Главная · Обустройство · Мак-дугалл уильям. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям - Психологический словарь Уильям макдугалл введение в социальную психологию

Мак-дугалл уильям. Мак–Дугалл (McDougall) Уильям - Психологический словарь Уильям макдугалл введение в социальную психологию

Мак–Дугалл (McDougall) Уильям МакДугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) англоамериканский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св.Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894г. по 1898г. изучал медицину в госпитале Св.Фомы в Лондоне. В 1898г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э.Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901г. по 1904г. МакДугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904г. по 1920г., он преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э.Спирмен), в 1908г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology, 1905, и Body and Mind: A History and Defense of Animism, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920г. МакДугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г.Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, МакДугалл перебрался в 1927г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908г., когда вышла одна из важнейших его работ (An introduction to social psychology, L,1908, рус. пер. Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж.Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению МакДугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, изза расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К.Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт этот термин был в дальнейшем заменен МакДугалл на термин склонность представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида чтолибо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность(удивление) еще в 1908г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч.Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство с удивлением, драчливость с гневом, родительский инстинкт с нежностью. Критиковал теорию ДжемсаЛанге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивноэмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое эготическое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. МакДугалл один из начинателей социальнопсихологических исследований, ввел само понятие социальная психология (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The group mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, МакДугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927г. он, при участии Дж.Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая (The Frotiers of Psychology, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У.Олпорт, Г.А.Мюррей, Р.Б.Кеттелл, Ф.Лерш). Литература.

) - канадский политик, первый лейтенант-губернатор Северо-Западных территорий . Является одним из отцов канадской конфедерации - принимал участие во всех трёх конференциях, предваряющих её образование.

Биография

Уильям Макдугалл родился в семье фермера Даниеля Макдугалла и Ханны Мэттьюс в ферме на Янг-стрит . Он посещал школу в Торонто, а в 1837 году стал свидетелем событий у таверны Монтгомери во время восстания в Верхней Канаде . В 1840 году поступил в академию Верхней Канады в Кобурге, где получил либеральное образование по самым прогрессивным методикам своего времени. В академии преподавали выпускники университетов США, основной акцент был сделан на публичные речи, что повлияло на будущую карьеру Макдугалла .

Предположительно, в 1841 году он покинул академию и начал заниматься с адвокатом Джеймсом Херви Прайсом, который защищал интересы аграриев. Он поддерживал взгляды своего работодателя, а также помогал ему в работе в качестве комиссара по землям короны в правительстве Болдуина - Лафонтена (1841-1851 годы). В 1847 году Макдугал начал практику в качестве адвоката, стремясь заработать деньги для занятий журналистом, которые больше удовлетворяли его амбициям. В 1847 году он начал работать в журнале Canadian Agriculturist. В ходе работы Макдугалл со своим коллегой Джорджем Баклендом основали сельскохозяйственную ассоциацию Верхней Канады, которая привела Макдугалла в политику .

Первый раз женился в Торонто 3 мая 1845 года на Амелии Кэролин Истон. Известно, что у них было как минимум семь сыновей и две дочери. Овдовел в 1869 году. Повторно женился в Кобурге 18 ноября 1872 года на Мари Аделаиде Бити. У них было трое сыновей. В 1890 году Макдугалл вышел из движущегося поезда и повредил спину. Умер в 1905 году после долгой болезни, не оставив наследства .

Clear Grit

В 1848 году вышел законопроект о потерях в восстании, а уже в 1849 году недовольные реформаты, сформировавшие аграрное крыло Clear Grit, стали собираться в доме Макдугалла. Активисты крыла выступали за демократизацию канадской политики и идею ответственного правительства . В 1851 году созданный Макдугаллом журнал North American опубликовал политическую платформу течения, с долгосрочными и краткосрочными планами. Краткосрочные планы, которые включали упрощение легальных процедур, переход на десятичную систему валюты, улучшение качества общественных работ, были основным приоритетом Макдугалла и стояли выше политической солидарности. В это время журналист Макдугалл бросил вызов позициям газеты Globe , выпускаемой Джорджем Брауном .

