Главная · Баня · Икона святой софии суздальской. Православная молитва святой софии

Икона святой софии суздальской. Православная молитва святой софии

Пре-по-доб-ная Со-фия, в ми-ру Со-ло-мо-ния, ве-ли-кая кня-ги-ня, бы-ла до-че-рью бо-яри-на Юрия Кон-стан-ти-но-ви-ча Са-бу-ро-ва. В 1505 го-ду на нее пал вы-бор на-след-ни-ка пре-сто-ла, бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го кня-зя Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча. Брак их не был счаст-ли-вым, так как Со-ло-мо-ния ока-за-лась бес-плод-ной. Чтобы иметь на-след-ни-ка, ве-ли-кий князь Ва-си-лий Иоан-но-вич ре-шил же-нить-ся вто-рич-но (на Елене Глин-ской) и 25 но-яб-ря 1525 г. ве-лел по-стричь Со-ло-мо-нию в мо-на-хи-ни. На-силь-но по-стри-жен-ная с име-нем Со-фия, Со-ло-мо-ния бы-ла со-сла-на под стра-жу в Суз-даль-ский По-кров-ский мо-на-стырь, где по-дви-га-ми из-гна-ла из серд-ца мир-ские по-мыс-лы и все-це-ло по-свя-ти-ла се-бя Бо-гу.

Князь Курб-ский на-зы-ва-ет бла-жен-ную кня-ги-ню "пре-по-доб-ною му-че-ни-цею". В ру-ко-пис-ных свят-цах она име-ну-ет-ся как "Свя-тая пра-вед-ная кня-ги-ня Со-фия ино-ки-ния, яже бысть в По-кров-ском мо-на-сты-ре де-ви-че, чу-до-твор-ни-ца". При ца-ре Фе-о-до-ре Иоан-но-ви-че ее чти-ли как свя-тую. Ца-ри-ца Ири-на Фе-о-до-ров-на по-сы-ла-ла в Суз-даль "на ве-ли-кую кня-ги-ню Со-ло-мо-ни-ду, а во ино-цех Со-фию, бар-хат-ный по-кров с изо-бра-же-ни-ем Спа-си-те-ля и свя-тых". Пат-ри-арх Иосиф пи-сал к Суз-даль-ско-му ар-хи-епи-ско-пу Се-ра-пи-о-ну о пе-нии над Со-фи-ей па-ни-хид и мо-леб-нов. Пре-по-доб-ная Со-фия пре-ста-ви-лась к Бо-гу в 1542 го-ду. В опи-са-нии Суз-да-ля клю-чарь Ана-ния при-во-дит несколь-ко слу-ча-ев чу-дес-ных ис-це-ле-ний при гроб-ни-це пре-по-доб-ной Со-фии.

Полное житие преподобной Софии (в миру Соломонии) Суздальской

Пре-по-доб-ная Со-фия, в ми-ру ве-ли-кая кня-ги-ня Со-ло-мо-ния Са-бу-ро-ва, бы-ла пер-вой же-ной ве-ли-ко-го кня-зя мос-ков-ско-го Ва-си-лия Иоан-но-ви-ча (1505-1533). Он вы-брал ее в су-пру-ги из пя-ти-сот са-мых кра-си-вых де-виц. Но брак ока-зал-ся без-дет-ным, о чем ве-ли-ко-кня-же-ская че-та силь-но скор-бе-ла. По-сле 20 лет су-пру-же-ства, несмот-ря на уве-ща-ния ду-хо-вен-ства, ве-ли-кий князь ре-шил всту-пить во вто-рой брак с ли-тов-ской княж-ной Еле-ной Глин-ской. Мит-ро-по-лит Вар-ла-ам, об-ли-чив-ший неза-кон-ность рас-тор-же-ния бра-ка, был све-ден с мит-ро-по-ли-чье-го пре-сто-ла - впер-вые в рус-ской ис-то-рии - и за-то-чен в мо-на-стырь, а пре-по-доб-ный , за-сту-пив-ший-ся за кня-ги-ню Со-ло-мо-нию, за-пре-щен и так-же за-клю-чен в тем-ни-цу. Все Все-лен-ские пат-ри-ар-хи осу-ди-ли по-сту-пок ве-ли-ко-го кня-зя, а пат-ри-арх Иеру-са-лим-ский Марк пред-ска-зал рож-де-ние от вто-ро-го бра-ка мла-ден-ца, ко-то-рый по-ра-зит мир сво-ей же-сто-ко-стью (Иоан-на Гроз-но-го).

25 но-яб-ря 1525 го-да ве-ли-кая кня-ги-ня Со-ло-мо-ния на-силь-но бы-ла по-стри-же-на в мо-на-ше-ство с име-нем Со-фия в Мос-ков-ском Рож-де-ствен-ском мо-на-сты-ре. По-сле по-стри-га ее от-пра-ви-ли под стра-жей в Суз-даль-ский По-кров-ский мо-на-стырь, ко-то-рый впо-след-ствии стал мес-том за-то-че-ния неволь-ных цар-ствен-ных по-стри-же-ниц. Не сра-зу при-ми-ри-лась ве-ли-кая кня-ги-ня со сво-им но-вым по-ло-же-ни-ем, дол-го скор-бе-ла. Но, по-ко-рясь во-ле Бо-жи-ей, Со-фия на-шла уте-ше-ние и уми-ро-тво-ре-ние в усерд-ной мо-лит-ве.

Ино-ки-ня Со-фия, по-знав тще-ту ско-ро-пре-хо-дя-щих зем-ных благ, всей ду-шой воз-же-ла-ла Цар-ствия Бо-жия и прав-ды его (). В то вре-мя, как в ми-ру умно-жа-лись без-за-ко-ния, она в сво-ем уеди-не-нии укра-ша-лась доб-ро-де-те-ля-ми и по-сте-пен-но вос-хо-ди-ла к ду-хов-но-му со-вер-шен-ству. Князь Курб-ский в по-сла-нии к Иоан-ну Гроз-но-му (1533-1584) на-звал кня-ги-ню-ино-ки-ню «пре-по-доб-но-му-че-ни-цей».

Пре-по-доб-ная Со-фия скон-ча-лась в 1542 го-ду и бы-ла по-хо-ро-не-на в Суз-даль-ском По-кров-ском мо-на-сты-ре. Сте-пен-ная кни-га гла-сит об этом: «По-жив бла-го-дар-но и бо-го-угод-но к Бо-гу отъ-и-де». Уже бли-жай-шие по-том-ки мо-лит-вен-но по-чи-та-ли пре-по-доб-ную Со-фию. В ру-ко-пис-ных свят-цах она име-ну-ет-ся как «свя-тая пра-вед-ная кня-ги-ня Со-фия ино-ки-ня, яже бысть в По-кров-ском мо-на-сты-ре де-ви-че, чу-до-тво-ри-ца». При ца-ре Фе-о-до-ре Иоан-но-ви-че (1584-1598), сыне Гроз-но-го, ее уже чти-ли как свя-тую. Ца-ри-ца Ири-на Фе-о-до-ров-на от-пра-ви-ла в дар на ее гроб-ни-цу «бар-хат-ный по-кров с изо-бра-же-ни-ем Спа-си-те-ля и свя-тых».

