Главная · Растения · Этика врачебной деятельности. Основы медицинской этики Особенности медицинской этики

Этика врачебной деятельности. Основы медицинской этики Особенности медицинской этики

Введение

Медицина и общество

Путь любой науки сложен, а медицины – особенно. Ведь она, как ни одна другая область знаний, не затрагивает саму жизнь людей. Зачастую медицинские открытия не только успешно излечивают конкретных больных, но и влияют на мировоззрение общества в целом.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Поборники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее – увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой – лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями.

Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать.

Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства – болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания.

Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах – ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента.


Клятва Гиппократа.

« Клянусь Аполлоном-врачем, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делится с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; … наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного.

Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

На протяжении двух с половиной тысячелетий этот документ остается квинтэссенцией этики врача. Его авторитет основывается на имени древнегреческого врача Гиппократа – «отца» медицины и медицинской этики. Гиппократ провозгласил вечные принципы врачебного искусства: цель медицины – лечение больного; врачеванию можно научиться только у постели больного; опыт – истинный учитель врача. Он обосновал индивидуальный подход к каждому пациенту. Впрочем, если сам Гиппократ во врачевании видел, прежде всего, искусство, то позже один из последователей Гиппократа, древнеримский врач Гален, подходил к медицине как к науке, и как к тяжелой работе. В средние века Авиценна дал прекрасную поэтическую характеристику личности врача. Он говорил, что врач должен иметь глаза сокола, руки девушки, обладать мудростью змея и сердцем льва.

Однако имел ли Гиппократ к медицинским клятвам какое-либо отношение, доподлинно неизвестно. В его эпоху медицина в Греции перестала быть чисто семейным делом, когда профессия передавалась от отца к сыну. Врачи брали учеников и со стороны. Медики уже образовали корпорацию со своим внутренним кодексом. (Отсюда запрет сообщать медицинские знания посторонним лицам и требование вести себя так, чтобы не бросать тень на коллег).

В обществе распространенно мнение, что окончив институт и принеся каноническую Клятву Гиппократа, молодые медики юридически считаются врачами. На самом деле клясться языческими богами было уже нельзя в эпоху Средневековья. Тексты, которые произносили выпускники медицинских факультетов той поры, сильно отличались от традиционной Клятвы Гиппократа. В XIX в. наступила эра научной медицины, текст заменили полностью. Тем не менее, основные принципы (неразглашение врачебной тайны, «не навреди», уважение к учителям) были сохранены.

В России вплоть до революции 1917г. врачи давали «Факультетское обещание», под которым ставили подпись. В нем кратко и четко давалось понятие долга врача перед больным, медицинским миром и обществом. «Обещание» вводило некоторые новые принципы врачебной этики, отличные и от Клятвы Гиппократа, и от последующих официальных присяг советских и российских присяг. Корпоративность не ставилась превыше всего. В «Обещаниях» были, в частности, такие слова: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам-врачам и не оскорблять их личности; однако же, если бы того потребовала польза больного, говорить правду прямо и без лицеприятия».

В советский период выпускники медвузов давали «Торжественное обещание врача Советского Союза». Основной упор в этом документе делался на обязанностях медика – строителя коммунизма. Присяга врача Советского Союза: «Получая высокое звание врача к врачебной деятельности, я торжественно клянусь: все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудится там, где этого требуют интересы общества; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относится к больному, хранить врачебную тайну; постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики; обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи; беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принцами коммунистической морали; сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны; всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством. Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь». После распада СССР несколько лет эта церемония была упразднена. Начиная с 1999г. выпускники высших медицинских учебных заведений России дают следующую клятву:

«Честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека; быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии; хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту; доброжелательно относится к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины».

Клятва Гиппократа и аналогичные ей присяги и обещания – дань традициям конкретной страны или учебного заведения. Например, в США выпускники 27 из 98 медицинских факультетов вообще не дают никакой клятвы, и в Канаде ни одно высшее учебное медицинское заведение не требует от своих выпускников никаких обещаний. Там, где принято давать клятву врача, она не является юридическим документом. Но при ее нарушении срабатывают соответствующие законы государства и ведомственные инструкции.