Макдугалл пошёл на сделку, предоставив свой журнал правительству в обмен на представительство крыла в кабинете. Сторонники обвиняли его в отходе от своих взглядов, однако сам Макдугалл заявлял, что через несколько лет объединение провинций станет триумфом идей Clear Grit. Однако, вернувшись со всемирной выставки в Нью-Йорке в 1853 году он застал политическое крыло расколотым .

Политическая карьера

В середине 1850-х годов Макдугалл окончательно перешёл в политику. Он продал свой North American Брауну и перешёл в The Globe в качестве одного из авторов. Он баллотировался на выборах 1854 и 1857 годов, оба раза безуспешно. Только в 1858 году он стал членом законодательного собрания, заняв место Брауна. Он поддерживал его взгляды, был сторонником объединения Верхней и Нижней Канады, однако в 1860 году покинул газету из-за разногласий, связанных с выбором политического пути .

В 1862 году Макдугалла звали в гильдию в Верхней Канаде, но политическая активность не позволила ему заняться практикой. Вместе с тем, он удивил коллег войдя в кабинет министров Джона Санфилда Макдональда в качестве министра по землям короны. Будучи на посту до 29 марта 1864 года, он продавал земли для развития ферм, а также вернул индейцев на Манитулин , задав тон в отношениях с коренными народами .

Макдугалл стал частью большой коалиции и принимал участие во всех трёх конференциях по созданию Канадской конфедерации. В первом правительстве страны он стал министром общественных работ. В декабре 1867 года он представил ряд резолюций о присоединении к конфедерации Земли Руперта , что в дальнейшем послужило причиной его назначения на пост первого лейтенант-губернатора Северо-Западных территорий . Его методы управления привели к недовольству метисов и восстанию на Ред-ривер .

30 октября Макдугалл был доставлен в Пембину, где ему не дали объявить канадский суверенитет. Управление территорией было возвращено Компании Гудзонова залива , а Макдугалл вернулся в Канаду, чувствую себя преданным. Он возложил вину за своё беспомощное положение на Джозефа Хоуи, секретаря провинции .

Позднее принимал участие в установке границ между Онтарио и

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии.
Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии.
Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах.
В 1899—1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресо-ва пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних
работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юн-говскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий.
В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии.
В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения челове-
ка. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности.
Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, с точки зрения Мак-Дугалла, ϲам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его.
Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Итак, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый профессионально полагал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы».
По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Итак, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал.
В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания.
Естественным выражением инстинктов, с точки зрения Мак-Дугалла, являются эмоции.
Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства — чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с жен-ской робостью и ревностью, стадный инстинкт — с чувством принадлежности.
На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами.
Что касается переживания счастья, то оно, с точки зрения Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий.
В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «гор-ме» — «стремление», «желание», .«порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще.
Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, Итак, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение».
Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов.
В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии.
В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами.

Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию.
Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и ϲам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся.
После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются».
С точки зрения Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, — надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями.
Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха либо неудачи.

Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории — «горме» — движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

- БИОГРАФИЯ. ТРУДЫ, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ И РАЗРАБОТКИ.

