Главная · Обустройство · Икона «Илья Пророк»: в чем помогает и какое значение имеет? Икона "Илья Пророк": фото, в чем помогает Написание мерной иконы.

Икона «Илья Пророк»: в чем помогает и какое значение имеет? Икона "Илья Пророк": фото, в чем помогает Написание мерной иконы.

Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия.

Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Так же через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).


Иконостас храма прп.Симеона Столпника на Поварской, г. Москва.
Иконостас церкви Преображения Господня, г.Люберцы , Московская область.

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Состав иконостаса: третий ряд - праздничный

В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включатся иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы».

Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения.

Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Состав иконостаса: четвертый ряд - пророческий

В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.

Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.


Иконостас Свято-Троицкого храма в Останкино , Москва.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырех-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Символика иконостаса

Возникновение алтарной завесы связано с устройством ветхозаветного Иерусалимского храма, где завеса закрывала Святая святых. За завесой находился Ковчег завета со скрижалями 10 заповедей. Только раз в году, в день очищения первосвященник входил во Святое святых с жертвенной кровью козла и тельца (Лев:16), прося у Бога очистить грехи народа. Деление христианского храма на алтарь, наос и притвор повторяет устройство ветхозаветного храма. Однако теперь алтарь - место совершения Евхаристии - стал доступен для человека. Апостол Павел называет завесу храма плотью Христа: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою» (Евр.10:19-20). Таким образом, благодаря искуплению человечества Христом, люди получили возможность входить в храм и Святое святых, то есть наос и алтарь.

Святой Николай Угодник и Илья пророк жили в разные времена. Их связывает покровительство над водной стихией, моряками и путешественниками. Считается, что Никола Чудотворец властен над всеми озерами, реками, морями, океанами с конца мая по второе августа. Остальное время все это находится во власти Ильи.

Обе личности почитаемы в православии. Им посвящена масса икон. Верующему человеку важно знать, что именно сделало этих людей святыми, почему Господь выделил их в Царствии Небесном среди других благочестивых христиан.

Илья пророк: жизнеописание и иконография

Илья родился за 900 лет до рождения Христа в Фесвии Галаадской. Его имя переводится, как «Бог мой - Господь». С юношества был ревностным праведником - придерживался всех постов, ежедневно проводил по несколько часов за молитвой.

Жизнь Ильи связана с периодом правления царя Израиля Ахавы, полностью подчинявшегося жене. Она решила утвердить культ Ваала, искоренить христианство. Все благочестивые люди были изгнаны из страны, а при дворе создали культ жрецов языческого бога. Илья родился, чтобы привести израильтян к покаянию, добиться прощения Господа, вернуть в Израиль истинную веру.

Нечестие царя достигло апогея. Тогда Господь обрек земли на голод, который должен был продолжаться три года. Ахав не раскаялся, убежденный, что истинный небесный царь - Ваал. Тогда Илья исполнил свою жизненную миссию. Он предложил жрецам спор: чей Бог быстрее отреагирует на жертвоприношение, тот является истинным. Все должны поклониться ему, а второго придать забвению. Неповиновавшиеся должны умереть. В этой схватке победил истинный Господь, Илья собственноручно казнил всех присутствовавших жрецов.

Летописи рассказывают о разных чудесах, сотворенных Пророком. Например, одна вдова не пожалела для него последней горстки муки и горшка масла. За это он сделал так, чтобы эти продукты никогда не иссякали у женщины. Также рассказывается о его умениях управлять водными стихиями. Это была не магия - все чудеса сотворены молитвами, так как Бог покровительствовал Пророку.

Илья не умер. Господь забрал его в Царствие Небесное на огненной колеснице.

Святыни, на которых изображен Илья

В старину всех пророков изображали одинаково: длинные седые волосы и борода, свиток со священным писанием в руках, плащ. На голове - нимб или просто головной убор. Иконы отличали по надписи на табличках, которые делали иконописцы. Естественно, за века многие указатели стерлись, потерялись. Поэтому многие иконы остаются загадкой: ученые спорят, кому они посвящены.

О чем просят Илью?

Часто к Илье обращаются земледельцы с просьбами о хорошей погоде, высокой урожайности, помощи при нелегком сельском труде. Также его считают защитником слабых, хранителем семейных уз. Пророк поможет сохранить брак, восстановить взаимопонимание между супругами. Холостые девушки просят святого, чтобы он послал достойного спутника жизни.