Пат-ри-арх Иосиф (1642-1652) пи-сал Суз-даль-ско-му ар-хи-епи-ско-пу Се-ра-пи-о-ну о со-вер-ше-нии мо-леб-нов и па-ни-хид над гро-бом пре-по-доб-ной Со-фии. Поз-же, в XIX ве-ке, ар-хи-епи-ско-пом Суз-даль-ским и Та-рус-ским Се-ра-пи-о-ном бы-ла со-став-ле-на служ-ба пре-по-доб-ной Со-фии.

В опи-са-нии го-ро-да Суз-да-ля клю-чарь Ана-ния со-об-щил о чу-дес-ных ис-це-ле-ни-ях при гроб-ни-це пре-по-доб-ной Со-фии. Так, в 1598 го-ду у ее гроб-ни-цы про-зре-ла княж-на Ан-на Нечте-ва, шесть лет стра-дав-шая сле-по-тою. В 1609 го-ду, во вре-мя на-ше-ствия по-ля-ков на Рос-сию, пре-по-доб-ная Со-фия спас-ла Суз-даль от ра-зо-ре-ния. Она яви-лась в гроз-ном ви-де пред-во-ди-те-лю во-ен-но-го от-ря-да по-ля-ков Ли-сов-ско-му. От стра-ха у него па-ра-ли-зо-ва-ло ру-ку, и он дал клят-ву оста-вить в по-кое го-род и мо-на-стырь. Мно-го и дру-гих чу-дес со-вер-ши-лось по мо-лит-вам пре-по-доб-ной Со-фии.

Преподобная София Суздальская считается одной из наиболее почитаемых святых в русской православной традиции. 29 декабря – день кончины инокини Софии - стал официальным днём её памяти в церковном календаре. Мощи и древняя чудотворная икона святой Софии, по сей день хранящиеся в Покровском монастыре города Суздаля, являются главными святынями обители. Поклониться им приезжают верующие из дальних уголков, чтобы получить исцеление от болезней и помощь в трудных делах.

София Суздальская и Соломония Сабурова

Немногие сегодня соотносят эти два имени. Между тем в мирской жизни святая София Суздальская (1490 – 1542 гг.) была одной из знатнейших женщин своего времени. В истории она осталась как Соломония Сабурова – супруга Василия Третьего, последнего великого князя московского.

Выбрав пятнадцатилетнюю Соломонию на смотре невест, устроенном матерью, Софией Палеолог, по византийскому обычаю, князь Василий вызвал неудовольствие приближённых. Впервые московский правитель женился на «неровне» из боярского, а не княжеского рода. Тем не менее добрая и благочестивая Соломония снискала любовь и уважение при дворе.

Княжеская доля

Увы, дальнейшая судьба её была трагична. Все двадцать лет брака княгиня оставалась бездетной. Не помогали ни горячие молитвы, ни поездки по святым местам, ни долгие службы в храмах. Неудовольствие великого князя росло, обстановка вокруг несчастной Соломонии всё больше накалялась. Страстно желая иметь наследника, Василий Третий запрещал жениться своим братьям, боясь, что великокняжеский престол уйдёт к племянникам. Всё это печалило умную и добрую княгиню, однако сделать она ничего не могла.

Великокняжеский развод

Вопреки расхожему мнению отнюдь не Генрих Восьмой положил начало традиции королевских разводов.

В 1525 году, после двадцати лет бездетного супружества, Василий Третий принял решение с женой развестись. Злые языки утверждали что не обошлось без «чар» юной княжны Елены Глинской, с которой Василий обвенчался, не подождав и года.

Развод Василия Третьего был первым и беспрецедентным в истории Руси. Решение князя поддержали бояре, однако жёстко осудили священнослужители, многие из них за защиту княгини поплатились свободой.

Тем не менее решение было принято. Князь поступил «по своей доброй воле» и после развода княгиня Соломония должна была принять постриг и удалиться в монастырь.

Инокиня поневоле

Как же восприняла известие о своём постриге София Суздальская? Житие святой содержит два варианта принятия ею монашества. В первом она была пострижена насильно по велению мужа, во втором – не желая распрей и междоусобиц и видя своё бесплодие, просила позволения добровольно уйти в монастырь.

Современная же история утверждает, что преподобная София, а тогда ещё великая княгиня, страстно, как могла, сопротивлялась постригу, из последних сил растоптав монашеское одеяние. Однако, узнав, что постриг – это желание князя, Соломония покорилась. Впрочем, со своим новым статусом инокиня София не могла смириться ещё очень долго.

Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу святой преподобной Ефросии. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.

Практически всю свою последующую жизнь в монашестве подвижница провела в стенах Покровского монастыря города Суздаля, где и была похоронена в 1542 году.

Чудеса Софии Суздальской

Вскоре после смерти инокини Софии на могиле её стали происходить чудеса исцеления. Так, в 1598 году произошло первое зафиксированное избавление от слепоты княжны Анны Нечтевой. Спустя четыре года таким же удивительным образом на могиле святой прозрела ещё одна женщина. В последующие года описываются и другие чудесные преображения. Молитва Софии Суздальской помогала от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств.

Не только целительницей, но и защитницей была святая София. Явившись в монашеском облачении и с зажжённой свечой в руках предводителю польского войска, подошедшего к монастырю, София Суздальская спасла родную обитель.

Как описывает это событие «Историческое собрание о богоспасаемом граде Суздале» летописца и священнослужителя 18 века Анании Федорова: сильный страх охватил полководца Лисовского от видения святой и правая рука у него отнялась, другие же поляки падали на землю вместе с конями, поражённые болезнью. Вражеское войско отступило, а само чудесное событие было изображено на могильной плите подвижницы.

Память после смерти

Официальная церковь провозгласила почитание инокини Софии как святой только в 1650 году – через сто лет после её упокоения, а вопросом канонизации занялись два столетия спустя. Тем не менее уже вскоре после смерти в народе её начали чтить как святую и молящиеся потянулись к её могиле. Примечательно что ещё в старых, допечатных святцах она именуется святой праведной инокиней, но при этом княгиней Софией.