Уильям Мак-Дугалл родился 22 июня 1871 г. в Ланкашире, в Англии. Он окончил среднюю школу в Англии, а затем учился в Германии. Поступив в Университет королевы Виктории, Мак-Дугалл окончил его в 1890 г., получив степень бакалавра. После этого он также изучал гуманитарные науки в Колледже Св Иоанна в Кембридже, окончил его в 1894 г. и отправился изучать медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. За время учебы он получил несколько ученых степеней, что свидетельствовало о многочисленных научных интересах. В 1899-1900 г. Мак-Дугалл принимал участие в Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива. В составе экспедиции он выполнял роль врача, а на островах проводил психологическую диагностику местных жителей. Вернувшись в Европу, он отправился в Геттингенский университет, где проходил стажировку у Г. Мюллера по проблеме цветового зрения. С 1901 г. он начал работать в физиологической лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, в это же время выходят его первые работы, посвященные физиологии мозга. В этих ранних работах по психофизике и физиологии Мак-Дугалл возродил юнговскую теорию зрительного восприятия и предложил решение проблемы психофизического дуализма в терминах теории поля, клеточных ансамблей и кибернетических понятий. В 1904 г. У. Мак-Дугалл стал преподавателем в Оксфордском университете, где читал курс ментальной философии. В 1908 г. ученый издал книгу «Введение в социальную психологию», в которой сформулировал основные принципы социального поведения человека. В этой книге он предпринял попытку связать различные методы психологии с психологией индивидуальности. Чтобы объяснить причины поведения человека, он применил понятие об инстинкте. При этом свою инстинктивную психологию он противопоставил теориям научения, и в частности представлениям Дж. Уотсона об инстинктах: навык, по мнению Мак-Дугалла, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. Под инстинктом он понимал прежде всего врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями и содержащее определенную последовательность, состоящую из процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом, это предрасположение заставляет человека воспринимать что-либо, испытывая при этом импульс к действию. Для того чтобы обосновать энергетическую основу психических процессов, У. Мак-Дугалл ввел такое понятие, как «витальная энергия», которой от рождения наделено каждое органическое тело. Ученый считал, что не только «запасы» этой энергии, но и ее распределение, и пути ее «разрядки» предопределены и зависят от инстинктов. При взаимодействии индивидов в группе, по его мнению, их витальные энергии вступают во взаимодействие, образуя «душу группы». По его мнению, инстинкты являются единственным существующим двигателем поступков человека, которые определяют его как существо социальное. Они являются детерминантами не только поведения человека, но и его сознания. Ни одно представление, ни одна мысль не может появиться без мотивирующего влияния инстинкта. Интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Таким образом, по теории Мак-Дугалла, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от этих бессознательных начал. В своей работе У. Мак-Дугалл выделил 12 основных видов инстинктов: бегство или страх, неприятие, любознательность, агрессивность, самоуничижение (или смущение), самоутверждение, родительский инстинкт (одним из проявлений которого является нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой, стадный инстинкты, а также инстинкты приобретательства и созидания. Естественным выражением инстинктов, по мнению Мак-Дугалла, являются эмоции. Так, например, инстинкту агрессивности соответствуют такие эмоции, как ярость и гнев, а инстинкту бегства - чувство самосохранения. Инстинкт продолжения рода связан с женской робостью и ревностью, стадный инстинкт - с чувством принадлежности. На этих основных инстинктах основываются производные социальные (создание семьи, торговля), а также процессы (например война). Большое значение Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, удерживающему людей вместе, следствием его является происхождение городов, преимущественно коллективный характер труда и досуга. Так называемое эготическое чувство ученый считал наиболее важным, поскольку оно связано с инстинктом самоутверждения. Несколько эмоций могут суммироваться в более сложные чувства, это обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами и обстоятельствами. Что касается переживания счастья, то оно, по мнению Мак-Дугалла, обусловлено гармоничным согласованием всех чувств и действий. В 1912 г. Мак-Дугалл издал книгу «Психология: изучение поведения», где отразил свою теорию инстинктов, эмоций и воли, которую он назвал гормической психологией (от греческого слова «горме» - «стремление», «желание», «порыв»). Он считал стремление к цели фундаментальным явлением, которое свойственно как животному, так и человеку, и трактовал «горме» как признак живого вообще. Впоследствии Мак-Дугалл распространил понятие «горме» и на неживую природу, охарактеризовав, таким образом, свою теорию как телеологическую. Именно с этих позиций он критиковал бихевиоризм за его недостаток телеологии, а позже с воодушевлением принял появление в некоторых бихевиористических концепциях термина «влечение». Во время Первой мировой войны Мак-Дугалл занимался медицинской практикой, которая была связана с излечением шоковых состояний. Эта его практика продемонстрировала, что теория Фрейда была слишком сильно сфокусирована на сексуальных и коренящихся в раннем детстве причинах неврозов. В 1920 г. У. Мак-Дугалл переехал из Англии в США, где стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете, получив место профессора. Через 7 лет он перебрался в университет Дьюка в Северной Каролине, где стал деканом факультета психологии. В книге «Групповое мышление», изданной в том же 1920 г., Мак-Дугалл связал психологию индивида уже с культурными или национальными психологическими структурами. Работая в университете, Мак-Дугалл столкнулся с парапсихологами Джозефом Райном и его женой Луизой. Он, в отличие от всех своих коллег, заинтересовался их исследованиями и взял чету ученых под свое покровительство. В 1927 г. совместно они организовали при университете Дьюка парапсихологическую лабораторию. Продолжая свои разработки в области инстинктивизма, Мак-Дугалл сделал попытку разделить понятия «чувство» и «эмоция». Он признавал, что и сам употреблял эти понятия без большой определенности, вообще же в науке они часто путаются, поскольку нет единого мнения об основах, причинах возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся. После длительной работы над этими понятиями У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что термины можно разделить на основе «их функционального отношения к целенаправленной активности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно разделяются». По мнению Мак-Дугалла, существуют две первичные формы чувства: удовольствие и страдание, которые в какой-либо степени определяют все устремления организма. Кроме этого, существуют еще и смешанные чувства, являющиеся смесью удовольствия и страдания, - надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Они возникают чаще всего после того, как удачно или неудачно осуществлены стремления человека, именно их люди обычно называют эмоциями. Подлинные же эмоции, считал ученый, не зависят от успеха или неудачи. Уильям Мак-Дугалл умер 28 ноября 1938 г. в Дареме, штат Северная Каролина. Он вошел в историю науки как основатель гормической психологии, делающей упор на энергетическую основу психических процессов. Основное понятие этой теории - «горме» - движущая сила интуитивного характера, реализующаяся в действии инстинктов. Теория социального поведения Мак-Дугалла стала основой для развития инстинктивизма как отрасли психологии и социологии.