Николай Чудотворец родился почти через 1200 лет после Ильи. Приблизительный год появления на свет будущего епископа Мирликийского - 270 год после Рождества Христова. С детства проявлял интерес к богослужению: все свободное от школы время проводил при церкви, изучал священное писание, молился. Получив начальное образование, пошел чтецом в церковь, позже стал священником, читал проповеди. Помог ему родной дядя. Он увидел в мальчике необычную для столь юного возраста тягу к праведной жизни.

Николай продолжил свое образование в Александрии. Тогда это был научный и культурный центр Рима. Самые светлые умы стекались в этот город, чтобы иметь доступ к обширной библиотеке, развитым для своего время учебным заведениям.

Историки расходятся во мнении, как Николай стал епископом. Одни говорят, что это логичное продолжение духовной «карьеры». Другие утверждают, что его назначил духовный совет после того, как одному из его представителей пришло видение.

Тогда в Риме правил жестокий император, который издал указ о преследовании христианской веры. Николай несколько раз был несправедливо осужден за проповедование. Его приговаривали к пыткам, тюремному заключению, пытались заставить отречься от веры.

Моральный облик

Моральный облик Николая идеален с точки зрения христианства: он не грешен, живет по заповедям, проповедует, не отступается от своей веры даже в сложные времена, помогает ближним. Бог испытал Угодника не только лишениями, но и достатком. Его семья была хорошо обеспечена. После смерти родителей юноше досталось хорошее состояние. Он мог прогулять эти деньги, приумножить их, став зажиточным человеком, просто жить, управляя состоянием и практически ничего не делая. В любые времена так бы поступило 99% людей. Но Николай все свое богатство раздал тем, кто нуждается. Сам же ушел странствовать по миру.

Добродетель Чудотворец старался творить настолько скрытно, насколько возможно. Всем известна история о трех сестрах, которых он спас от рабства, подкидывая в дом мешочки с золотом для приданного. Отец девушек узнал о том, кто им помогает таким образом. Но Николай лишь попросил никому не говорить о содеянном. Ему не нужны были ни слава, ни деньги, ни благодарность. Человек просто творил богоугодное дело.

В епископском сане Николаем не овладела гордыня. Он не перестал помогать каждому ближнему, молиться за спасение их душ, прощение. За это весь приход любил и уважал Угодника.

«Пятна» на биографии: правда или вымысел?

Тот факт, что Николай стал святым, пришел в Царствие Небесное, говорит о том, что всю жизнь он творил богоугодные дела. Существует два спорных факта, о которых спорят ученые. Первый - пощечина на Никейском Соборе. Говорят, что Николай ударил человека, который высказывал крамольные мысли об Иисусе Христе, призывал изменить некоторые христианские каноны. Известно, что над Николаем проводился церковный суд. Но свидетельств о том, по какому поводу он был - нет. Ученые, изучающие историю православия, заявляют, что ни в одном упоминании о Никейском Соборе нет имени епископа Мирликийского. В то же время такое значимое событие (первый всеобщий сбор всего духовенства) описывалось сотни раз. Скорее всего, Николы там просто не было.

Второй случай - разрушение храма Афродиты в Мирах Ликийских. В писаниях сказано, что Николай сравнял его с землей, а все что осталось, развеял по ветру. Святой увидел, что строение - убежище демонов. Святителя обуял гнев, не на само здание, его значение, а именно на нечисть, которая там находится. На том же месте построена церковь, епископом которой стал Чудотворец. Что именно имеется в виду под разрушением - не совсем понятно. Археологи утверждают, что языческий храм действительно существовал, но уничтожен от землетрясения в начале нашей эры, примерно за 200 лет до рождения епископа Мирликийского.

Изображения святого

Святому Николаю Угоднику посвящена масса икон. На Руси они начали получать распространение вместе с Крещением. Многие мастера, выбравшие иконопись как основной род деятельности, изображали Николая.

Все святыни делят на три типа:

  • ростовые;
  • поясные;
  • житийные.

Для церковной истории особое значение имеют житийные святыни. В центре - поясное или ростовое изображение Николы, вокруг - сцены из его жизни (каждая называется клеймом). Выделяют три подтипа святынь: о детстве, о посвящении в духовные саны, о сотворенных чудесах и добрых делах.

