Главная · Сделай сам · Англетер - где погиб сергей есенин. В какой гостинице погиб сергей есенин Гостиница где умер есенин

Англетер - где погиб сергей есенин. В какой гостинице погиб сергей есенин Гостиница где умер есенин

"Англетер" - одна из самых загадочных и мистических гостиниц Петербурга. С этим именем связано множество легенд, слухов и преданий.

История. Первая гостиница появилась в здании "Англетера" еще в сороковых годах XIX века. Называлась она, между прочим, "Наполеон", а одним из ее постояльцев был Лев Толстой. К своему нынешнему названию гостиница шла долго: из "Наполеона" ее переименовали в "Шмидт-Англию" (по фамилии тогдашней владелицы Терезы Шмидт), потом просто в "Англию", а
с 1911-го по 1919-й - наконец в "Англетер". На этом, впрочем, чехарда с именами не закончилась: "Англетер" стал "Интернационалом", потом снова "Англетером", потом - "Ленинградской". Перестройка вернула отелю историческое название.

После революции гостиница переживала тяжелые времена. К 1928-му году в ней не осталось ничего от былой роскоши: не работало ничего, включая вентиляцию, телефон был только один - на втором этаже, а роскошный ресторан с помощью перегородок поделили
на номера. В конце пятидесятых в гостинице провели реконструкцию, но весьма своеобразную: помимо стандартных номеров, здесь были 8-12-местные (хостел "Англетер"!) - впрочем, параллельно с этим были и люксы. В большинстве номеров не было ванных комнат, а во всем отеле - ресторана. К 80-м годам здание было в таком состоянии, что его признали непригодным для жилья, и гостиницу пришлось закрыть.

Новая жизнь. Времена перестройки "Англетер" пережил в самом буквальном смысле этого слова. В марте 1987 года гостиницу снесли (правда, с сохранением исторического фасада), а четыре года спустя открыли заново - уже как часть гостиницы . Снос гостиницы вызвал множество протестов градозащитников, круглосуточные пикеты и многотысячные митинги.

Известные имена. "Англетер" всегда притягивал к себе поэтов, писателей, музыкантов и прочую творческую интеллигенцию. Впрочем, как раз в этом ничего особенно мистического нет: модный отель, один из лучших в городе, Исаакиевская площадь, два шага от Невского проспекта, фешенебельный ресторан - где ж еще останавливаться богеме, как не здесь? Так или иначе, завсегдатаем отеля был Василий Немирович-Данченко, гостями - Александр Куприн, Андрей Белый и Осип Мандельштам. Постоянно останавливались здесь и знаменитые иностранцы: с конца августа 1917-го до февраля 1918-го, например, постояльцем "Англетера" был легендарный американский журналист Джон Рид, автор книги "Десять дней, которые потрясли мир". А в начале двадцатых здесь поселилась Айседора Дункан, приехавшая в Россию, чтобы открыть здесь собственную танцевальную школу. Согласно легенде, именно на дружеской пирушке в номере "Англетера" произошло ее знакомство с Сергеем Есениным... впрочем, о нем речь впереди.

Поэзия и сатира. Именно "Англетер" - основное место действия одного из самых известных стихотворений Самуила Маршака "Мистер Твистер". Герой с семьей приезжает именно сюда, и именно персонал "Англетера" преподает зазнавшемуся миллионеру, как сейчас бы сказали, урок толерантности. Кстати, Маршак описывает гостиницу как не по-советски роскошное место:

...Две комнаты рядом
С ванной,
Гостиной,
Фонтаном
И садом.




Сергей Есенин.
Впрочем, главная ассоциация, которая возникает в связи с гостиницей "Англетер" - конечно, Сергей Есенин. Даже человек, ни разу в жизни не бывавший не то что в "Англетере" - в Петербурге, сразу вспомнит имя поэта, услышав слово "Англетер". Именно в одном из номеров "Англетера" поэт повесился на трубе центрального отопления в конце декабря 1925-го года. Эта смерть в "Англетере" до сих пор вызывает десятки домыслов, легенд и спекуляций. Главная - о том, что поэт якобы не покончил с собой, что его убили или запытали до смерти чекисты... Но не будем углубляться в теории заговоров, тем более что желающих это сделать и так достаточно (даже целый сериал на эту тему снят!). Попробуем только вкратце восстановить хронологию событий.

