Главная · Дизайн · Беседа опасность ядовитых растений и грибов. Осторожно: ядовитые растения и грибы

Беседа опасность ядовитых растений и грибов. Осторожно: ядовитые растения и грибы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Осторожно, ядовитые грибы!!!»

Наступил очередной грибной сезон. Из укромных мест извлечены корзины и походная одежда. Сбор грибов – занятие, таящее в себе определённый риск. Увы, отравление грибами не столь уж редки. Каковы же симптомы отравления? Чаще всего возникают они через 6-12 часов после употребления грибов. Это – обильное слюнотечение, сильные коликообразные боли в животе, неукротимая рвота, расстройство кишечника. Из-за большой потери жидкости у пострадавшего развивается мучительная жажда. Сильные боли в печени сопровождаются быстрым развитием желтухи. Нередко возникают судороги, затруднённое дыхание, лицо принимает синеватый оттенок. С каждым часом больной слабеет, впадает в забытье. А через день-два может наступить трагическая развязка.

В отличие от взрослых отравления ядовитыми грибами и растениями у детей протекают тяжелее потому что:

  • Все системы органов еще незрелые.
  • Низкая устойчивость организма к яду.
  • Характерно более быстрое проникновение яда в организм.

Склонность детского организма к токсикозу и эксикозу (обезвоживанию) .

Профилактика отравления ядовитыми растениями и грибами состоит в мерах предосторожности.

Уважаемые родители! Научите своих детей следующему:

Нельзя пробовать на вкус неизвестные ягоды, листья, стебли растений, плоды, семена, грибы, как бы привлекательно они не выглядели.

К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожег, аллергическую реакцию.

В ядовитых растениях содержатся яды, способные вызвать отравления как при вдыхании летучих арома-веществ, выделяемых растениями, так и при попадании сока на кожу.

Самое сильное отравление можно получить при приеме внутрь токсина с ягодами, листьями, корнями.

Мифы и правда о грибах .

1. Грибы нужны в рационе , потому что на Руси их издревле собирали и ели Современному человеку совсем не идут высказывания про «еду наших бабушек». Наши предки жили в экологически чистое время. Ягоды и грибы еще не были отравлены отходами производств в полной мере. В древней Руси крестьяне работали до семи потов, такая работа подразумевала огромные затраты энергии, поэтому организм был способен переварить тяжелую пищу. Нашу жизнь не назовешь изнуряющей.

Грибы издревле не варили и не жарили, их заготавливали сырыми, таким

образом грибы сохраняли все питательные вещества. В наше время грибы (из-за плохой экологии) приходится отваривать, при температуре 100 градусов уничтожается практически вся польза.

2. Чтобы обезопасить сомнительные грибы, их надо предварительно заморозить.

Минус 18 - недостаточно низкая температура, чтобы прекратить жизнедеятельность патогенных микробов и грибков. В морозильнике грибы

продолжают накапливать токсические вещества. Более или менее надежный способ - варка. Все это подходит для съедобных грибов: если в куче завалялась бледная поганка, ее невозможно выварить или заморозить. Ее яд считается самым сильным растительным ядом в природе.

3 Грибы можно различить по запаху. Та же бледная поганка не пахнет ничем.

4 Насекомые не едят ядовитые грибы. Весьма охотно, особенно слизни.

5 Головка лука или чеснока, положенная в кастрюлю, побуреет из-за

присутствия хоть одного ядовитого гриба, а серебряная ложка – потемнеет.

На самом деле побурение лука и чеснока происходит под действием фермента тирозиназы, который имеется и в съедобных и в ядовитых грибах. Потемнение серебра происходит под действием аминокислот, содержащих серу, которая тоже есть во всех грибах.

6 Опасны только несъедобные грибы. Любые, даже съедобные грибы содержат несколько опасных токсических элементов. В съедобных грибах обнаружены в микродозах яды, определенное количество которых смертельно - щавелевая, синильная, гельвеловая кислоты, мышьяк. Не собирайте грибы в очень жаркую погоду, из-за жары больше половины съедобных грибов становятся ядовитыми.