Во время царствования Ивана Грозного – долгожданного наследника князя Василия от второй жены, Соломонию-Софию поминали преподобной инокиней и почитание носило, скорее, местный характер. Примечательно, что уже в то время князь Андрей Курбский в письме к царю называл Софию-Соломонию преподобною мученицей, невинной и святой. Согласно легенде сам царь Иван Четвёртый приезжал в суздальский Покровский монастырь и, если верить приданиям, собственноручно укрыл гробницу инокини покрывалом, изготовленным в мастерской его любимой жены Анастасии Романовны специально в дар на могилу святой.

При следующем царе Фёдоре Иоановиче почитание святой Софии Суздальской возросло ещё больше. На могилу преподобной инокини совершались многолюдные паломничества, члены царской семьи не раз жаловали обитель своим посещением. До наших дней сохранился вышитый покров на её надгробие с образом Спасителя, преподнесенный монастырю царицей Ириной Годуновой. Дарственная надпись подтверждает год и предназначение подношения.

Как выглядела княгиня Соломония

До наших дней не дошло ни одного прижизненного портрета княгини Соломонии Сабуровой. Нам не известно, существовали ли такие изображения вообще, поскольку портретная живопись, как и светское искусство, пришла в Россию только в Петровскую эпоху, спустя почти два столетия после описываемых событий. Сохранились несколько миниатюр из летописных сводов, изображающих сцены свадьбы Василия Третьего и Соломонии, пострижения княгини и несколько других знаковых исторических эпизодов из жизни княжеской четы. Современники же описывали Соломонию Сабурову как женщину необычайной красоты.

Гравюра 19 века изображает молодую темноволосую женщину с правильными чертами лица в тиаре и дорогих одеждах. Была ли настоящая Соломония похожа на портретный образ, созданный художником времён романтизма, сказать сложно. Известно её изображение в монашестве, но, скорее всего, оно также было написано уже после смерти преподобной Соломонии-Софии.

Иконография святой Софии

Множество икон, написанных в 19 – 20 веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы.

Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной 17 века. Конечно же, перед нами утрированный каноничный образ святой и глупо искать в нём портретное сходство с описаниями и известными изображениями реальной Соломонии. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут – свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.

Признание святой

В Православном церковном календаре имя Софии Суздальской появляется за год до революции. В 1984 году её «официально» вносят в сонм святых, но пока только местночтимых суздальских, а с 2007 года святая София почитается уже на всецерковном уровне.

Преподобная София завещала похоронить себя в земле. Странное желание для того времени, поскольку традиционно людей её положения было принято погребать в каменных усыпальницах-склепах. Больше четырёх столетий, с 1542 по 1990 год, её прах оставался непотревоженным.

В 1995 году её могила в монастыре была вскрыта и мощи Софии Суздальской торжественно изъяты из земли. Сейчас они выставлены в закрытой раке в Покровском соборе. Это главная святыня обители, к которой стекаются многочисленные паломники. Поражает тот факт, что, пролежав в земле более четырёхсот лет, мощи оказались нетленными. Однако после вскрытия гробницы они истлели в считаные минуты.

С чем приходят к святой

С различными просьбами и мольбами обращаются к преподобной Софии. Уже в наше время список явленных ею чудес пополняется новыми свидетельствами. Главным образом к ней обращаются с просьбами об избавлении от всевозможных болезней. Прежде всего как целительница почитается в народе София Суздальская. В чём помогает святая ещё? Как мы помним, при жизни княгиня Соломония была бесплодна. Однако удивителен факт – молитва к святой Софии помогает обрести долгожданное дитя бесплодным парам.

Есть свидетельства того, что она указывала дорогу заблудившимся, оберегала детей от беды и помогала в смягчении сварливого характера старикам.


ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОЙ СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

Преподобная София, в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя мос-ковского Василия Иоанновича (1505—1533). Он выбрал ее в супруги из пятисот самых красивых девиц. Но брак оказался без-детным, о чем великокняжеская чета силь-но скорбела. После 20 лет супру-жества, несмотря на увещания духовенства, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола — впервые в русской истории — и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княги-ню Соломонию, запрещен и также за-ключен в темницу. Все вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака мла-денца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного).

25 ноября 1525 года великая княгиня Соломония на-сильно была постри-жена в монашество с именем София в Московском Рождественском монастыре. После пострига ее отправили под стражей в Суздальский Покровский монастырь, который впоследствии стал мес-том заточения невольных царственных постри-жениц. Не сразу примирилась великая княгиня со своим новым положением, долго скорбела. Но покорясь воле Божией, София нашла утешение и умиро-творение в усердной молитве.

Инокиня София, познав тщету скоропреходящих земных благ, всей душой возжелала Царствия Божия и правды его (Мф. 6, 33). В то время, как в миру умножались беззакония, она в своем уединении украшалась добродетелями и постепенно восходила к духовному совершенству. Князь Курбский в послании к Иоанну Грозному (1533—1584) назвал княгиню-инокиню «преподобно-му-ченицей».

Преподобная София скончалась в 1542 году и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Степенная книга гласит об этом: «Пожив благодарно и богоугодно к Богу отъиде». Уже ближайшие потомки молитвенно почитали преподобную Софию. В рукописных святцах она именуется как «святая правед-ная княгиня София инокиня, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чу-дотворица». При царе Феодоре Иоанновиче (1584—1598), сыне Грозного, ее уже чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна отправила в дар на ее гробницу «бархатный покров с изображением Спасителя и святых».

Патриарх Иосиф (1642—1652) писал Суздальскому архиепископу Серапиону о совершении молебнов и панихид над гробом преподобной Софии. Позже, в XIX веке, архиепископом Суздальским и Тарусским Серапионом была состав-лена служба преподобной Софии.

В описании города Суздаля ключарь Анания сообщил о чудесных исцелениях при гробнице преподобной Софии. Так, в 1598 году у ее гробницы прозрела княжна Анна Нечтева, шесть лет страдавшая слепотою. В 1609 году, во время нашествия поляков на Россию, преподобная София спасла Суздаль от разорения. Она явилась в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовско-му. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и мо-настырь. Много и других чудес совершилось по молитвам преподобной Софии.

Память святой преподобной Софии Суздальской совершается в Православной Церкви 14 августа по новому стилю.

Жизнь в миру
Мирское имя будущей подвижницы Церкви было Соломония. Она родилась в конце XV века в боярской семье: ее отцом был Юрий Константинович Сабуров. О детстве и юности святой сохранилось очень мало сведений. Она была доброй и послушной дочерью.
В 1505 году великий князь выбрал отличавшуюся внешней красотой и внутренней скромностью Соломонию себе в жены. Однако, как только выяснилось, что княгиня не сможет родить для своего супруга наследника престола, князь Василий отдал приказ совершить над ней монашеский постриг, а сам женился на другой женщине. Его второй избранницей стала Елена Глинская.