Итак, 7 декабря 1915 года Есенин посылает телеграмму своему ленинградскому коллеге В. Эрлиху: "Немедленно найди две-три комнаты, 20 числах переезжаю жить Ленинград". По свидетельству друзей, в Ленинграде поэт собирался "начать новую жизнь": завязать с алкоголем, редактировать новый журнал - в общем, был настроен весьма оптимистично. С другой стороны, перед отъездом из Москвы он зашел к бывшей жене, Зинаиде Райх, попрощаться с ней и детьми (а ведь до этого они не виделись годами), мирится с давним другом Анатолием Мариенгофом, с которым тоже не разговаривал несколько лет, обходит всех друзей, прощается и роняет фразу: "Сматываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру". Он вообще в эти дни много говорит о смерти...

Как бы то ни было, в двадцатых числах декабря поэт самовольно покидает неврологическую клинику, в которой тогда проходил курс лечения, и 23 декабря отбывает в Ленинград. Далее свидетельства многочисленных друзей и знакомых Есенина расходятся. Известно лишь, что 27 декабря, принимая гостей в своем номере "Англетера" (на фото), Есенин пожаловался друзьям, что в номере нет чернил, и даже стихи приходится писать кровью - и передал одному из друзей записку, попросив прочесть ее не сейчас, а после, в одиночестве. А утром 28 декабря Есенина нашли в его номере мертвым. А в записке оказалось легендарное:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Спустя больше 70 лет, уже после развала СССР, многие ученые, историки и просто не равнодушные к творчеству поэта люди начали всерьез говорить о возможном убийстве поэта. Быть может спустя столько времени им удалось открыть тайну его гибели?

В 1925 году, когда тело Есенина было найдено, объявили, что поэт совершил самоубийство. Десятилетиями советские правоохранительные органы всеми возможными методами пытались сокрыть правду об обстоятельствах дела, не позволяя даже собственным сотрудникам усомниться в правдивости официальной версии. Лишь с относительно недавнего времени в руки исследователей и историков начала поступать различная информация и факты, которые пошатнули незыблемость официальной версии самоубийства и заставили всерьез говорить об убийстве Есенина . Но, не беря во внимание все существующие материалы, доказывающие версию об умышленном убийстве поэта, государственные служащие все также продолжают оказывать сопротивление проведению объективного и тщательного расследования, оценке обстоятельств, при которых он погиб.

Детали убийства Есенина

Тело поэта Сергея Есенина было найдено подвешенным за трубу в одном из номеров гостиницы «Англетер» в Петербурге 28 .12.1925. Тысячи людей были шокированы сообщением о его смерти. Многие знакомые поэта не были удивлены такому финалу жизни Есенина, так как у него было множество недоброжелателей. Самоубийство поэта приняли в круге литераторов, так как они были уверены – его довели до этого поступка представители советской власти. Но даже в то время нашлись люди, которые не приняли официальную версию и предполагали, что на самом деле Есенина убили.

Есенинский «фан-клуб»:
Есенин С.А. Есенин, М.З. Перетц, Л.И. Кашина, Е.Е. Кондратьева, Г.Л. Бальмонт, Г.А. Кожевников.
1918 г., октябрь, Москва

Первая информация о случившемся появилась 29.12.1925 на страницах ленинградских газет, а уже на следующий день новость о том, что в одном из номеров «Англетера» известный поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, облетела всю Россию. Так называемые «друзья» поэта, его товарищи и знакомые один за другим начали публиковать собственные воспоминания о дружбе с Есениным и его характере: о пьянках, хулиганствах и бесчисленных женщинах, которые его окружали. Многие критики тот час начали находить подтверждение его отчаявшегося состояния в стихах поэта, разглядев в них разочарованность в жизни, серьезные отклонения в психике. Газетчики опубликовали так называемое предсмертное письмо Есенина , которое он, по версии журналистов, написал кровью в номере гостиницы перед собственной смертью. Через некоторое время выяснилось, что стихотворение появилось только в газетах, а в расчет следствия не бралось. Во время встречи газетчиков с матерью поэта удалось выяснить, что письмо было написано за пару месяцев до смерти поэта и адресовалось другу Есенина – Алексею Ганину (который в те дни находился под арестом, и позже был казнен в тюрьме). Мать поэта Татьяна Федоровна также призналась, что уверена в том, что Сергея убили «нехорошие люди». Но все последующие годы это стихотворение преподносилось газетчиками как неопровержимое доказательство самоубийства Есенина .