7 Если в первые сутки после грибного обеда ничего страшного не случилось, значит, все в порядке. Убийственные свойства токсины приобретают, претерпевая различные изменения в печени, и отравление развивается через 6-35 часов после грибного обеда.

8 При отравлении грибами достаточно выпить ударную дозу сорбента.

Отравление грибами никогда не проходит само по себе, поэтому, оказав первую помощь, немедленно вызывайте «скорую» .

Помните, что детские отравления съедобными грибами всегда протекают очень тяжело, с осложнениями. Легких случаев не бывает!


Тематическая беседа

«Профилактика отравлений ядовитыми грибами»

Съедобные грибы в питании человека имеют вкусовое значение и употребляются, в основном, как приправа к блюдам.

Грибы , которые растут в нашей местности, делятся на съедобные, условно съедобные и ядовитые.

К съедобным грибам относятся: белый гриб, подберезовик, маслята, лисички, шампиньоны и др.

Свежие грибы рекомендуется приготавливать сразу после их сбора, так как они быстро портятся. Хранить их можно не более 1 суток. Соленые и маринованные грибы хранятся не более года. В пищу можно употреблять только молодые, не червивые и неперезрелые грибы.

К группе условно-съедобных грибов относятся: сморчки, строчки, грузди, свинушки и др. В этих грибах, особенно в кожице шляпок есть ядовитые вещества, которые во время кипячения переходят в воду. После 15-минутного кипячения этих грибов в соленой воде, необходимо снять верхнюю кожицу со шляпок, промыть в холодной воде и снова проварить и прожарить.

К ядовитым грибам относятся: бледная поганка, ложные опята, красный и пятнистый мухоморы. Ядовитые вещества, которые содержатся в грибах этой группы, не переходят в отвар и не разрушаются даже при длительной тепловой обработке.

Употребление в пищу ядовитых грибов ведет к возникновению единичных или групповых отравлений, которые в большинстве случаев, особенно у детей, заканчиваются смертью.

Причиной попадания грибов в пищу является, с одной стороны, внешнее сходство с некоторыми съедобными грибами, а с другой стороны, несерьезное отношение населения к сбору и приготовлению грибов.

Часто собирают грибы дети или лица, которые не знают, чем отличаются съедобные грибы от ядовитых.

Первые признаки отравления после употребления грибов появляются через 2-6 часов, в некоторых случаях и позже. Все грибные отравления вызывают поражение желудочно-кишечного тракта со следующими признаками: боли в животе, иногда коликообразные, тошноты, слюнотечение, рвота, понос, слабость, иногда судороги. Температура обычно повышается.

В случаях отравления грибами необходимо вызвать врача или отправить пострадавшего в больницу. До прибытия врача больному немедленно промыть желудок и кишечник. С этой целью дать пострадавшему выпить 2-3 стакана подсоленной воды, а потом, механически раздражая пальцами корень языка и глотку, вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз, после чего больного уложить в постель (на живот) и положить к ногам грелку. Рекомендуется пить холодный сладкий чай, кофе, молоко или простоквашу.

До прибытия врача больному не следует принимать пищу. Необходимо помнить, что ядовитое действие грибов на организм человека не уменьшается при употреблении спиртных напитков, напротив, это способствует всасыванию ядовитых веществ и усиливает их действие.

Чтобы избежать отравления грибами, необходимо научиться отличать съедобные грибы от ядовитых, тщательно выучить правила сбора, хранения и приготовления блюд из них.

Помните, что сушка, соление, маринование, тепловая обработка не уничтожают ЯД в грибах. Поэтому отравление может произойти в любое время при употреблении впрок заготовленных несъедобных грибов.

Предупреждайте отравления грибами!!!

Цель: учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; закрепить умение различать грибы и ягоды по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.