Обычно Николу изображают с Евангелие в одной руке и застывшей в благословительном жесте другой рукой. Но существуют исключения, например, Никола Можайский. В правой руке он держит меч, в левой - город с православным храмом внутри. Николая по праву считают защитником христианских городов. Во многих оборонных крепостях раньше были целые кельи с его иконами. Это и вдохновило иконописцев на создание подобных изображений.

О чем молятся святому?

Чаще всего к Николаю обращаются со следующими просьбами:

  • защитить близких, которые находятся в путешествии, плавании;
  • помочь в дороге, уберечь от неприятностей;
  • помочь в учебе, получении новых знаний и навыков;
  • восстановить справедливость (Николай защищает всех слабых, оклеветанных людей);
  • помочь найти правильный духовный путь.

На самом деле не важно, кого просить о помощи. Главное, чтобы молитва была искренней, а на уме не было злых помыслов, желания зла другим людям.

Это две пророческие иконы, написанные в конце XVIII века по предсказаниям Авеля-Ясновидца.

Одни из них написана келейником провидца Авеля иконописцем Лазарем в марте 1796 года, за 8 месяцев до кончины Екатерины I. Пророчества размещены на полях иконы. Икона писана по заказу императрицы. После этого Авель вместе
с иконописцем был сослан в Петрокрепость, что на Ладоге.
На иконе изображено Рождество Богородицы (21 сентября).
Надпись слева и внизу:
"Рождество Пресвятыя Богородицы"

Слева: "В лето 5035 воссия деже на престоле чадо твое велиже творитися лета 4 и 4 месяца и дни 4 года".
Внизу:
"5263 взыде на престол имаше родивый благословенный по войне зело престрашней.
В год же 6019 прииде окончание мира сего тленнаго сугубо зело грешнаго бысть потому. Аминь"

Справа: "Во дни праздника Святыя иконы сия прииде до дар святых яко царь, двухкрат имя его, до дар святых".

Пророчество еще при жизни Екатерины II о времени царствования ее сына Павла Петровича сбылось день в день (4 года, 4 месяца и четыре дня).
Летоисчисление приведено от 5035 года. Если вычесть 1796 год - когда взошел на престол Павел I, разница в годах получается - 3239 лет.
Следовательно, нижнее пророчество о приходе на престол Царя благословенного по войне зело престрашней (гражданской): 5263 - 3239 = 2024 год.
Далее - пророчество о конце Света: 6019 - 3239 = 2780 году. Что-то очень долго.
Последнее - об имени Царя: 21 сентября придет Царь "двукрат имя его до дар святых".
Двое святых из рода Романовых, прославленных РПЦ З - это Михаил Никитич Романов, скончавшийся мученической смертью в 1602 году, дядя первого царя из Дома Романовых.
Николай II подготовил документы для его канонизации на Соборе 23 марта 1917 года, а также - Павла I, помешала февральская революция, и Михаил II Александрович, младший брат последнего царя. Церкви наши, объединившись в 2008 году, скоро приведут в порядок сонм святых, канонизированных в разное время.

Небольшое пояснение. Даты писаны странным образом, сейчас так не пишут. Можно и так - и так расшифровать.
Толкование их, поэтому, затруднено. Либо 214 лет назад были иные правила написания дат, либо Авель сознательно не хотел раскрывать пророчества, тем более - конца Света: Сам Иисус Христос не раскрывал этот час, говоря, что об этом знает только Его Отец.

Первая икона написана иконописцем Лазарем по просьбе Павла I по пророчеству ясновидца Авеля о последнем царе.
Послание Павла I гласило: "Моему потомку Николаю, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти".
К посланию была приложена эта икона, написанная в мае 1798 года, за 70 лет до рождения Николая II.

ВОПРОС ИЗ "ГОСТЕВОЙ"

Матушка Александра! Дай Бог Вам силы и здоровья!

Вопросы по поводу икон. Где они находятся? И почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы? На иконе с ликом святого Николая есть маленькие изображения, я могу лишь догадываться о каких событиях идет речь, да к тому же плохо знаю символику. Раскройте смысл каждого, пожалуйста, было бы очень интересно услышать. На первой и второй фотографии видны как будто монеты с изображением в профиль НиколаяII. Что это?