Одна из фотографий мертвого Есенина в номере «Англетера»

Но истинные литераторы, усомнившиеся в официальной версии, начали проводить независимые расследования. Позже вся эта информация и результаты изысканий были опубликованы в журналах и газетах, но так и не были проанализированы специалистами по подчеркам с целью подтвердить авторство документов теми лицами, которые под ними подписались. Большинство же документов до нашего времени хранятся в архивах под грифом «секретно» и их изучение является невозможным.

Ошибки следствия или намеренное прикрытие преступления?

У многих историков и независимых следователей вызывает сомнение качество проводимых следственных действий по делу Есенина . Скорость, с которой провели расследование, впечатляла – правоохранители провели несколько допросов, составили пару актов и протоколов. На этом все следственные действия завершились. Удивляет, что в деле не было протокола, в котором должно было быть описание места происшествия, также правоохранители не провели следственного эксперимента. Уже через месяц следствие прекратилось, а толщина папки дела о Есенине не увеличилась ни на одну новую страницу и не пополнилась новым документом.

Огромную лепту в дело о расследовании обстоятельств смерти Есенина внес Виктор Кузнецов, член союза писателей РФ, доцент Академии культуры в Санкт-Петербурге. В своих трудах автор не раз высказывал свое мнение о том, что поэта на самом деле убили. Он считал, что на самом деле нет ни одного доказательства тому, что Есенин совершил самоубийство, зато фактов, которые говорят о том, что его убили – множество.

По мнению Кузнецова, в тот день, когда Сергей Есенин прибыл в Ленинград, чекист Блюмкин, отлично знавший поэта и вхожий в круги литературной верхушки, пригласил Есенина в гостиницу, чтобы отпраздновать встречу товарищей. Но поэт так самостоятельно и не переступил порог гостиницы. В документах о посетителях «Англетера» в ту ночь информации о поэте найдено не было. После общения с работавшими в ту ночь сотрудниками заведения также было установлено, что Есенина в здании гостиницы никто не встречал. Известно, что поэт, в силу своего характера, был человеком очень общительным и с «приметным» поведением, поэтому кажется маловероятным, что все сотрудники отеля не заметили его присутствия. И это натолкнуло Кузнецова на поиски ответа в другом месте. Та версия, которую он озвучивает в своих трудах, рассказывает читателям совершенно другую историю убийства. По приезду в Ленинград поэта Есенина арестовали по устному распоряжению Льва Троцкого. Четыре дня поэта допрашивали в доме №8/23 по проспекту Майорова. Чекисты намеревались сделать Сергея Есенина секретным сотрудником Главного политуправления. Очень сомнительно, что Троцкий приказал убить поэта, скорее всего убийство произошло по неосторожности во время проведения допросов. Сразу после убийства Блюмкин позвонил Троцкому, который дал указания все подготовить и ожидать, что уже завтра в газетах появится сообщение о психически неуравновешенном, упадническом поэте, которые покончил свою жизнь самоубийством. И именно так все произошло.

Яков Блюмкин

В своей книге Кузнецов также высказывает предположение о том, что «режиссером» псевдосамоубийства Есенина стал кинорежиссер П. П. Петров (Макаревич). Он, дождавшись пока чекисты перенесли подвальными ходами тело мертвого Есенина из здания тюрьмы Главного политического управления в «5» номер гостиницы «Англетер», открыл его для осмотра. Сам режиссер доверился ГПУшникам и не проверил – как они подготовили комнату для инсценировки. В результате таких несогласованных действий, у чекистов вышло много промахов: веревка была обвита вокруг шеи всего полтора раза, а петля на ней отсутствовала вовсе. Также после увиденного многим стало непонятно, как Есенин весь в крови с порезанными руками смог соорудить такой постамент на столе, забраться на него, еще и после этого повеситься. Из номера исчез пиджак погибшего, но больше всего в будущем исследователей насторожил огромный выдавленный тяжелым предметом след на лице поэта – официальное следствие утверждало, что это – обыкновенный ожог.