Ход игры:

Старичок - Лесовичок: Здравствуйте ребятишки! Пришёл я к вам, чтобы пригласить вас в мой чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

Игра «Доскажи словечко» (сопровождается показом картинок)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов! (Белый гриб)

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Словно в масле их головки

И укрыться могут ловко.

Очень славные ребята -

Золотистые... (Маслята).

Ребята, будьте осторожны в лесу с грибами, а то в вашу корзинку залезут непрошенные гости. Угадайте, какие?

Посмотри, какой хороший!

Шляпа красная в горошек,

Кружевной воротничок -

Он в лесу не новичок! (Мухомор)

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …(поганка).

Съедобные грибы мы соберём, а ядовитые оставим в лесу. Но запомните, ребята: грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в моём лесу нужны. А кто в лесу питается грибами? Правильно, то белочка грибок съест, то ёжик, а мухоморами лоси лечатся.

Игра «Собери грибы в корзинку»

Дети собирают грибы в две корзинки: с картинкой «мухомора» - ядовитые, а в корзинку с картинкой «белого гриба» - съедобные.

Старичок - Лесовичок. Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми? Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть (ответы детей). Сбор грибов - занятие увлекательное, но таящее большой риск. Много людей каждый год попадает в больницы из - за отравления грибами, иногда бывают даже смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте ещё раз хорошо запомним ядовитые грибы. (рассматривают картинки).

Ребята, но бывает и так, что грибы растут не только в лесу, но и в огороде, в парке, в сквере, на участке детского сада. Запомните: грибы в огороде, даже если они съедобные, опасны, потому что содержат много вредных веществ. Поэтому, встретив грибы в огороде, растопчите его или покажите взрослым.

В моём лесу растут не только грибы, но и ягоды. Какие вы знаете лесные ягоды? В ягодах много витаминов и других полезных веществ. Врачи уверены: чем больше человек ест ягод, тем меньше он болеет. Но будьте осторожны - в лесу есть и ядовитые ягоды.

Игра «Четвёртый лишний»

Называют и показывают ядовитые ягоды.

Если случилось, что ты вдруг съел незнакомую ягоду, скорее скажи об этом взрослым. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу или вызвать «скорую помощь».

А сейчас присаживайтесь на полянку и посмотрим спектакль, который называется «Осторожно, ядовито!» (на фланелиграфе)

На полянке появляются зверята.

Зайка: Куда это ты торопишься, лисенок?

Лисёнок: На полянку, где растут заячьи уши!

Зайка: Ка-а-к? Разве могут в лесу расти мои уши?

Лисёнок: Так вот посмотри, заячьи уши!

Зайка: Ха-ха-ха! Разве это уши? Это настоящий лесной ландыш!

Лисёнок: Но его ещё называют заячьими ушами. Посмотри, у каждого растения по два длинных листа, как твои уши.

Старичок -Лесовичок: Прошло время, и в конце лета зверята снова прибежали на ту самую полянку. Но вместо цветков на стебельках у ландыша висели оранжевые ягоды. Зайчонок сорвал несколько ягод.

Лисёнок: Брось! Ягоды ландыша ядовиты, ими можно отравиться. Пусть лучше опадут, из них вырастут новые ландыши.

Старичок - Лесовичок: Ребята, ландыш занесен в Красную книгу, потому что это растение исчезает. А как мы можем охранять ландыш?

Дети: Не рвать букеты, любоваться ими в лесу.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы узнали, что в лесу даже самые красивые растения и ягоды могут быть ядовитыми. Надо об этом помнить. Послушайте, о чём дальше говорили звери на полянке.

Лисёнок: Зайка, а ты видел, как интересно растёт вороний глаз?

Ворона: Ка-ар-р! Лисёнок, ты думаешь, что мои глаза растут? Они у меня уже несколько лет одинаковые!

Лисёнок: Нет ваш глаз не растёт, тётушка Ворона, а растение такое -вороний глаз. Пойдёмте покажу. (Лисёнок показывает на растение)

Ворона: Кар! Это растение и правда похоже на мои чёрные глаза!

Зайка: Растение красивое, но очень ядовитое. Ни стебли, ни листья, ни ягоды есть нельзя.