Некоторые разъяснения есть в рубрике "Вопрос - Ответ" от 15.06. 03-21.

"На старинной иконе, написанной в 1798 году по свидетельству монаха Авеля изображен Николай II - абсолютная копия любого его портрета, над головой - надпись: "Великомученик Николай". Икона писана за 70 лет до рождения нашего Царя. Икона пророческая, по полям - житие нашего царя и история монархии в России.

Плохой снимок, но видно, как царь отдает корону (слева), как его расстреливают (третье изображение) и, последнее - внизу надпись: "захоронен в неизвестном месте".

Пророк Авель предвидел всё".

" Почему слова предсказаний написаны именно на иконе Рождества Богородицы"?

Внизу на иконе написано, что будущий царь явится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.е. 21 сентября.
Поживем - увидем. Там еще написано: по войне зело престрашней", то-есть гражданской. Это - в последнее десятилетие из дарованных нам Господом на покаяние 110-и лет (за каждого убиенного в Ипатьевском Дворце по 10 лет).
По другим предсказаниям - раньше, в 14-ом году, как и задумали наши президенты, что бы о них не говорили брызгающие слюной на всех от собственного бессилия и злобы.

Теперь относительно иконы, завещанной Павлом I вместе с посланием "Моему потомку, в день Иова Многострадального родившегося, вскрыть в сотую годовщину моей смерти".Она не была уничтожена. Большевики, не зная пророчеств и не придав ей особого значения, продали ее в частную коллекцию.
Так она три раза переходила из рук в руки, пока не умер пять лет назад в Москве последний коллекционер.
Его обокрали, и через питерскую таможню попробовали вывезти заграницу. (Показывали по телевизору).
Их поймали, иконы конфисковали, позвонили в антикварный магазин (угол Литейного и Владимирской в Питере) и предложили владельцу приехать с экспертом в таможню.
С их стороны тоже был эксперт - сговаривались о допустимых ценах.
Определили срок написания этой иконы - конец XVIII века. А вот относительно стоимости ее - пожали плечами. По их мнению это была икона-фантазия. (Позволяли раньше богатые себе тогда такую роскошь).
Выставили в продажу за бросовую цену - никто ее покупать не захотел.
Тогда-то и вспомнили о Царской Часовне.

На полях иконы, на которой явно просматривается лик Николая II и надпись: "Великомученник Николай" (икона начертана за 70 лет до рождения Царя), символические изображения монархии в России. Справа - всадник на коне - символизирует победу в войне 1812 года, слева - у полевых шатров, какими они были в то время, лежит поверженный воин. Это - проигранная Первая Мировая война.
Далее - в левом нижнем углу - Царь отдает корону СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЮ.
Это пророчество о том, что именно духовенство в начале двадцатого века было повинно в падении монархического строя.
Именно они уже на третий день после непродуманного действия последнего нашего царя Михаила II Александровича (отдал всё на усмотрение законодательного собрания, которое так и не было созвано) начали на литургии вместо "Боже, царя храни", возглашать "Боже, храни благочестивое Временное Правительство", кстати, всё сплошь масонское (на сайте приводились их подлинные фамилии). По уставу же они должны были провозглашать здравницу грядущему царю из царствующего рода "его же имя Ты, Господи, веси".
А Россия тогда была на 70 % крестьянская (70% населения жили в селах и деревнях). Радио и телевидения не было, крестьянам не до газет было, потому все новости получали от священников.
Тогда 5(18) марта (шел Великий Пост и все собирались в церкви) народ был потрясен известием, что царя уже нет, нет и монархии, что надо молиться за благочестивое Временное Правительство.
Священники деловито всем объясняли, что царь был слабый, Кровавый, довел Россию до войны, теперь наступает новая жизнь без эксплуататоров (взято из воспоминаний прихожан Псковской губернии).

Блж. Паша Саровская и преп. Серафим Саровский завещали Николаю II самому отречься от престола. Это самое и изображено на иконе за 119 лет до этого грустного события. Внизу надпись: "Предательство".

Последнее изображение - могила. Под ним надпись: "Захоронен в неизвестном месте".
Место действительно надежно скрыли. И сейчас многие со сладостным упоением поют о "лжемощах", попирая здравый смысл.