Иноческий подвиг
В 1525 году состоялся постриг Соломонии в монахини, где она получила новое имя Софии. Местом подвига преподобной Софии стала Суздальская обитель, куда она была насильно отправлена своим мужем. Первое время чувство скорби наполняло сердце княгини, но, когда она стала воспринимать насильное изгнание как проявление воли Божией, стала усердно предаваться молитве. София полностью изгнала из своего ума и сердца мысли о мире и отдала все свои силы на служение Господу.
В 1533 году умер Василий III и власть оказалась в руках его второй супруги. Елена Глинская боялась, что София станет претендовать на княжеский престол. По этой причине преподобную заключили под стражу в Каргополе, где она пребывала до 1538 года, в котором последовала смерть Елены Глинской. Святая София была возвращена в Суздальский монастырь, где продолжила совершение монашеских подвигов молитвы и воздержания до момента разлучения ее души с телом, которое произошло в 1542 году. В степенной книге сохранилось свидетельство о том, что кончина преподобной была благодатной.

Почитание
Еще во время земной жизни святой Софии Суздальской многие люди почитали ее как угодницу Божию, а после смерти преподобной весть о ее святости быстро распространилась по Руси. Перед ее истязаниями себя при жизни склонили головы многие люди знатного происхождения. Так, князь Андрей Курбский, направляя послание Иоанну Грозному, именовал в нем княгиню Софию преподобной мученицей. По некоторым сведениям сам царь Иоанн Грозный приходил приложится к гробнице святой Софии и пожертвовал для нее пелену, которую специально соткала его супруга Анастасия, а двое его сыновей также воздавали честь и возносили молитвы к преподобной Софии.
Сохранились исторические сведения об обильном происхождении чудесных исцелений возле святых мощей преподобной Софии Суздальской, которая безропотным перенесением жизненных страданий стала источником благодатной помощи ослабленныи маловерием людям. Ярким подтверждением благодатной помощи от гробницы преподобной служит исцеление от слепоты княжны Анны Нечтевой, произошедшее в 1598 году. В 1609 году при нашествии польских захватчиков на Суздаль святая София явилась в видении предводителю вражеских войск Лисовскому и приказала не разорять город и монастырь. Явление было грозным, а после него у Лисовского одна рука стала парализована. В ужасе он дал обет покинуть пределы Суздаля.
В конце XVII века последовало официальное благословение на общецерковное почитание святой Софии Суздальской, которое дал патриарх Иосиф. В это же время была написана икона угодницы Божией, которая сразу стала источать многочисленные чудеса и исцеления. Икона сохранилась и до нынешнего времени.
Святая София Суздальская может служить образцом для подражания в терпении, любви, послушании и смирении. От нас Господь не требует больших подвигов, кроме безропотного несения своего жизненного креста.

Тропарь, глас 4:
Вышняго красотою явственно украшался,/ постническими бо труды подвизася преподобная София,/ и бысть наследница Небесному Царствию,/ и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты,/ Его же моли спастися граду Суждалю/ от поганых нахождений и междоусобныя брани/ и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 1:
Нощи страстный избегши, Богомудрая Софие преподобная,/ к Незаходимому же Солнцу, Христу, пришедши,/ умертвила еси плотское мудрование постом же, воздержанием и молитвами,/ показася равна Ангелом,/ на земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси,/ и различная исцеления подававши, от многих бед и зол избавлявши,/ Софие преподобная,/ моли спастися душам нашим.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобная мати Софие, / и чтим святую память твою, / наставнице монахинь / и собеседнице Ангелов.

Молитва:
О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобная София Суздальская

Образ преподобной Софии Суздальской

Преподобная София, в миру Соломония, происходила из боярского рода Сабуровых. По преданию, этот род берет свое начало от ордынского мурзы Захарии Чета, принявшего в 1330 г. Святое Крещение. Церковный историк митрополит Макарий (Булгаков) называет отца Соломонии, Юрия Константиновича, князем. Примерно со времени правления Иоанна III князья, несшие службу при дворе, именовались боярами. Соломония рано лишилась родителей и воспитывалась в благочестивой семье своей набожной тетки, любившей ее как родную дочь.

Государь избрал Соломонию в невесты из полутора тысяч знатных девиц, приехавших с разных концов Русского государства на смотрины Князя Василия Иоанновича привлекала не знатность рода его избранницы, но ее высокие добродетели. Он понял, что именно Соломония сможет воспринять идею великокняжеского служения как особого служения Богу, разделить с ним трудности управления государством, понести его крест. И он не ошибся в своем выборе: Соломония была удивительно красива и при этом добродетельна, целомудренна и необыкновенно скромна, отличалась умом и благочестием. 4 сентября 1505 г. было совершено Таинство Венчания великого князя Василия и княжны Соломонии. Их брак был на редкость счастливым: супруги жили в любви, мире и согласии.

Ни близость к власти, ни богатство не изменили благочестивого настроя души Соломонии. Она видела в своем новом служении поприще для еще больших подвигов и благотворительности. Подобно своей святой предшественнице, благоверной великой княгине Евдокии, она усугубила свои молитвы о благе отечества, испрашивая помощи Свыше своему державному супругу. «Вся Москва знала милосердие великой княгини к убогим, обездоленным и голодным. В стенах княжеского дворца Соломония ежедневно кормила множество нищих. С необычайной щедростью она раздавала милостыню, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших. Княгиня заботилась о вдовах и сиротах, давая им средства "на постриганье". Она не оставляла без попечения и монашеские обители, стараясь облегчить тяготы монашеской жизни, украсить храмы, поскольку любила и чтила людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях Соломонии изготовляли церковные облачения и покровы для святых обителей. Так, на раку преподобного Сергия в знак его особого почитания в великокняжеском роде княгиня собственноручно вышила покров, сохранившийся до сего времени». В высоком звании великой русской княгини она прожила двадцать с лишним лет, оставив по себе добрую память у современников.

Лишь одно обстоятельство омрачало жизнь великокняжеской четы: у них не было детей. Супруги переносили ниспосланное испытание по-христиански: скорбь побуждала их ко многим совместным молитвам о даровании наследника. Почти ежегодно они совершали паломничества в святые обители. «Чаще всего супруги ездили в Троицкий монастырь на поклонение Сергию Чудотворцу и со слезами молились у его святой раки». Московская Богородице-Рождественская обитель, возрожденная из пепла державным отцом Василия III, была близка и дорога обоим супругам по многим причинам: она была исторически и духовно связана и с монастырем преподобного Сергия, и с великокняжеским домом.