Мак-Дугалл Уильям

(1871 - 1938) - англо-американский психолог, один из основателей социальной психологии (ввел этот термин в 1908 г.), автор концепции гормической психологии. Образование получил в Университете королевы Виктории (бакалавр, магистр, 1890), затем учился в Кембриджском ун-те (бакалавр гуманитарных наук, 1894; бакалавр медицинских наук, бакалавр химии, магистр гуманитарных наук, 1897). Одновременно, с 1894 по 1898 г., изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал в качестве врача группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил вместе с у Дж.А. Миллером научную стажировку у Г.Э. Мюллера в ун-те Геттин-гена в Германии по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 по 1904 г. М.-Д. -ассистент в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, где вместе с Ф. Гальтоном работал над созданием психологических тестов. Их исследования повлияли на развитие факторного анализа, который разрабатывал совместно с Сирилом Бартоном Ч.С. Пирс. Как и М.-Д., Ч.С. Пирс работал в это время в Лондонском университетском колледже. С 1904 по 1920, М.-Д. преподавал ментальную философию в Оксфордском ун-те. В 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности Physiological Psychology (1905) и Body and Mind: A History and Defense of Animism (1911), где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. М.-Д. переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберстига в Гарвардском ун-те. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, М.-Д. перебрался в 1927 г. в ун-т Дью-ка (Дарем, Северная Каролина), где стал деканом фак-та психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ (An Introduction to Social Psychology. L, 1908, в рус. пер.: Основные проблемы социальной психологии, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его гормической психологии как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основы. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913). Навык, по мнению М.-Д., сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения. Но его понимание инстинкта, из-за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренца. В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждений, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт - этот термин был в дальнейшем заменен М.-Д. на термин склонность - представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Т. о., это психофизическое предрасположение заставляет индивида что-либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально М.-Д. выделял 12 видов инстинктов: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательно-сть(удивление) (еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов), агрессивность (гнев), самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, т. к. внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина об эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство - с удивлением, драчливость - с гневом, родительский инстинкт - с нежностью. Критиковал теорию Джемса- Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент 10 История психологии 289 эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно-эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал, как наиболее важное, так называемое эготичес-кое, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. М.-Д. - один из зачинателей социально-психологических исследований - пытался дать научную интерпретацию процессам в социальных группах. Трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение - как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп (душа группы), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе (The Group Mind, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У.Джемс, М.-Д. имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г., при участии Дж. Райна, организовал в ун-те Дьюка первую парапсихо-логическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной, как и физическая (The Frotiers of Psychology, L, 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена множественной личности, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Ол-порт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттел, Ф. Лер-ши и др.). М.-Д. автор большого количества трудов, в том числе: Pagan Tribes of Borneo, v. 1-2, L., 1912; An Outline of Psychology, 1923; An Outline of Abnormal Psychology, 1926; Character and the Conduct of Life, L., 1927; Emotion and feeling distinguished / (ed.) Reymert M.L.; Feelings and Emotions, Worcester, 1928 (в рус. пер.: Различение эмоции и чувства// Психология эмоций. Тексты, М., МГУ, 1984); World Chaos, L., 1931; The Energies of Men: The Fundamentals of Dynamic Psychologyсти, L., 1932; Psycho-analysis and Social Psychology, L., 1936; Psychology: Study of Behavior, 1912, 2 ed., L., 1952. И.М. Кондаков