Относительно монеток. Они бездумно были приклеены мною к старинной иконе, теперь их невозможно снять, не потревожив верхний слой.

Третья пророческая икона.

Преподобный Иоанн (Максимович) Шанхайский (30 (17)октября 1962 года):" В этот день преподобномученика Андрея в России люди с радостным чувством собирались благодарить Господа за чудесное спасение Государя Александра III в Борках 17 октября 1888 года. Во время егопутешествия произошло страшное крушение поезда. Все вагоны были разбиты, кроме одного, в котором находился Царь со своей семьей.
После спасения Царской Семьи в Борках была начертана "Сохранная икона" с изображением святых, имена коих носили Члены Царской Семьи".

Эта икона - пророческая.
Обратите внимание: на иконе на красном фоне - часть Сохранного псалма 90: "Яко ангелом Своим заповесть о тебе, сохраните тя во всех путех твоих". Далее в псалме: "Яко на Мя упова, и избавлю и; покрыю и, яко познав имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое"

Кто из святых, изображенных на иконе, уповает на Господа?
Это святые второго сына Александра III Георгия, Ксении, императрицы Марии Федоровны, императора Александра III, его младшей дочери Ольги. Они все умерли своей смертью. Дольше всех жила Ольга: ее святая больше всех уповает на Господа: тянет к нему руки. А Георгий Победоносец практически лежит в ногах Спасителя, так известно, что Георгий умер раньше всех своих братьев и сестер: в 1899 году от скоротечной чахотки.
Не уповают на Господа Николай Чудотворец и Михаил Тверской: Николай II и его брат Михаил были убиты. Но Господь указывает на них: они прославлены в лике святых (Михаил прославлен РПЦЗ в 1981 году как мученик. Сейчас Церкви объединились, будем надеяться, что наш Патриарх наведет здесь порядок. Будем молиться).
Икона большая: 1,5 х 2 м. На ней ясно видно, что Александр III и Михаил (в лице своих святы) изображены в Царских мантиях. А известно, что официально последним царем у нас был Михаил II Александрович (см. тему: "Из истории Монархии в России: Государи Дома Романовых).
Михаил Тверской никогда не изображался с мечом (как и в мантии), на иконе он небрежно отставил в сторону меч. Остается предположить, что это схематечное изображение скипетра, который он не принял 15 марта 1917 года.
Но больше всего потрясает поза Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая II. Это поза священника на литургии. После покаяния (исповеди) следует Херувимская песня. Открываются Царские Врата, там спиной к нам с распростертыми руками священник читает так называемую "тайную" молитву. Смысл ее в том, что священнослужитель, обращаясь к Господу, просит простить покаявшимся прихожанам их грехи, которые он отпустил им.
Смысл однозначен: если мы принесем покаяние за нарушение Соборной Клятвы 1613-го года, наш Святой Царь будет просить Господа простить нам этот страшный грех, а уж сам он нам простил его, еще будучи в заключении в Тобольске, о чем писала его старшая дочь Ольга: "Отец просит передать всем..., чтобы не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится..., и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь". Икона написана не канонически: внизу ланшафт с крушением поезда и черным дымом, который восходит к небесам.

Именно это обстоятельство спасло икону от сожжения в январе 1918 года. Икона названа была "Сохранной" и находилась в Александровском Дворце Царского Села, в Домашней Церкви.
Она была выполнена в серебрянной ризе с золотым оформлением. Ленин в начале 18-го года приказал "раздеть" дорогие царские иконы, золото и серебро переплавить: в стране был голод. Но приказано было не трогать эрмитажные вещи, которые можно было продать зарубеж.
Последний царский духовник Александр Васильев был вызван во Дворец, чтоб показать аналлойные иконы. Когда его привели, Сохранная икона была уже "раздета" и выброшена на улицу для сожжения.

Отец Александр услышал разговор красноармейцев, которые боялись по незнанию переплавить эрмитажные вещи. И священник понял, как можно спасти икону.
"А вы бросили сжигать картину из Эрмитажа". Бандиты перепугались: за это грозил расстрел. Принесли с улицы икону. "Где вы видели на иконе надписи и цифры, где вы видели разрушенный задымленный поезд? Это картина!".
Красноармейцы попросили привести ее в надлежащий вид и, если его спросят, сказать, что не знает, кто ее сломал.
Он отнес икону домой и отдал сестре. Его через два месяца расстреляли.