На этих фотографиях на лице Есенина видны следы серьезных травм

О странной ране на лице Есенина писал и известный в то время врач И. Оксенов. О тяжелом повреждении также вспоминал в своей книге П. Лукницкий.

Сергей Есенин, великий русский поэт, литератор, драматург и фольклорист был убит в Петербурге 27 декабря 1925 года. Тело поэта убийцы перенесли в 5-й номер гостиницы «Англетер» и привязали к отопительной трубе под потолком, инсценировав самоубийство. Есть надежда, что спустя 85 лет со дня гибели Сергея Есенина, свет истины прольется, и тайна его смерти будет открыта для всего народа России, которую так любил и воспевал поэт.

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

85 лет назад, обнаруженный мертвым Сергей Есенин, был объявлен самоубийцей. Десятки лет власти не дозволяли усомниться в этом, любыми методами скрывая правду. Только в последние двадцать с лишним лет по крупице стали появляться факты, которые противоречат объявленной версии самоубийства поэта, эти факты стали обсуждать и изучать. Однако и по сей день, несмотря на то, что есть материалы, которые доказывают, что было совершено умышленное убийство, государственные органы препятствуют проведению тщательного и объективного анализа обстоятельств смерти поэта.

28 декабря 1925 года в гостиничном номере был найден повешенным Сергей Есенин. Сообщение об этом многих повергло в шок. Некоторые не удивились подобному исходу, так как у Есенина были недоброжелатели. Версию самоубийства поддержали и эмигранты-литераторы 20-х годов. Они говорили, что советская власть затравила поэта. Но были и те, кто не поверил в самоубийство поэта.

29 декабря 1925 года вечерние газеты Ленинграда, а 30 декабря газеты всей России сообщили, что в гостинице «Интернационал» покончил жизнь самоубийством поэт Сергей Есенин. Мнимые друзья, знакомые и приятели поэта в газетах, сборниках и журналах опубликовали свои воспоминания о Есенине, в которых выразили свое сожаление по поводу смерти поэта, вспоминали как он пил, хулиганил и менял женщин. Критики подогревали эти воспоминания своими «доказательствами»: в стихах Есенина многие увидели близость смерти и разочарование в жизни, расстройство психики. Было опубликовано выдаваемое за предсмертное письмо Есенина, якобы, написанное им кровью перед тем, как повеситься.

«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».

Это стихотворение следствию предъявлено не было, а появилось оно только опубликованным в газетах. Впоследствии было установлено, что написано оно было за несколько месяцев до гибели Есенина и адресовано было его другу Алексею Ганину, находящемуся в тюрьме перед казнью. Когда журналисты встретились с матерью поэта Сергея Есенина Татьяной Федоровной, она рассказала, что Сережа написал эти строчки, когда был на родине, и были они написаны карандашом, а не кровью, и с горечью добавила, что Сережу убили плохие люди. Однако все эти годы, опубликованные восемь строк, представленные газетчиками как предсмертное, прощальное стихотворение, выдавались за доказательство его самоубийства.

Незадолго до гибели Сергей Есенин написал в статье «Россияне»: «Не было омерзительнее и паскуднее времени в литературной жизни, чем время, в которое мы живем. Тяжелое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независимость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литературы революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством…». Именно они - «революционные фельдфебели», враги поэта, желая объяснить причину его самоубийства, стали искать ответ в его стихах. Слова о смерти в стихах Есенина они использовали как свидетельские доказательства против самого поэта.

Однако была и такая публикация. На следующий день после гибели поэта «Красная газета» опубликовала статью Бориса Лавренева «Памяти Есенина», с подзаголовком: «Казненный дегенератами» и с эпиграфом: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». А завершалась статья так: «И мой нравственный долг предписывает мне сказать раз в жизни обнаженную правду и назвать палачей и убийц - палачами и убийцами, черная кровь которых не смоет кровяного пятна на рубашке замученного поэта».

Литераторы, действительно хорошо знавшие Сергея Есенина и не признававшие самоубийство поэта, глубоко переживали утрату, которую понесла Россия. Они проводили свои расследования. И новые поколения вновь проводят свои расследования. Публикации этих материалов появлялись в средствах массовой информации. Большинство документов так и не были исследованы подчерковедами, и нет полной уверенности, что они подлинны и подписаны теми лицами, чьи фамилии на них указаны. Многие материалы до сих пор находятся в секретных архивах и исследователям не выдаются.