Уильям Мак-Дугалл

Мак-Дугалл (McDougall), Уильям (1871-1938) - английский психолог и философ. Врач по образованию. Мак-Дугалл считал стремление к цели фундаментальным явлением, свойственным как поведению животных, начиная с простейших (conduct), так и поведению человека (behavior). Он противопоставлял ассоциационизму и бихевиоризму Торндайка и др. концепциям в психологии и физиологии, исходящим из признания рефлекторной теории, «целевую психологию», которую Мак-Дугалл назвал «гормической психологией» (греч. - стремление, желание, порыв). «Горме» Мак-Дугалл толкует очень широко, как главный признак живого вообще. Он открыто характеризует свою теорию как телеологическую и сближает понятие «горме» с «волей» Шопенгауэра , elan vital (жизненный порыв) Бергсона и т. п. Затем Мак-Дугалл расширил свою виталистическую и телеологическую концепцию до масштабов философской системы, распространив понятие «горме» и на неживую природу.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 210-211.

Мак-Дугалл (McDougall) Уильям (22.6.1871, Ланкашир, - 28.11.1938, Дарем,США), англо-американский психолог. Основой психической жизни считал стремление - «горме» (греч. ορμή - стремление, порыв), отчего психология Мак-Дугалла часто называется «гормической». «Горме» трактуется как стремление к биологически значимой цели, обусловленное, по Мак-Дугаллу, особого рода предрасположениями - либо врождёнными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Сфера чувств в процессе своего развития у человека получает иерархическое строение. Ведущими становятся сначала несколько основных чувств, а затем при сложившемся уже характере одно центральное, называемое Мак-Дугаллом эготическим (от «эго», греческое «Я»), Понятие личности объединяет в себе характер как интегрированную совокупность волевых предрасположений (врождённых и приобретённых) и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых). Размышления над клиническим феноменом «множественной» личности натолкнули Мак-Дугалла на разработку идеалистической мета-психологической концепции личности, исходящей из идей монадологии Лейбница . Согласно этому, каждая личность представляет систему «потенциально мыслящих и стремящихся монад» («Я»), сходящихся на некоторой «высшей» монаде - «самости», которая через иерархию монад управляет всей психофизической жизнью человека.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Англии (Великобритании) (биографический указатель).

Исторические лица США (биографический указатель).

Сочинения:

Character and the conduct of life, L., 19272;

Body and mind, L., 1928;

The energies of man, N. Y., 1933;

An outline of psychology, L., ; в рус. пер.- Осн. проблемы социальной психологии, М., 1916.