Этикет в медицине.

Основополагающее требование медицинского этикета таково: облик врача должен убедить больного, что перед ним профессионал, которому не страшно вверить здоровье и жизнь. Никто не захочет стать пациентом человека легкомысленного, неаккуратного, с безразличием, а то и с неприязнью относящегося к больным. Внешний вид иногда выдает приверженность к вредным привычкам. Врач должен быть собранным, сдержанным, доброжелательным и, конечно, здоровым и подтянутым человеком (или как минимум производить такое впечатление).

Аполлон считался врачом богов.

Асклепий (Эскулап), сын Аполлона – бог врачебного искусства.

Гигиея – дочь Асклепия – богиня здоровья (отсюда наша гигиена); её изображали цветущей девушкой с чашей, из которой пила змея.

Панакея – всеисцеляющая, другая дочь Асклепия; отсюда слово панацея, т.е. лекарство от всех болезней, которые искали средневековые алхимики.

Этика (греч. ethika, от ethos обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.

Медицинскую этику надо рассматривать как специфическое проявление общей этики.

Медицинская этика – это учение о роли нравственных начал в деятельности медицинских работников, об их высокогуманном отношении к человеку как необходимом условии успешного лечения. Предметом исследования медицинской этики является психоэмоциональная сторона деятельности врача, медицинской сестры, лаборанта, младшего медицинского персонала. Кроме того, в круг вопросов медицинской этики входят и те, от успешного решения которых зависят жизнь и здоровье не только ныне живущих, но и будущих поколений.

Медицинская этика имеет присущие только ей особенности. Она рассматривает:

Ø отношение к человеку с нарушенным состоянием здоровья;

Ø изучает особенности развития и зависимости морального поведения медицинского работника от условий его практической деятельности;

Ø определяет нормы поведения медицинского работника в быту, его культуры, физическую и моральную чистоплотность.

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека.

Деонтология (от греч. слова deon – должное и logos – учение; дословный перевод – учение о должном) – та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом.

Медицинская деонтология – это комплекс этических норм, принципов, которым руководствуется медработник, совокупность соответствующих профессиональных, морально-этических и правовых принципов и правил, составляющих понятие «долг медицинского работника». (учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного )

Основные задачи медицинской деонтологии:

Ø изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

Ø исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

Ø изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и больным;

Ø устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.



Аспектами медицинской деонтологии являются:

Ø взаимоотношения медицинских работников с больными;

Ø взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

Ø взаимоотношения медицинских работников между собой.

Главными целями профессиональной деятельности медработников являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней. Для реализации указанных целей при выполнении своих функциональных обязанностей медицинская сестра должна знать и соблюдать следующие основные такие этические принципы, как гуманность и милосердие.

Аспекты медицинской этики:

Ø информирование пациента о его правах;

Ø информирование пациента о состоянии его здоровья;

Ø гуманное отношение к пациенту;

Ø уважение человеческого достоинства пациента;

Ø недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

Ø уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

Ø уважение автономии пациента;

Ø уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

Ø проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

Ø хранение профессиональной тайны;

Ø поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

Ø защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

Ø поддержание уважения к своей профессии;

Ø уважительное отношение к своим коллегам;

Ø участие в медико-санитарном просвещении населения.

Врачебная этика - сфера этического знания, предметом которого является исследование принципов взаимодействия врача и больного с целью возвращения человеку физического и психического здоровья. Субъекты отношение находятся при этом в неравном положении. Больной доверяет врачу свою жизнь в надежде на помощь. Врачебная этика требует задействовать профессиональные знания и моральное совести, чтобы максимально помочь больному восстановить здоровье. Гуманность является одной из исходных принципов профессиональной пригодности врача. От его компетентности, человечности отношение к другим и от гуманности медицины в целом зависит здоровье и жизнь человека.