Счастливое избавление любимой народом Императорской Семьи от гибели было воспринято народом как чудо. Это произошло в день памяти преподобного мученика Андрея Критского и ветхозаветного пророка Осии (Избавителя). Во имя их были построены десятки храмов по всей России. Тогда еще никто не знал, что от ушибов, полученных в тот день, у Александра III разовьется болезнь почек, от которой он умрет через шесть лет.

Семья Императора Александра III

На месте крушения поезда в память об этом событии по проекту академика архитектуры Марфельда были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. Часовню воздвигли на том месте, где находился вагон-столовая, из-под обломков которого вышли невредимыми члены Царской Семьи. Состояла она из двух ярусов - наверху четырехгранная башня с золотой главой и крестом, внизу уходящее в глубь железнодорожной насыпи помещение для совершения богослужения.

В Покровском храме Мариенбурга (близ Гатчины), выстроенном в память чудесного спасения Царской семьи при крушении поезда у станции Борки, замироточила икона "Взыскание погибших". Это произошло 17 февраля 1994 г., в канун празднования этой иконе. Сначала из ока Богоматери истекла тонкая светлая струйка, затем слезы потекли одна за другой, потом появились три полоски мира от левого плеча. Позже замироточила вся поверхность иконы. Чудо продолжалось около двух месяцев. Сама икона также написана в память избавления от гибели Императорской семьи.

Позже храм и часовня были переданы в ведение министерства путей сообщения. Было создано особое попечительство, призванное заботиться о состоянии храма. На средства железнодорожных обществ, за счет пожертвования служащих и частных лиц были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная безплатная библиотека имени Императора Александра III. Впоследствии на протяжении многих лет Император приезжал сюда во время пасхальных празднеств.

В советское время храм был взорван, а часовня повреждена и более 50 лет простояла без купола. В 2003 году при содействии Управления ЮЖД часовня была восстановлена.

Часовня Нерукотворного Спаса.

Ежегодно православные и все те, кому дорога наша история и традиции, собираются на Спасовом Ските, дабы прикоснуться к этому святому месту, ощутить его величественный дух, и почтить памятный день, когда Господь Вседержитель неизреченною силою Своею чудеснейшим образом избавил от гибели Помазанника Своего, Императора Всероссийского с Семьею, а вместе с ними и весь верноподданный народ!

30 октября 2008 года около 200 православных христиан не только из Харькова, но и с Крыма и других городов Малороссии и России, прошли Крестным ходом к Спасову скиту. Крестный ход шел с иконой святаго Царя Мученика Николая, которая обошла месяц тому назад вокруг города Харькова, постоянной Иисусовой молитвой «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас!» и имперскими знаменами.

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») - в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания. закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Мерная икона

Мерная икона - это икона, написанная на доске в размер (мерку) человека на момент его рождения. На мерной иконе изображен тезоименитый святой, то есть святой покровитель, имеющий то же имя, что и владелец иконы. Тезоименитым (тезоименным) святым является святой, в честь которого во время Таинства Крещения священник нарекает имя. Часто, в случае, когда родители знают заранее имя святого, которое будет дано их ребёнку, икону заказывают и пишут ко Дню Крещения. Она может стать подарком на всю жизнь от близких родственников или крёстных родителей (восприемников) ребёнка. Во время таинства крещения священник может положить образ на аналое и разместить рядом с купелью, тогда, во время троекратного обхождения вокруг купели, крещаемый и восприемники обходят также и вокруг иконы. Так в начале духовной жизни человека принимает участие его святой небесный покровитель. В самом же таинстве крещения икона не участвует и её присутствие необязательно.

Иногда человек не знает, в честь какого святого ему дано имя. В этом случае, по древней традиции, тезоименным святым считают святого с тем же именем, чьё празднование ближайшее ко дню крещения (если же день крещения неизвестен, то ко дню рождения) этого человека. Также часто тезоименным святым считают соименного святого, почитаемого в семье, вне зависимости от времени празднования именин. Этого святого и изображают на мерной иконе. В древности мерную икону заказывали новорожденным детям, но в XXI веке из-за того, что в определённый период российской истории традиция была утрачена, часто пишут такие иконы в качестве духовного наставления отрокам, отроковицам, молодым и юным мужчинам, девушкам. Иногда также пишут и взрослым людям в знак особого уважения к прожитой ими с момента рождения жизни и совершённым хорошим делам и поступкам. В исключительных случаях (приход к Богу, принятие Таинства Крещения, чудесное исцеление) взрослые люди такую икону заказывают и пишут сами для себя.