Враг рода человеческого – диавол, сеющий вражду и разделение между людьми, сильно восстал на великую княгиню Соломонию за ее добродетельную, подвижническую жизнь. Приближенные к государю князья и бояре, среди которых нашлось немало людей, преследовавших своекорыстные цели, стали почти единодушно убеждать князя в том, что именно его супруга служит прямым препятствием к продолжению рода. Вопрос был поставлен ими так, что касался и блага отечества, и самого заветного желания великого князя – иметь сына-наследника.

В 1523 г., вернувшись с объезда своих земель в Москву, князь Василий III стал советоваться с боярами: «Кому по мне царствовать на Русской земле, и во всех городах моих и в пределах? Братьям ли отдать? Но они и своих уделов не умеют управить». Бояре отвечали: «Неплодную смоковницу посекают и извергают из виноградника», намекая на необходимость развода. В ближайшем окружения великого князя нашлись люди, которые смело объяснили ему всю противозаконность его намерения. То были митрополит Московский Варлаам, преподобный Максим Грек, Симеон Курбский, инок Вассиан. Нужно сказать, что, по свидетельствам древнерусских летописей, несмотря на опасения за судьбу своего рода и государства, великий князь долго не решался расстаться со своей супругой, которую искренно любил и с которой вместе прожил более двадцати лет.

Начиная с 1523 г. подспудные придворные интриги переросли в открытые распри боярских «партий». Но великая княгиня стояла выше дворцовых распрей. Не желая ссор при дворе, она стала просить супруга позволить ей оставить престол и вступить в монастырь. Вопрос о разводе предстояло решить церковной власти. Митрополит Даниил дал благословение на развод, полагая, что это необходимо для блага государства.

Соломония была пострижена в черницы с именем София в Московском Рождественском монастыре 28 ноября 1525 г. Спустя короткое время она была отпущена в Суздальский Покровский монастырь, где стоял великолепный собор Покрова Пресвятой Богородицы, возведенный благодаря богатым вкладам великокняжеской четы.

Согласно свидетельству целого ряда летописей, развод супругов и пострижение великой княгини совершились по просьбе последней. Приведем здесь наиболее полное из них. По «Типографской летописи»:
«В лето 7034-е благоверная княгиня Соломонида, видя неплодство из чрева своего, якоже и древняя она Сара, начат молити государя великого князя Василия Ивановича всея Руси, да повелит ей облещися в иночески образ. Цари же государь всея Руси не восхоте сотворити воли ея, начаша глаголати сице: "Како могу брак разорити и вторым совокупитися?", понеже государь богочтив и совершитель Заповедем Господским и законному повелению. Христолюбивая же великая княгиня с прилежанием и с слезами начат молити государя, да повелит ей сотворити тако, якоже хощет. Царь же и государь всея Руси ни слышати сего не восхоте и приходящих от нея велмож отревая з злобою. Великая же княгиня, видя непреклонна государя на моление ея, начат молити святейшаго архиепископа Данила, митрополита всея Руси, да умолит о сем государя, дабы сотворил волю ея быти, понеже Дух Святый всея пшеницу в сердце ея и да възрастит плод добродетели. Святейший же Данил, митрополит всея Руси, моления, слез ея не презре, много моли о сем государя и с всем священным сонмом, да повели воли ея быти. Царь же и государь всея Руси, видя непреклонну веру ея, и моления отца своего Данила митрополита не презре, повеле совершите желание ея».

«Любящим Бога, по слову апостола, вся поспешествуют во благое». То, что великой княгине суждено было переселиться из чертогов княжеских в монашеские келлии, послужило ей ко благу. Для преподобной Софии, которая и до пострига была по своему внутреннему устроению далеко не обычной мирянкой, Богородице-Рождественский монастырь стал дверью в жизнь иноческую, в новое, но, по существу, родное и близкое бытие в Боге. В суздальской же обители, в которой прожила она семнадцать лет в подвиге поста и молитвы, совершилось ее восхождение к вершинам святости.

Жизнь великой княгини в обители отличалась от жизни прочих монахинь, пожалуй, лишь большими и труднейшими подвигами. Одним из свидетельств тех подвигов явилось то, что по любви к сестрам обители она собственноручно ископала колодец для нужд обители.

Монастырские стены не могли скрыть от мира свет добродетелей преподобной Софии: еще при жизни молва о ней, как об угоднице Божией, распространилась по всей Руси, ибо, по слову Христову, «не может град укрытися верху горы стоя: ниже вжигают светильника и поставляют его под спyдом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине сyть». Святая угодница стала духовной матерью инокиням и молитвенницей о всех просящих ее помощи.

В 1542 г. София была погребена в усыпальнице Покровского собора.

Одним из первых агиографов преподобной Софии был епископ Суздальский и Тарусский Серапион. В свою бытность епископом, спустя век по кончине Софии, он обратился с донесением к патриарху Иосифу, прося рассмотреть вопрос о причислении великой княгини к лику святых и ее церковном прославлении. Чудеса и исцеления, в течение целого столетия происходившие у гробницы преподобной Софии и в иных местах по молитвам к ней, многочисленные рассказы о случаях благодатной помощи, засвидетельствованные устно и письменно многими людьми, побудили епископа Серапиона сообщить о происходившем Первосвятителю. Так, например, в 1598 г. на могиле святой прозрела княжна Анна Ногтева, бывшая слепой в течение шести лет; многие исцелялись по молитвам преподобной от полной слепоты, глухоты и других неизлечимых недугов, выздоравливали душевнобольные.

В 1609 г. во время польско-литовского нашествия великое зло Русской земле причиняли отряды Лисовского, отличавшиеся особой беспощадностью при взятии городов и обителей, которые они подвергали полному разорению. Когда бандиты были уже в стенах Суздаля, явилась во сне атаману преподобная жена в иноческих одеждах с горящими свечами в руках и стала опалять его пламенем. На атамана напал сильный страх и вскоре после явления он впал в тяжкий недуг: у него отнялась правая рука. Пораженный гневом Божиим, Лисовский тотчас отступил от Суздаля. О заступничестве святой за город и обитель было хорошо известно суздальцам, задолго до того почитавшим преподобную Софию как свою небесную покровительницу.
В ответ на донесение Суздальского архиерея патриарх Иосиф благословил положить на гробницу преподобной Софии покров и совершать молебны и панихиды у гроба святой, но не разбирать саму гробницу и не разрывать под ней земли.

Вскоре епископ Серапион составил службу святой Софии Суздальской в связи с предстоящей канонизацией. Однако канонизация последовала не скоро. Со второй пол. XVII в. Русская Православная Церковь вступила в период тяжких испытаний.



Колонки от надгробной сени над захоронением Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой). XVIII в.