Старичок - Лесовичок: Ребята, вы запомнили какие растения съедобные, а какие - несъедобные? Теперь вы сможете собрать полные корзины грибов и ягод.

Беседа с медсестрой по ОБЖ,

«Съедобные и несъедобные грибы»

для детей подготовительной группы

Холодняк Л.В. Воспитатель

МБОУ «Червоновская СОШДС

Цель: Научить детей различать грибы съедобные и несъедобные по внешнему виду, уметь собирать грибы.

Задачи:

    Закрепить представление детей об особенностях внешнего вида грибов (боровик, подосиновик, подберезовик, лисички, опята, волнушки, мухомор).

    Развивать чувство формы и композиции.

    Воспитывать интерес к природе.

Материалы и оборудование:

Плакат «Грибная полянка», «Березовая роща, муляжи, рисунки грибов, фланелеграф, пластилин, стеки, зубочистки, салфетки, корзиночки, деревья.

Методы и приемы:

    Загадки

    Вопросы к детям

    Чтение стихотворения К.Бальмонта «За грибами»

    Сюрпризный момент – приход Лунтика

    Загадки от Лунтика

    Игра

    Напоминание основных правил грибника

    Пальчиковая гимнастика

    Лепка грибов

    Потешка «Грибочки»

Предварительная работа:

Беседа о грибах, загадки о грибах, рисование грибов, разучивание правил грибника.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда, попробуйте отгадать сами:

Здесь растет деревьев много:

Лип, осин, берез и кленов,

А еще грибов и ягод-

Не собрать их даже за год.

Место то полно чудес,

А зовем его мы…..(лес)

Дети: Лес!

В.- Кто из вас был в лесу?

Д.-

В.- Вам понравилось в лесу? Почему?

Д.- Да! В лесу свежий воздух, красиво, много деревьев, пахнет грибами.

В.- Кто живет в лесу?

Д.- Животные: медведи, волки, лисы, белка, птицы, бобры.

В.- Что люди собирают в лесу?

Д.- Грибы, ягоды, лекарственную траву.

В.- Ребята, послушайте К.Бальмонта «За грибами»

Вот мы дружною семьей-

За грибами в лес.

Я да он, да ты со мной,

Старый лес воскрес.

Был он тихий -темный бор,

Пасмурно глядел.

А как наш раздался хор,

Весь он загудел.

Белка слушала в сосне,

И с размаху – прыг!

Там сорока в вышине

Подняла свой крик.

Ну, товарищи, вперед,

Врассыпную вдруг.

Тот, кто первый гриб найдет,

Он мой лучший друг.

Только, братцы, примечай,

Вот вам уговор:

Чтоб этот гриб, пускай

Был не мухомор.

В.- Ребята, мы возьмем лукошки, по тропинке в лес пойдем и грибочков наберем. Пока до грибочков доберемся, отлично прогуляемся на свежем воздухе. А сколько раз нагнешься, пока по лесу ходишь! Вот тебе и гимнастика! Как же радостно, когда гриб найдешь!

Входит Лунтик с корзинкой грибов.

Лунтик: Я давно в лесу гуляю,

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про березу и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.

Лунтик: Здравствуйте, ребята!

Д.- Здравствуй, Лунтик!

В.- Ну-ка, посмотрим, что за грибы ты насобирал.

Л.- Сейчас достану. А вы, ребята, отгадайте мои загадки про грибы:

Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладкий, красивый,

С ножкой толстой и прямой. (Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежка)

Рыжие лисички

Ростом невелички. (Лисички)

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка,

Ядовитый ….(мухомор)

В.- Стой, Лунтик. Ребята, разве можно употреблять в пищу мухоморы?

Д.- Нет!

В.- Давай-ка, Лунтик, мы поможем тебе собрать только съедобные грибы. Поиграй с нами в игру «Собери съедобные грибы в корзинку».

На полу расставляют грибы съедобные и несъедобные. Дети собирают только съедобные грибы, называют их и показывают Лунтику, и затем складывают в корзинку.