Не случайно торжественное обещание врача соблюдать моральный кодекс своей профессии, всегда и всюду руководствоваться прежде всего интересами больного, приходить ему на помощь независимо от его национальной или религиозной принадлежности, социального положения, политических взглядов получила название "клятва Гиппократа". Медицинская этика требует от врача готовности приложить все усилия для того, чтобы вылечить больного или облегчить его страдания, не считаясь с трудностями, а если это необходимо, то и с собственными интересами.

Жестокость последней максимы объясняется чрезвычайной общественной значимости работы врача, от которой зависят судьба человека, его жизнь и здоровье. Врач обязан до последней секунды бороться за жизнь больного, делая все возможное и невозможное, даже если ситуация безнадежная. Одна из сложных, болезненных вопросов врачебной этики (разрабатываемой главным образом самими медиками и именуемой медицинской деонтологией) - это степень открытости врача и пациента: следует говорить больному правду о его состоянии, неизлечимости болезни, неизбежность трагического исхода и т. Д.

Поскольку медицинская этика в разных странах формируется под сильным влиянием местных национально-культурных традиций, ответы на эти вопросы также очень разные. Например, в нашем обществе принято считать, что врач не должен говорить больному о его страшной болезни, неизбежность смерти. Напротив, врач обязан всячески поддерживать веру в выздоровление, чтобы не добавлять к физическим страданиям человека еще и страданий душевных.

В некоторых западных странах врач обязан сообщить пациенту всю правду о состоянии его здоровья, в том числе и о возможности гибели и время, еще остается у больного для того, чтобы он мог завершить все свои земные дела: распорядиться наследством, оплатить долги, позаботиться о семье, приготовиться к неизбежному, выполнить религиозные обряды в том случае, если это верующий, и т. д.

В основе всей деятельности врача должно лежать знаменитый Гиппократовская принцип: "Не навреди!" Только опираясь на этот принцип, врач может выстраивать свои отношения с пациентом, которые должны быть доброжелательными, доверительными, уважительными, поскольку душевное состояние больного - это также очень важный фактор успешности и эффективности лечебного процесса.

Врач обязан свято чтить права, честь и достоинство своего пациента, оберегать его душевное спокойствие. Известно, что больной человек часто совсем беспомощна и беззащитна перед хамством, насилием (моральным), унижением, бесцеремонностью и равнодушием и оказывается в полной зависимости от врача, которому по сути дела вручает свою жизнь. Крайне недостойно порядочного человека и врача, целителя злоупотреблять этим доверием, своим особым положением в судьбе страждущего.

Особое значение в этом плане приобретает безусловное сохранение медиком врачебной тайны, раскрытие которой (умышленно или по небрежности) может нанести тяжелые моральные муки несчастном или даже убить его. Такая поистине огромная значимость сохранения врачебной тайны становится особенно понятной сегодня, когда человечеству грозит катастрофическая эпидемия СПИДа, жертвой которого, как показывает практика, может стать любой человек независимо от их моральных устоев.

Раскрытие факта заболевания СПИДом делает человека изгоем в обществе, даже если это абсолютно ни в чем не виновата ребенок. Человек фактически выбрасывается из общества, несет злобного и презрительного отношения со стороны окружающих. Нередко это сочетается с паническим страхом, а иногда и с агрессивностью. Известны случаи самоубийства людей, зараженных вирусом СПИДа, тайну которых было раскрыто из-за безответственности и аморальности некоторых медиков, пренебрегли большим гиппократовским "Не навреди!"

Серьезные нравственные проблемы возникают и в связи с все распространяемой практикой трансплантации человеческих органов, когда перед врачом стоит задача точного определения того, Есть донор мертвым, или он еще жив, и не будет спасение одного человека фактическим убийством другой, тем более, что медицинская этика требует бороться за жизнь больного до последней секунды, даже если ситуация абсолютно безнадежна. Сейчас признано, что в подобной ситуации приоритет должен принадлежать интересам донора, а не реципиента.