До сих пор вызывают сомнения следственные действия. Смущало то, что следствие закончилось очень быстро. Акты и несколько протоколов дознаний — и это всё. Отсутствовал протокол с описанием места происшествия, не был проведен следственный эксперимент. В январе 1926 года следствие не пополнилось ни одним документом и было прекращено.

Большую исследовательскую работу в расследовании смерти Сергея Есенина - выявления причин, повлекших убийство, заказчиков и конкретных исполнителей преступления - проделал доцент кафедры литературы Санкт-Петербургской академии культуры, член Союза писателей Российской Федерации Виктор Кузнецов.

В своей работе «Тайна гибели Есенина» автор написал:

«В истории с Есениным садисты действовали напролом. Парадоксально, но факт: нет ни одного убедительного доказательства того, что поэтом было совершено самоубийство. А вот доказательств убийства - достаточно много».

Вот как описывает происшествие Кузнецов: «Режиссером «постановки» самоубийства Сергея Есенина в 5-м номере гостиницы «Англетер», был кинорежиссер «Севзапкино» Павел Петрович Петров (Макаревич), который, доверившись громилам, перетащившим тело убитого Есенина по подвальному лабиринту из здания следственной тюрьмы ГПУ, расположенного на проспекте Майорова, 8/23, не проверил подготовленный для открытого обозрения 5-й номер гостиницы».

«В результате, возникло немало вопросов: почему веревка обвивала горло несчастного лишь полтора раза, и не было петли; как Есенин, истекающий кровью, смог с порезанными ладонями и другими ранами соорудить на столе столь сложную пирамиду и взобраться под потолок; что за страшный вдавленный след над переносицей (официальная версия — ожог); наконец, куда-то исчез пиджак покойного.

Кстати сказать, видевший его известный в то время врач-рентгенолог, член ленинградской литературной группы «Содружество» (1925-1929) И. Оксенов записал в «Дневнике»: «…вдоль лба виднелась багровая полоса (ожог — от горячей трубы парового отопления, о которую он ударился головой), рот полуоткрыт, волосы, развившиеся страшным нимбом вокруг головы». И далее: «В гробу он был уже не так страшен. Ожог замазали, подвели брови и губы».

Далее Кузнецов приводит свидетельства начинающего тогда доносчика, молодого стихотворца Павла Лукницкого: «Есенин мало был похож на себя. Лицо его при вскрытии исправили, как могли, но все же на лбу было большое красное пятно, в верхнем углу правого глаза — желвак, на переносице — ссадина, и левый глаз — плоский: он вытек» («Встречи с Анной Ахматовой». Т. 1. 1924-1925. Paris: Ymca-Press, 1991).

Фотоматериалы - доказательства версии убийства Сергея Есенина

Все фотографии — оригиналы хранятся в музее С.А. Есенина. Здесь же представлены фотографии посмертных масок поэта, хранящихся как в музеях, так и в частных коллекциях. Обращается внимание читателей на один из рисунков знаменитого русского художника В. Сварога, выполненного им в 5-м номере гостиницы, сразу после обнаружения тела С. Есенина.

Фотоматериалы указывают не только на то, что Сергей Есенин не совершал самоповешения, но также и на то, что он перед смертью оказывал сильное сопротивление палачам, наносившим ему смертельные раны.

Все фотографии сопровождаются вопросами, в связи с несоответствием изображений официальной версии, утверждающей самоубийство поэта.

С.А. Толстая-Есенина, активно начавшая собирать материал для музея Есенина в Москве, заказала в 1926 году несколько снимков из « Англетера» фотографу Журавлёву .

Благодаря ей теперь нам хотя бы примерно известно, как выглядел пятый номер Есенина в «Англетере».

Номер Есенина в «Англетере» со стороны коридора

Так - дверь со стороны коридора.

Отлично! Во-первых, дверь номер Есенина в «Англетере» двухстворчатая.

Отчётливо видны верхние дверные петли, нижняя левая частично скрыта бликом фотовспышки, место нижней правой скрыто стоящим креслом.

Наличие дверных петель на фото номера Есенина в «Англетере» - свидетельство отпирания двери наружу, в сторону коридора.