Суздальский летописец XVIII в. ключарь Покровского собора священник Анания Федоров оставил для будущих поколений подробную запись о знамениях и чудесах, совершившихся по молитвам преподобной Софии Суздальской со времени ее праведной кончины до современных летописцу событий. Будучи сам очевидцем многих событий, происходивших у гробницы праведницы, и свидетелем глубокого всенародного почитания ее, он верил в грядущее прославление преподобной, ибо не ложны слова пророка, многократно повторяемые в течение года на богослужениях: «В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится».

Вопрос о прославлении святой Софии был затронут в кон. XIX – нач. XX вв. Этому немало способствовало некоторое оживление интереса к русской истории в царствование императоров Александра III и Николая II. О личности и судьбе преподобной Софии стали упоминать в своих трудах церковные и светские историки. В кон. XIX в. имя святой «было внесено для почитания в Православный Церковный календарь на 1893 г., а также в Церковный календарь на 1916 г. под редакцией Издательского Совета при Святейшем Синоде».

Нынешнее прославление великой княгини Соломонии – преподобной Софии Суздальской подготовлено ее предшествующим почитанием. Существует древняя служба преподобной, подробное жизнеописание, свидетельства о посмертных чудесах. В 1984 г. Святейший Патриарх Пимен благословил включение имени святой Софии и службы ей в Минеи и Православный Церковный календарь в лике местночтимых святых Владимиро-Суздальской епархии.

В 90-х гг. XX в., по прошествии тяжелого для Русской Церкви периода гонений, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось освидетельствование и торжественное открытие для всеобщего поклонения святых мощей преподобной Софии в Суздальском Покровском монастыре. Произошло это событие более чем через 450 лет после блаженной кончины праведницы. Присутствовавшие в то время у раки преподобной свидетельствовали об испытанной ими великой, ни с чем не сравнимой духовной радости.

В 1934 г. в усыпальнице Покровского собора, под небольшой белокаменной плитой (без надписи) директором Суздальского музея А.Д. Варгановым было вскрыто детское захоронение. В деревянной колоде обнаружены «остатки полуистлевшей шелковой ткани без костных останков». Это погребение стали связывать со слухами, ходившими в XVI в., о рождении якобы у Софии в монастыре сына Георгия, которого она отдала на воспитание верным людям, устроив фиктивное захоронение.
По найденным фрагментам ткани реставраторами была реконструирована рубашечка мальчика 3-5 лет, а надгробная плита, выполненная в кон. 1530-х – нач. 1540-х гг., предназначалась для погребения ребенка полугодовалого возраста. Таким образом, веские доказательства факта существования ребенка отсутствуют.


София Суздальская на памятнике князю Владимиру Святому во Владимире


Сер. – вторая пол. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, темпера, басма, гравировка, чернь, золочение. 32 x 27 x 3.

Описание: В среднике фронтально, в рост, изображена святая в монашеской одежде. В левой руке – свиток, в правой, поднятой вверх, – шестиконечный крест. Мантия коричневая, ряса охристая, зелёный параман с красными крестами. На верхнем поле помещён образ «Нерукотворного Спаса».
Оклад фона и полей басменный с растительным орнаментом. Венцы Софии и Спаса гравированы травами. На верхнем поле, слева, – надпись: «ПР(Е)П(О)Д(ОБ)НАЯ В(Е)Л(И)КАЯ КН(Я)ГИНЯ СОФИЯ», справа сохранилась дробница с черневой надписью: «СУЖДАЛСКАЯ».
Легенда: Икона представляет собой самый ранний памятник с изображением преподобной Софии Суздальской в коллекции ВСМЗ.тИнтересной особенностью произведения является изображение креста в руке святой, придающее её образу мученическое звучание.
Экспозиция: «История суздальских монастырей»

Икона в окладе. Преподобная София Суздальская.
Вторая пол. XVII в.
Дерево, левкас, серебро, металл, нити золотные, блёстки, темпера, басма, гравировка, канфарение, золочение, шитьё. 194,4 x 75 x 4.
Происходит из Покровского монастыря в Суздале.
Описание: Святая представлена в монашеских одеждах, фронтально, в рост. Руки поднесены к груди, в левой – свёрнутый свиток. Письмо лика тёмное, без высветлений. Мантия тёмно-вишнёвая, ряса коричневая с белильными описями складок, клобук и параман тёмно-зелёные с красными Голгофскими и четырёхконечными крестами. Над головой Софии, в круглом медальоне, изображена «Богоматерь Знамение».
Венец Софии накладной, в центре гравирован поясной трёхфигурный Деисус, вокруг – выполненный канфарником растительный узор. Цата гравирована растительным орнаментом.
На Богоматери и Младенце – два соединённых между собой венца, украшенных гравированным орнаментом. Изображение и фон медальона закрыты шитой ризой, выполненной «в прикреп» золотными нитями и украшенной блёстками. Фон иконы, а также верхнее и правое поля закрыты медными золочёными пластинами разной формы с басменным орнаментом по краям в виде «пирамидки с зернью» и «жемчужника». На левом и нижнем полях – серебряные золочёные пластины с басменным растительным узором. По сторонам венца – две дробницы с гравированными надписями: «БЛ(А)ГОВЕРНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ; СОФИЯ СУЖДАЛСКАЯ НОВАЯ ЧЮДОТВОРИЦА».
Легенда: Масштаб доски и характер изображения позволяют предположить, что образ мог располагаться на гробнице св. Софии в усыпальнице Покровского собора. Очевидно, это одна из самых первых икон, написанных после начала почитания Софии Суздальской, о чём свидетельствует надпись: «новая чюдотворица».

Акафист преподобной благоверной великой княгине Софии Суздальской

Память совершается: 16/29 декабря – преставление (1542), 1/14 августа – обретение мощей (1995) и в Соборе Владимирских святых.

Кондак 1
Избранней Божественным промышлением славней подвижнице земли Суздальския, преподобней матери Софии достойную честь и похвалу воздадим, яко святей угоднице Божией и усердней молитвеннице о всех почитающих ея пречестную память. И ныне припадающе к ея святому гробу со умилением зовем:

Икос 1
Ангелов лики возрадовашася, видяще твое иноческое житие в подвизех поста, бдения и богомыслия, и яко единонравную прияша душу твою, достойно венчанную чином ангельским в пострижении монашестем, да будеши образ жития во Христе всем ищущим спасения. Темже воспеваем ти:
Радуйся, прославленная подвижнице, Богом избранная;
Радуйся, Христа Подвигоположника всем сердцем возлюбившая.
Радуйся, к ангельскому лику монашеским чином сопричисленная;
Радуйся, чистоту душевную неустанными трудами стяжавшая.
Радуйся, с небесными силами Господа Вседержителя воспевшая;
Радуйся, Бога Творца всяческих мудрость познавшая.
Радуйся, промышление Вышняго на себе во благих испытавшая;
Радуйся, Его Божественней воли всю себе предавшая.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 2
Видящи злострадания жительства в мире сем, волнами житейскаго моря обуреваемем, презрела еси всяческую тленность благ земных: богатства, власти и чести, и в надежде живота вечнаго оставила еси славу великокняжескую, в благодарении поющи Богу: Аллилуия.