Следует помнить, что мерная икона - это, в первую очередь, образ святого покровителя, которому следует молиться, а не оберег, амулет или талисман, который сам по себе, одним фактом существования должен оберегать человека.

История мерной иконы

Появление мерных икон связано с тем, что православные христиане всегда старались быть как можно ближе к духовному миру, и поднимались к Богу, обращаясь к Нему в молитвах; и также приближали к себе Угодников Божиих, чьи молитвы всегда услышаны Господом. Особенной любовью и почитанием всегда пользуется тезоименитый (изображаемый на мерной иконе) святой, и День его Памяти (День, когда Православная Церковь поминает этого святого) называется «именинами» и всегда отмечается. Обычно в этот день ходят в церковь на Божественную Литургию, принимают участие в таинстве Евхаристии, которое соединяет с Богом. У иконы со своим святым покровителем зажигают лампаду, свечи, ставят цветы, или иным образом украшают образ: в сёлах часто кладут расшитые вручную рушники и салфетки.

Троекратное обхождение вокруг Купели и мерной иконы, лежащей на аналое

До революции мерные иконы писали сразу после рождения младенца. Изготавливая досочку, на которой будет изображён святой в размер новорождённого человека, родители хотели приблизить тезоименного Покровителя к беззащитному малышу, доверить жизнь маленького человека его святому наставлению и оградить от злых сил. Оберегая своего младенца, на мерной иконе также стали изображать святого Ангела Хранителя, который охраняет человека в течение его жизни. Он изображается с крыльями как сущность тонкого, невидимого людям мира. В руках Ангела Хранителя Крест - оружие духовного мира, в знак того, что он посланник Иисуса Христа и меч, которым Ангел защитит своего подопечного в мире физическом.

Написание мерной иконы

Изготовление иконы всегда было очень дорогостоящим, в том числе написание мерной иконы, поскольку её размер изначально приравнивался к размеру ребёнка - а это значительный размер для рукописной иконы. Поэтому в прежние времена мерные иконы были не во всех православных семьях, а только у людей знатных родов: царственных особ, дворян, крупных купцов. Отдавая дань почитаемым святым, часто соответственно традиции своего времени, мерные иконы украшали драгоценными камнями, окладами, жемчугом, помещали для лучшей сохранности в киот. Всю жизнь мерная икона была рядом с человеком, для которого она создана. После смерти икона оставалась в домашнем иконостасе семьи или передавалась в церковь, в которой молился хозяин иконы или которую посещают его дети. Многие мерные иконы царственных особ находятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Святые, изображаемые на мерной иконе

Стараясь усилить заступничество Божественных сил, на мерных иконах часто изображают второго святого покровителя, который празднуется в день, когда родился человек. Если же день рождения совпадает с празднованием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы или иным Православным праздником, изображают и этот сюжет как Покровительный, ведь мы не выбираем День своего Рождения - он дан Богом. В этот знаменательный и единственный для каждого человека день празднуются события Священной истории.

На полях мерной иконы часто бывают изображены святые покровители родителей или крёстных, иногда бабушек и дедушек или других близких родственников, которые желают, чтобы и их тезоименные святые охраняли маленького человека, а также, чтобы и он сам, на протяжении всей жизни, предстоя в молитве перед образом, вспоминал своих близких, чьи покровители изображены здесь.

По желанию заказавших мерную икону, на её полях, могут быть написаны почитаемые святые, в опекунстве которых, по их мнению, нуждается новорожденный. Часто изображают святого Николая Чудотворца, которому молятся о семейном благополучии и Сергия Радонежского, которому молятся о помощи в учёбе. Если ребёнок родился слабый здоровьем, то пишут целителя Пантелеимона.