Во-вторых, идентификацию замка по наружной стороне двери провести сложно, но дверная ручка номера Есенина в «Англетере» не параллельна полу, значит, помимо непосредственно закрывания двери может использоваться и как рычаг для языка замка.

Наконец, в-третьих. За дверью номера влево - других дверей нет.

Номер Есенина в «Англетере» угловой?

Можно ли утверждать, что пятый номер «Англетера» располагался в самом конце коридора второго этажа; при этом, слева от него никаких смежных комнат не было? С однозначной очевидностью, конечно, нет.

Так, всё же, дощатая «угловая стена» больше похожа на коридорную перегородку, нежели на капитальную оштукатуренную или окрашенную стену кирпичной кладки.

Потолочные полозы, упираясь в неё, также не имеют оформленного завершения; в виде перпендикулярных стыков, например.

От левого косяка двери до стены расстояние в 1,8 - 2 метра.

Левая стена номера Есенина в «Англетере»

Открываем дверь и входим в номер Есенина в «Англетере», левая сторона которого выглядит так.


Отметим наличие в номере Есенина в «Англетере» как минимум одного окна, одного прямоугольного (квадратного) стола с двумя стульями и одного полукруглого (круглого) стола с двухместным диваном и одним (двумя) креслами.

Имеется большое зеркало, возможно во всю высоту стены.

Номер оклеен обоями в вертикальную чередующихся цветов полоску шириной ≈ 40 мм (см. размер стандартной внешней розетки, занимающей одну полосу обоев над верхним краем перегородки кровати).

Спальная кровать в левом нижнем углу снимка, иные объекты меблировки придвинуты к левой стене комнаты вплотную, что формирует иллюзию прямого угла между боковой и фронтальной стенами номера.

В левом углу отчётливо прослеживаются две трубы парового отопления; в зеркале отражаются ещё две трубы парового отопления правого угла.

Центральную часть номера Есенина в «Англетере» украшает постеленный ковёр осветлённой расцветки.

Взгляд на входную дверь номера Есенина в «Англетере»

Теперь пройдём вглубь есенинского номера, за прямоугольный (квадратный) стол с двумя стульями, и обернёмся через левое плечо на входную дверь, где мы только что находились.

Взору предстанет следующая картина.


Узнаваемая спальная кровать расположена параллельно теперь уже правой стене, далее параллельно кровати - прикроватная тумба, за ней - умывальный столик, потом - дверной проём, чуть прикрытый портьерой

Слева от входа, почти упираясь в дверную стену, расположена кушетка типа тахты с валиком у изголовья, обитая тканью цветастой расцветки.

На эту тахту будет положен труп Есенина после снятия из петли (переложен с ковра), на котором и сделает есенинские посмертные фотографии М.С. Наппельбаум.

Исследовав три угла номера Есенина в «Англетере» из четырёх, констатируем, что номер имеет прямоугольное расположение, и вернёмся к входной двери.

От левого косяка двери до левой стены (по экспозиции) - не более метра, до правой, как и было отмечено при осмотре двери со стороны коридора - 1,8 - 2 метра, не больше.

"Не ходи в "Асторию" - попадешь в историю"

П ост об одной из самых знаменитых гостиниц Петербурга.
Пятизвёздная гостиница Астория, расположена в центре города рядом с Исаакиевским собором.

Внушительное здание гостиницы "Астория", построенной в 1912 году по проекту архитектора Ф.И. Лидваля, сначала петербуржцам не понравилось. Это уже традиционно для нашего города. Все новое приживается с трудом и первоначально вызывает большую критику.

1935—1936, Россия, Адмиралтейский район. Почтовая карточка "Гостиница "Астория"

Вот как писала о нем в те годы "Петербургская газета": "Обезображение площади завершилось воздвигнутым отелем на углу Вознесенского и Морской. Вместо ожидаемого роскошного здания из-за лесов появился обыкновенный доходный дом, лишь кое-где - приличия ради - украшенный намеками на архитектуру". Однако, как это часто бывает, к гостинице быстро привыкли и очень скоро без нее вообразить Исаакиевскую площадь уже было невозможно.

Название здание получило в память о фешенебельных нью-йоркских отелях, которыми владели двоюродные братья Асторы.

День открытия Астории - 23 декабря 1912 года. Астория за все годы свое существования сохранила и внешний облик и некоторые интерьеры и предназначение.