С рассматриваемыми вопросами тесно связана проблема "эвтаназии" ("легкой" смерти), когда неизлечимо больному для прекращения его страданий ускоряют смерть путем медикаментозного воздействия на его собственной просьбе. Данная проблема является одной из самых острых в современной медицинской этике. В самом деле, имеет врач право замахиваться на большой дар природы - жизнь даже по просьбе пациента? С другой стороны, может ли он быть равнодушным к невыносимых человеческих мук?

Не менее важно и вопрос о моральной допустимости экспериментальных опытов на людях. Такие эксперименты могут осуществляться исключительно добровольно, с соблюдением всех мер предосторожности, с максимальным чувством ответственности тех, кто их проводит. Поистине нравственным подвигом в интересах человечества следует признать те эксперименты, которые врач проводит на себе. Например, в 20-х годах нынешнего века медик из Германии Фореман решил ввести катетер через вену руки прямо в собственное сердце, чтобы узнать, что происходит в предсердий и желудочков. Фореман отказывали, и он настоял на своем. Врач смотрел на экран рентгеновского аппарата и наблюдал, как ползет от локтя до плеча и входит в сердце резиновая трубка катетера. Известны случаи, когда врачи, рискуя собственной жизнью, сознательно заражали себя вирусами очень опасных инфекционных заболеваний для того, чтобы вырвать у болезни ее тайны в интересах спасения миллионов больных людей.

В тоталитарном обществе медицина становится частью репрессивной машины, когда возможны варварские эксперименты на людях (изверг доктор Менгеле в нацистской Германии, эпидемиологический отряд генерала Исии в Японии, которые нажили пресловутой "славы" из-за надругательства над людьми, которых рассматривали исключительно как экспериментальный материал), массовое уничтожение больных и беспомощных, калек и стариков, как это имело место в "третьем рейхе". В обществе медицина пидпорядкоуеться, как и остальные институтов, только политической целесообразности, которая, в свою очередь, определяется властвующих верхушкой. Вследствие тоталитар доминирование политики медицина подчиняется внешним и часто чужим для нее системам регулирования, которые приводят к фактической ликвидации таких понятий, как "врачебная тайна", "клятва Гиппократа", "врачебный долг". Этические нормы подменяются политическими интересами.

Медицинская этика требует от врача постоянной работы над собой не только в сугубо профессиональном, но и в моральном плане. Врач должен уметь владеть собой, сдерживать негативные эмоции. Слово врача исцеляет не меньше, чем его скальпель. Великий медик В. М. Бехтерев утверждал: если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач. Поэтому в общей системе медицинского образования особенно важна этическая, моральная подготовка и воспитание будущих медиков на принципах профессиональной чести, гуманизма, человеческой порядочности, ответственности.

Учитывая специфику самой профессии медика медицинская этика является необходимым и неотъемлемым стороной профессиональной способности. Отсутствие тех качеств, которых требует от врача медицинская этика, является свидетельством его профессиональной непригодности. Аморальным, порочным людям должен быть закрыт доступ к этой совсем особой сферы человеческого бытия, которой нужны люди честные, мудрые, самоотверженные, способные на великие подвиги самопожертвования и милосердия.

Следует заметить, что нужно разграничивать врачебную практику и медицину, хотя они отражают общую атмосферу отношений личности и общества, основанных на принципе коммерческих выгод. Научно-технический прогресс стимулирует развитие исследований в области биологии, физиологии, биохимии и т. А настрой на материальный успех стимулирует быстрое внедрение результатов исследований в медицинскую практику. Последнее обусловило объективную необходимость выработать механизмы защиты больного от некомпетентности или злонамеренных действий врача. Поэтому современная медицина развивается на стыке ряда наук, исследующих ее этические аспекты: медицинская этика, биоэтика, медицинское право, деонтология.