Икос 2
Разумеющи вся суетная и скоротечная в мире сем, покорила еси себе, яко кроткая агница, воли Всемогущаго Бога и, вземши крест на рамо свое, понесла еси во след Христа Жизнодавца. Мы же, дивящеся твоему смирению и послушанию, во умилении поем ти:
Радуйся, мира сего тленную красоту совершенне отвергшая;
Радуйся, славу его и богатство нивочтоже вменившая.
Радуйся, земнаго жительства скорогибнущия прелести отвергшая;
Радуйся, в нетленныя одежды равноангельскаго жития облекшаяся.
Радуйся, яко свеща негасимая, любовию к Богу возженная;
Радуйся, яко роса небесная, благодатию Божиею напоенная.
Радуйся, миро благоуханное, добродетельми насыщенное;
Радуйся, розго многоплодное, от лозы, Христа, взращенное.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 3
Силою свыше вооружившися, противостала еси всем кознем диавольским; ты непрестанным пощением, псалмопением и терпением попрала еси древняго змия, имущи в сердце своем сладчайшее имя Иисуса, и тем обрела еси покой душе своей, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 3
Имущи боголюбивую душу, взыскала еси Царствия Небеснаго и правды его; неустанным деланием правил монашескаго жития восходила еси от силу в силу и достигла еси высоты совершенства в меру полнаго возраста духовнаго. Мы же, славяще твоя труды и добродетели, сице тебе поем:
Радуйся, вся искушения вражеская силою свыше победившая;
Радуйся, похоть плоти многим воздержанием умертвившая.
Радуйся, похоть очес непрестанною молитвою угасившая;
Радуйся, гордость житейскую нелицемерным смирением искоренившая.
Радуйся, яко добропобедно взошла еси на гору святости;
Радуйся, яко узрела еси очима души обители небесная.
Радуйся, горлица чистая, к Божественным чертогам возлетевшая;
Радуйся, кроткая голубице, к Богу вознесшаяся.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 4
Бурю помышлений претерпела еси, преподобная мати Софие, егда направила еси стопы своя путем иноческаго жития, обаче скоро познала еси душею неизглаголанную радость общения со Христом в непрестанных трудех поста, бдения и молитв и в мире сердца своего прославила еси Всещедраго Бога, поющи: Аллилуия.

Икос 4
Слышавше о мнозех бедах и мятежах жительства суетнаго мира, утешалася еси Божиим изволением, данным тебе жребием монашескаго бытия. Темже славяще твое благочестное житие в подвизех послушания, целомудрия и нестяжания, воспеваем тебе сицевая:
Радуйся, волею Божиею от мира во обитель благоотишную пресельшаяся;
Радуйся, тамо сокровище нетленное неложно себе стяжавшая.
Радуйся, яко жена потерянную драхму жития во Христе иночеством нашедшая;
Радуйся, подобне купцу богатство, честь и славу на бисер Царства Небеснаго пременившая.
Радуйся, яко тамо сердце твое, идеже сокровище твое;
Радуйся, яко скрыла оное на Небеси, идеже червь не тлит.
Радуйся, зерно горушично, доброделанием в велие древо взрастившееся;
Радуйся, яко семя словес Христовых богате уплодоносила еси.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 5
Богозданную обитель во имя Покрова Божия Матере возлюбила еси всею душею твоею, под священный Ея омофор всельшаяся, и святым водительством Царицы Небесныя обрела еси покой и сладость душевную, и Сыну Ея Христу Богу воспела еси благодарственную песнь, зовущи: Аллилуия.

Икос 5
Видевши путь к Царствию Небесному, предначертанный Христом во Святем Евангелии, нопоколебимо шествовала еси стезями богоугоднаго жития и достигла еси неизреченных благ, уготованных Богом любящим Его. Мы же, назидаемии твоим добрым житием, воспеваем ти:
Радуйся, прежде всего Царствия Небеснаго искавшая;
Радуйся, чаяние жизни будущаго века исповедовавшая.
Радуйся, заповеди Новаго Завета в жительстве исполнившая;
Радуйся, к нищим духом себе присовокупившая.
Радуйся, с плачущими в покаянии утешение себе обретшая;
Радуйся, преподобная, с кроткими блаженство унаследовавшая.
Радуйся, с алчущими правды Божия зело насыщенная;
Радуйся, с милостивыми от Бога помилование получившая.
Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 6
Проповеда земля Суздальская твое изрядное житие, во мнозех добродетелех процветшее; мирстии людие текоша к тебе, да узрят тя, духовне совершенную, и слышат душеспасительныя глаголы твоих богомудрых уст, в благодарении Богу зовущи: Аллилуия.

Икос 6
Возсия свет благодати подвигов твоих, просвещающий всякаго человека, грядущаго ко святей обители Покрова Божия Матери на поклонение, да приимут зде хотящии спастися помощь твоими молитвами от Всещедраго Бога, внемлющаго гласу моления угодников Своих. Сего ради возглашаем ти:
Радуйся, Богом Светодавцем в иноческих трудех просвещение; Радуйся, огнем святости людем приходящим возсиявшая. Радуйся, свещнице, не под спудом, но вверху стоящая; Радуйся, лучами Солнца Правды вся блистающая. Радуйся, в нощи грехов людских тьму погибельную прогоняющая; Радуйся, яко седящии во тьме греха видят свет твоего жития. Радуйся, тако просветившаяся пред человеки светом души твоея; Радуйся, тако прославившая Отца милости и щедрот, Иже есть на Небесех. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 7
Хотящи последовати Искупителю рода человеческаго, рекшему: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет», возненавидела еси вся красная земных благ и всею крепостию души своея возлюбила еси Сладчайшего Иисуса, поющи: Аллилуия.

Икос 7
Дивную тя во святых показа Христос Бог, сподобивый ангельскаго чина прияти и нарещи тя Софиею, тезоименитая Премудрости Божией, да будеши великая и неизреченная домостроительства Божия тайны, да ведаеши и благая вечная, да Царство Небесное наследуеши со всеми небожителями. Мы же таковому Божию изволению чудящеся, зовем ти:
Радуйся, Божественнаго промышления достойная избраннице; Радуйся, света небеснаго земное зерцало. Радуйся, печати Премудрости Божия дивная носительнице; Радуйся, благодати Духа Святаго непорочное вместилище. Радуйся, сосуде златый чистоты душевныя и телесныя; Радуйся, образе честный иноческаго жития. Радуйся, ангельскому славословию непрестанными песньми подражавшая; Радуйся, деланьми благочестия на лествицу духовную возшедшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 8
Странное чудо видимо есть, како честь и хвалу века сего на тихое и безмолвное житие пременила еси и славное звание великия княгини смиренно сложила еси; едино, еже есть на потребу, сие возлюбила еси, благодарственно гласом радования Богу поющи: Аллилуия.