Рядом гостиница "Англетер". Которая была не менее популярна из-за безукоризненного «английского» стиля обслуживания. Именно там, а не в Астории умерли Есенин и Маяковский... Лидваль планировал зеркальное повторение "Астории" на месте "Англетера", но не сложилось.

С первых дней существования «Астория» приобрела репутацию действительно самой комфортабельной гостиницы Петербурга и одной из лучших в Европе.

В начале XX в. она была рассчитана на 350 человек и имела все для того, чтобы сделать пребывание в ней незабываемым: зимний сад, великолепно оборудованную кухню, рестораны, кафе, банкетные залы, библиотеку, прекрасные номера. «Астория» смотрелась удивительно элегантно, изысканно и в то же время монументально.

Вид на Исаакиевскую площадь с колоннады Исаакия. Астория слева.

Здание имело шесть этажей, при этом его стены зрительно делились как бы на три яруса: два нижних этажа, облицованные гранитом, смотрелись как основание гостиницы, средние этажи оштукатурены под камень, верхний этаж, отделенный карнизом, украшен декоративными вазами.

"Астория", не всегда была просто гостиницей. В 1917 году все номера заняли высшие военные чины. Здесь был опорный пункт в борьбе против большевиков. "Асторию" стали называть Военной гостиницей.

В 1918-м ее преобразовали в "1-й дом Петроградского Совета", и несколько лет здесь жили руководящие советские работники. Для них тут был даже спецдетсад.

Гостиница пользовалась заслуженной славой, в ней останавливались делегаты II конгресса Коминтерна, описывал свои разговоры с "кремлевским мечтателем" Герберт Уэллс.

В 1929 году отель передали акционерному обществу «Интурист», в ведении этой компании он оставался до 1996 года.

В блокаду рассказывали, что именно здесь, в "Астории", Гитлер собирался отпраздновать взятие Ленинграда, и даже приказал заранее отпечатать пригласительные билеты. Именно поэтому обстреливать её из дальнобойных орудий и бомбить с воздуха фашистам было запрещено.

Но не сложилось... билеты пропали))) Блокадными постояльцами "Астории" стали ленинградские писатели, художники, архитекторы. Во время бомбежек в убежище не спускались, не было сил. Хороший номер достался Александру Крону, окна его комнаты выходили во двор, и взрывная волна в них не ударяла. Здесь драматург целыми днями работал над пьесой "Офицер флота".

После войны все вернулось на круги своя. Сюда опять приезжают со всего света, живут, гуляют в знаменитом ресторане "Астории", а на 7 этаже гостиницы находится SPA-центр.

"Астория" видела многих известных людей: здесь останавливались Герберт Уэллс , Ален Делон , Майя Плисецкая , Джордж Буш-старший , Маргарет Тэтчер , Гарри Каспаров , Мэттью Беллами , Rolling Stones , Rammstein , 30 seconds to Mars , Linkin Park , Depeche Mode .

21 мая 1957 года в гостинице «Астория» скончался от острой сердечной недостаточности Александр Вертинский.

В 2007 году журнал Forbes опубликовал рейтинг самых романтичных отелей мира. При его составлении учитывались уровень и качество обслуживания, ассортимент услуг (например, возможность заказать завтрак в постель, усыпать комнату лепестками роз или организовать романтический ужин для влюблённых). На 9-й позиции в миром рейтинге находится единственный российский отель - это «Астория».

Наверное поэтому, в 2009 году во время мирового турне Sticky and Sweet Tour певица Мадонна включила в концертный график Санкт-Петербург. И одним из обязательных условий приезда было проживание в гостинице «Астория», несмотря на то, что в городе имеется большое количество более современных и комфортабельных отелей.

Тут снималось кино Итальянцы в России))) и Миронов отсюда спускался с последнего этажа гостиничного номера на дорожке.

Вид из окон на прекрасный Исаакий - главная фишка отеля.

6.

Оператором гостиницы является компания Rocco Forte Hotels, владеющая коллекцией из 13 пятизвездочных отелей и курортов класса «люкс» по всему миру, отличительными чертами которых является уникальный стиль, отражающий национальный дух и особенности месторасположения...

Инфа и ряд фото (С) pastvu.com и др. интернет