Л.- Спасибо вам, ребята!

В.- Помните, ребята и Лунтик, никогда не собирайте незнакомые грибы. Они могут оказаться ядовитыми. «Не всякому грибу место в лукошке». Всего в нашей стране растет более 2500 разных видов съедобных и несъедобных грибов. Есть среди них и очень ядовитые, которые и в руки брать не разрешается. Попадет яд на руки, а потом, если ты, по забывчивости, возьмешь этими руками хлеб, то и отравиться можешь. Почти все ядовитые грибы похожи на съедобные. Помни об этом и будь осторожен. Самые опасные грибы – мухомор и бледная поганка.

В.- Ребята, а вы ходили в лес за грибами?

Д.- Да!

В.- А с кем вы ходили?

Д.- С папой, мамой, дедом, бабулей.

В.- А вы видели, как старшие собирают грибы?

Д.- Да! Они срезают их ножом.

В.- Да, ребята, гриб, а точнее шляпку гриба и часть ножки срезают ножом, и не в коем случае не вырывают из земли вместе с корнем. Почему? Как вы думаете?

Д.- Чтобы не повредить грибницу.

В.- Ребята, слушайте внимательно и смотрите. Вот такими мы видим грибы в лесу (показ картины). А вот такими, на самом деле, вы видите под травой, в земле паутинку или сеточку. Это грибница. Если вы аккуратно срежете гриб, то на следующий год на этом месте вырастет еще гриб, и даже не один. А если вы вырвете гриб с корнем, то грибница повредится, и грибы здесь больше никогда не вырастут.

В.- Ребята, давайте вспомним основные правила грибника.

Дети по очереди называют:

    Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу на поляне.

    Ядовитые грибы не губи, ими лечатся животные.

    Не разрывай палкой мох и листву около грибов – можно повредить грибницу.

    Гриб осторожно срежь ножом или осторожно, придерживая ножку гриба, отломи шляпку.

    Не бери старые грибы, оставь их насекомым.

В.- Ребята, запомните, что нельзя собирать грибы около шоссе. Они впитывают в себя ядовитые вещества, которые содержаться в выхлопных газах автомобилей.

В.- Ну что, ребята и Лунтик, вы запомнили правила хорошего грибника? Научились отличать съедобные от несъедобных? Вот и хорошо! А теперь, ребята, давайте немножко поиграем с пальчиками, перед тем как мы начнем лепить грибы.

Пальчиковая игра «Грибы»

Топ-топ – пять шагов Идут на месте.

В туесочке пять грибов Переплетают пальцы «корзиночкой»

Мухомор красный- Показывают пять пальцев, поочередно

Гриб опасный. массируя каждый палец,

А второй лисичка- начиная с большого.

Рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб- белый,

Ешь его смело.

Дети садятся за столы.

В.- Ребята, я предлагаю слепить грибное лукошко и наполнить его разными грибами, только съедобными и подарить Лунтику.

Дети сначала лепят грибное лукошко, а затем грибы.

В.- Молодцы! Слепили только съедобные грибы, красивые получились они у вас.

Л.- Спасибо вам, ребята. Я корзиночку с грибами подарю бабе капе. Она приготовит вкусный пирог с грибами. До свидания, ребята!

Д.- До свидания, Лунтик!

В.- Я по лесу по осеннему бреду

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березнячку – подберезовики,

По сосновым пням – опеночки,

А под елкой – белый гриб – боровик.

В.- Ребята, понравилось вам занятие?

Д.- Да! Было интересно. Приходил Лунтик, мы ему помогли собрать съедобные грибы.

В.- А что нового сегодня вы узнали? О чем вы расскажите своим близким, друзьям?

Д.- Что грибы бывают съедобные и несъедобные, что у них есть грибница, собирать их нужно осторожно, чтобы не повредить.

В.- Ребята, будьте внимательны и осторожны. И помните правила хорошего грибника «НЕ всякому грибу место в лукошке»