Итак, как медицинская, так и врачебная этика выполняют одну из высокогуманных целей - спасение жизни человека, утверждая тем самым его право на жизнь и самореализации собственной жизненности. Медицинская и врачебная этика часто отражают исторически конкретные представления о ценности человека, и поэтому гуманизм профессии иногда имеет относительное нравственное направление. Современная тенденция в развитии медицинской этики - поиск путей использования достижений медицины для сохранения жизни и улучшения здоровья и долголетия в планетарном масштабе.

Медицинская этика включает в себя такие принципы: конфиденциальность, этика, информированное согласие, правовая и судебная медицина. Взаимоотношение медработников с пациентами и их родственниками и взаимоотношение медицинских работников между собой являются также частью этики медицинских работников. Все медицинские работники обязаны следовать строгому кодексу этики.

Этика медицинской сестры

Профессиональная деятельность медицинской сестры заключается в уходе за пациентами, оказание им психологической поддержки, облегчении физических страданий.

Медицинской сестре необходимо знать и соблюдать принципы медицинской этики, которые включают в себя: уведомление пациентов об их правах, состоянии здоровья, гуманное отношение и уважение человеческого достоинства больного.

Медсестры не могут раскрывать информацию о пациенте без его согласия. Поскольку медицинские сестры взаимодействуют с семьей пациента, они должны соблюдать этические принципы, учитывая раскрывать или не раскрывать данные о состоянии здоровья больного.

Каждая медицинская сестра психиатрической клиники имеет обязательства по защите здоровья, прав и безопасности пациентов. Физическая неприкосновенность частной жизни пациента – часть принципов медицинской этики.

Врачебная этика

Основными этическими нормами для врача являются лечение и ведение больных, основанными на быстрой диагностике и прогнозе для каждого пациента, с учетом имеющихся ресурсов, медицинских потребностей и возможностей.

Моральные обязательства медицинских работников – это уважение к автономии, благодеяние, справедливость, а также забота об их сфере применения. Эти принципы могут помочь врачам и другим медицинским работникам принимать решения, размышляя о нравственных вопросах, которые возникают на работе.

Этика медперсонала предусматривает отношение к каждому пациенту с уважением и состраданием, независимо от внешности пациента, экономического или социального положения, религии, пола, сексуальной ориентации или характера диагноза пациента. Больной должен пользоваться оптимальной заботой, зная, что его здоровье, безопасность и права защищены. Кроме того, медицинский работник должен уважать правила конфиденциальности между пациентом и представителем сферы здравоохранения.

Этика медицинских работников не допускает морального и физического ущерба пациента, а также неуважение его прав. Медицинские работники обязаны хранить профессиональную тайну, качественно и своевременно оказывать медицинскую помощь пациенту.

Пациент-врач = Конфиденциальность

И этически и юридически, работникам медицины запрещается обмен информацией о пациентах с другими людьми, так как такое несоблюдение этических норм может иметь юридические последствия. Конфиденциальность связана с частной жизнью пациента. Пациенты ожидают и доверяют лечащим врачам, которые обязаны сохранять конфиденциальность.

Этика с коллегами

Профессионалы здравоохранения должны признавать работу других медицинских работников и помогать им в их профессиональном росте. Настоящий профессионал признает отличную работу других людей и помогает им добиться успеха.

Этика профессионального поведения

Медицинские работники, которые имеют доступ к защищенной медицинской и финансовой информации, должны придерживаться норм об ответственности за информацию, которая защищает частную жизнь пациента. Медицинские работники, которые принимают участие в лечении больного, должны соблюдать стандарты доказательной медицины и поддерживать четкие и краткие записи.

Подложные документы сборов и услуг или любой другой вид мошенничества является в медицинской практике неэтичным.

Один из самых распространенных вопросов в этике медицинских работников - уход пациента из жизни. Эта тема является широкой и может включать в себя удержание жизнеобеспечивающих процедур, уважение желания пациента и консультирование семьи пациента. Медицинский персонал обеспечивает все варианты для пациентов и членов семьи, чтобы они были полностью информированы, прежде чем принимать какие-либо решения.