Икос 8
Всю себе, яко Жениху, Господу Иисусу предавши, уподобилася еси мудрым девам, елеем добрых дел светильники своя исполнившим, и, бодрствующи, в радости сретила Его. Сего ради ублажаем тя сице:
Радуйся, небесных чертогов богоизбранная наставнице; Радуйся, обители горния преславная насельнице. Радуйся, многими добродетельми путь свой к небеси уготовившая; Радуйся, слезами, скорбьми и покаянием стези своя оросившая. Радуйся, глас Жениха Небеснаго всерадостно услышавшая; Радуйся, пира брачнаго жизни вечныя приобщившаяся. Радуйся, Божественнаго рая сладость вкусившая; Радуйся, света невечерняго приснотекущую радость восприявшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 9
Всякое плотское мудрование в себе упразднила еси силою Божественныя благодати, сораспявши себя Христу со страстьми и похотьми, добре в иночестве пожила еси; темже и была еси яко древо, насажденное при исходищих вод, приносящи мног плод Богу Жизнодателю, поющи: Аллилуия.

Икос 9
Вития многоглаголивая не возмогут изрещи твоя труды сокровенныя, подвиги и благодеяния, ими же угодила еси Богу, Прославляющему прославльших Его, Иже содела тя нарочитым сосудом благодати Своея, из него же преизливаются чудеса всем тя воспевающим:
Радуйся, Премудрости Божия житием своим проповеднице; Радуйся, благости Божией в человецех свидетельнице. Радуйся, любве Божия невредимое хранилище; Радуйся, милосердия Божия достохвальное приятелище. Радуйся, яко тобою славится Бог, дивный во святых Своих; Радуйся, яко тобою посрамляется отец лжи диавол. Радуйся, смирением своим Богом вознесенная; Радуйся, чистотою сердца своего Господом прославленная. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 10
Спасти хотя всякаго человека, великодаровитый Господь управи житие твое, преподобная мати Софие, и благослови твоя стопы исправити к деланию заповедей Своих. Ты же, яко благопослушливая раба Господня, в смиренномудрии познала еси волю Небеснаго Домовладыки Христа и исполнила вся заповеданная Им, воспевши с радостию: Аллилуия.

Икос 10
Стена необоримая бысть тебе всемогущий Покров Пресвятыя Богородицы, препобедила еси вся искушения духов злобы, облекшися в броню правды, и угасила еси разженныя стрелы лукаваго, вземши щит веры. Сего ради восхваляем тя сице:
Радуйся, Пресвятыя Богородицы усердная почитательнице; Радуйся, всечестнаго Покрова Ея неумолкаемое хваление. Радуйся, возлюбленная дщере Царицы Небесныя; Радуйся, ревностная печальнице пред Нею за вся единоверныя. Радуйся, смирению Девы Марии благочестне учившаяся; Радуйся, Ея святейшему послушанию неленостно последовавшая. Радуйся, всеблаженным Ея омофором во иночестве утвержденная; Радуйся, милостию Богородицы вся обеты монашества соблюдшая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 11
Пением чудес, от твоих молитв проистекших, утешаемся, о преподобная мати Софие, величаем твоя подвиги, их же неослабно понесла еси до последняго издыхания. Егда же скончала еси поприще земнаго живота своего, преселилася душею в небесныя жилища и тамо воспеваеши Царю царствующих хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 11
Светоприемную свещу славы Божия зрим тя, во тьме грехов наших светящую, и ко святей иконе твоей, надеющися на твое вспоможение, притекаем, и к раце мощей твоих с верою и любовию припадаем, воспевающи тебе таковая:
Радуйся, яко подвигом добрым подвизалася еси; Радуйся, яко течение земнаго жительства доблественне скончала еси. Радуйся, яко веру правую нелицемерно соблюла еси; Радуйся, яко в радость Господа твоего достойно взошла еси. Радуйся, жизни вечныя красоту узревшая; Радуйся, доброту неизреченную в селениих вышних обретшая. Радуйся, с чины ангельскими немолчно ликующая; Радуйся, со всеми святыми Бога Творца славословящая. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 12
Благодати чудо явила еси ныне: грех наших ради по многолетии судом Божиим попущеннаго запустения обитель сию Покрова Богородицы, юже во граде Суздали, твоим предстательством, праведная мати Софие, Господь паки возроди и дарова ю ищущим спасение, да вси благодарственно поют Богу: Аллилуия.

Икос 12
Поющи твоя новая чудеса, блаженная мати Софие, почитаем твою пречестную память, твоим бо непрестанным тщанием и небесными молитвами пред Престолом Божиим святая обитель, в ней же ты телом почиваеши, вновь созидается и милостию Царицы Небесныя новым стадом монашествующих обильно населяется. Поминающи твоя таковая благодеяния, приносим тебе песнь сию:
Радуйся, своим попечением обитель сию не оставившая; Радуйся, дерзновенным ходатайством пред Богом о ней болезнующая. Радуйся, яко твоим предстательством новыя свещи иночества зде возгораются; Радуйся, яко твоими молитвами токи благодати Божия заблудшия во граде Суздале к Церкви обращают. Радуйся, обители сия присная хранительнице; Радуйся, иночествующих в ней незримая наставнице. Радуйся, прибегающим к тебе в молитвах скорая помощнице; Радуйся, чудес многоразличных неоскудеваемый источниче. Радуйся, богомудрая мати Софие, прехвальная молитвеннице земли Суздальския.

Кондак 13
О, святая и богомудрая угоднице Божия, преподобная мати Софие, приими благодарственную песнь, тебе ныне возносимую недостойными устнама нашима. Не забуди молений и прошений всех, чтущих твое святое имя и с любовию ублажающих твою пречестную память. Не остави сию обитель нашу, но сохрани ю целою в часы бед и напастей, да вси вкупе сподобимся воспевати хвалу Богу Спасителю нашему, верою зовущим: Аллилуия.

Этот Кондак читается трижды, затем Икос 1и Кондак 1.

Молитва

О, прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сия от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный Чертог насладитися Христовы красоты. / Его же моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани // и подаждь душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4
Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к Незаходимому же Солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, постом же, воздержанием и молитвами, / показася равна Ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / и различная исцеления подаваеши, от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

Величание
Ублажаем тя, / преподобная мати наша Софие, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего. Свято-Покровский женский монастырь.

Copyright © 2015 Любовь безусловная