопрос «Сможет ли сегодня РФ достойно обеспечить экономическое благополучие для своих граждан, не прибегая к международной торговле?» (Приложение 3).

Итоги урока:

Выводы по уроку обучающиеся должны сформулировать сами (устно):

    Основой мировых экономических связей является международная торговля.

    Странам выгодно специализироваться на производстве тех товаров, которые она может выпускать более эффективно в сравнении с другими странами или другими товарами.

    Экспорт – это вывоз товаров в другие страны, импорт – ввоз иностранных товаров.

    Два основных направления во внешнеторговой политике государства: протекционизм и фритрейдерство (свобода торговли).

Закрепление темы урока: решение теста (Приложения 4, 5).

Рефлексия: оценивание по двум номинациям (оценки за два урока).

    Устные ответы на вопросы (аргументированность суждений, приведение примеров, формулирование собственной точки зрения по той или иной позиции, высказыванию);

    Тестирование:

«Отлично» - 1 ошибка;

«Хорошо» - 2-3 ошибки»,

«Удовлетворительно» - 4-5 ошибок;

«Неудовлетворительно» - более 5 ошибок.

Домашнее задание:

Обязательно для всех: оформить словарь по теме урока, знать терминологию.

По интересам и желанию обучающихся : подготовить опережающие сообщения по теме «Россия и мировая экономика», разработать презентации по этой же теме.