001. Медицинская этика – это:

А) специфическое проявление общей этики в деятельности врача;

Б) наука, рассматривающая вопросы врачебного гуманизма, проблемы долга, чести, совести и достоинства медицинских работников;

В) наука, помогающая вырабатывать у врача способность к нравственной ориентации в сложных ситуациях, требующих высоких морально-деловых и социальных качеств;

Г) верно все вышеперечисленное;

Д) нет правильного варианта.

Ответ: (Г)

002. Медицинская деонтология – это:

А) самостоятельная наука о долге медицинских работников;

Б) прикладная, нормативная, практическая часть медицинской этики.

Ответ: (Б)

003. Понятие "медицинская этика" включает в себя понятие "медицинская деонтология":

Ответ: (А)

004. Понятие "медицинская этика" включает в себя:

А) форму общественного сознания и систему социальной регуляции деятельности медицинских работников;

Б) форму правовой регуляции деятельности медицинских работников.

Ответ: (А)

005. Понятие "медицинская деонтология" включает в себя:

А) учение о долге (должном) в деятельности медицинских работников;

Б) представления об условиях оптимальной деятельности медицинских работников.

Ответ: (А)

006. Какая из приведенных ниже моделей взаимоотношений "врач-пациент" наиболее рациональна с позиции интересов пациентов?

А) "инженерно-техническая модель" - врач как специалист;

Б) "патерналистская модель" - врач как "духовный отец";

В) "кооперативная модель" - сотрудничество врача и пациента;

Г) "договорная модель" - врач как "поставщик", а пациент - "потребитель медицинских услуг".

Ответ: (В)

007. К сфере каких взаимоотношений относятся нормы и принципы медицинской этики и деонтологии?

А) взаимоотношения врача и пациента;

Б) взаимоотношения врача и родственников пациента;

В) взаимоотношения в медицинском коллективе;

Г) взаимоотношения медицинских работников и общества;

Д) все названное.

Ответ: (Д)

008. Что составляет предмет врачебной тайны?

А) сведения о состоянии пациента в период его болезни;

Б) информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья пациента, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении;

В) все вышеперечисленное.

Ответ: (В)

009. Соблюдение врачебной тайны необходимо для:

А) защиты внутреннего мира человека, его автономии;

Б) защиты социальных и экономических интересов личности;

В) создания основы доверительности и откровенности взаимоотношений "врач-пациент";

Г) поддержания престижа медицинской профессии;

Д) все вышеперечисленное.

Ответ: (Д)

010. Какое из приведенных ниже определений более соответствует понятию "биоэтика"?

А) достижения в области биомедицинской технологии;

Б) социальные, правовые и этические последствия использования достижения биомедицинской технологии.

Ответ: (Б)

011. Разрешена ли эвтаназия (искусственное приближение смерти по просьбе пациента) законодательством о здравоохранении?

Ответ: (Б)

012. Знание врачом законов формирования личности позволяет

А) предупредить пограничные нервно-психические расстройства;

Б) изучать характер и личность больного;

В) оказывать своевременную и более совершенную помощь больному;

Ответ: (Г)

013. Могут ли быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок органы и ткани человека?

В) иногда.

Ответ: (Б)

014. Является ли функцией руководителя медицинского учреждения управление этической ситуацией в коллективе?

Ответ: (А)

015. Являются ли врачебной тайной сведения о проведенном оплодотворении, о личности донора?

Ответ: (А)

016. Является ли информированное добровольное согласие пациента (или доверенных лиц) необходимым предварительным условием медицинского вмешательства?

Ответ: (А)

017. Ятрогенные заболевания являются:

А) частными случаями психогений;

Б) нежелательными изменениями психики, порожденные врачом;

В) расстройствами психики в результате воздействия «слова» врача;

Г) все вышеперечисленное верно.

Ответ: (Г)

018. Специфика медицинской этики и деонтологии в деятельности организатора здравоохранения заключается во всем, кроме:

А) управления этической ситуацией в коллективе;

Б) организации обучения персонала по вопросам этики и деонтологии;

В) информации коллектива о тенденциях в состоянии здоровья населения.

Ответ: (В)