Над тезоименным святым в ковчеге иконы или на верхнем поле, может быть написан Благословляющий Господь или Нерукотворный Убрус - для мальчика; и Знамение Пресвятой Богородицы или Её Покров - для девочки. Изображать тот или иной сюжет на мерной иконе может стать со временем семейной традицией вне зависимости от именин или дня рождения ребёнка. Так, на мерных иконах царственной семьи, всегда писали образ Пресвятой Троицы.

Начиная разговор о пророческом служении - а оно буквально пронизывает весь Ветхий Завет, то есть всю историю рода человеческого от момента творения до явления в мир Единородного Сына Божия, - следует сразу сказать, что при всем многообразии этого служения, при всем многообразии истин, открытых через них Богом, все пророки возвещали об одном - о спасении. Апостол Петр говорит об этом так: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1:10–12). Это общее для них свойство нашло отражение и в иконографии, которая представлена большим и разнообразным количеством памятников, древнейшие из которых относятся к VI в. (мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне). Церковное почитание их началось еще раньше, уже в эпоху равноапостольных Константина и Елены, когда в Константинополь были перенесены мощи некоторых пророков. Но формирование иконографии относится к периоду более позднему - к XI-XII вв.

К этому времени относятся все знаменитые памятники, в которых можно найти изображение пророков, говоривших в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3) - мозаики и фрески Осиос Лукас в Фокиде (1030-1040 гг.), Софийского собора в Киеве (того же времени); мозаики монастыря Неа Мони на о. Хиос и церкви Успения Богородицы в Нике (середина XI в.), каппадокийские мозаики храмов Эльмали Килисе и Каранлик Килисе в Гереме, мозаики собора монастыря Дафни в окрестностях Афин, росписи монастыря Велюса в Македонии (конец XI в.), мозаики собора Сан Марко в Венеции (начало XII в.), мозаики собора в Монреале (Сицилия, XII в.) и другие.

Толкования на книги пророков принадлежат преподобному Ефрему Сирину, святителю Кириллу Александрийскому, блажному Феодориту Киррскому; памятники гимнографии - святителю Герману Константинопольскому, преподобным Иоанну Дамаскину и Феофану Исповеднику.

Первое упоминание пророческого служения в Священном Писании касается Авраама - Господь во сне говорит о нем Авимелеху, царю Герарскому:он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив(Быт. 20:7).

Но православная традиция начинает счет пророков с Боговидца Моисея - он больше, чем пророк:Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7:1); И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Втор. 34:10–12).

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху - ефод,т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове - покрывало, на ногах - сапоги. В руках у него - жезл и две скрижали с 10 заповедями». Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11). Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1). Существует традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений - об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь». Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины - горевшего, но не сгоравшего куста, «предузнал тайну» будущего материнства и девства Божией Матери (Исх. 3:2). Свт. Андрей Критский в указанном выше творении приводит перечень ветхозаветных прообразов Божией Матери: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее - Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей…»

Одно из ранних пророчеств о Рождестве Христовом принадлежит пророку Валааму (книга Чисел), но более и яснее всего тема эта раскрыта Исаией, которого даже называют ветхозаветным Евангелистом. Именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14).

Далее (Ис. 8) в своих пророчествах Исаия подробно говорит о чудесном Младенце, который родится от Девы: Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог… Младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Великими принято именовать пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Кроме них Ветхий Завет содержит еще 12 книг малых пророков - так они называются потому, что их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Так, пророк Михей записал известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. И ты,Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Мих. 5:2).

С появлением и развитием высокого иконостаса, примерно с XV в., в его состав вошел т. н. пророческий ряд. Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. - образ Богоматери «Знамение». До XVI в. пророков изображали поясными, позднее - в полный рост. Богоматерь писали сидящей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Конечно, появление в иконостасе целого чина пророков (равно как и упоминание чина пророческого в 8-м члене Символа веры, установленное отцами II Вселенского Собора) - несомненное свидетельство того, что Церковь видела в пророческом служении не только историческое явление, но и непреложный компонент спасения человека в Церкви. Исторически понятие пророческого служения претерпевало изменения, но важность этого призвания не вызывала сомнений.

Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется Жезлом от корня Иессеева. Вот как описывает его иконописный подлинник: «типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда - хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) - паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 - Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 - монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 - там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 - Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 - монастырь Дафни, около 1100 г.). Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»

Давид - второй царь израильский, создатель могущественного государства, жил в конце XI - начале X вв. до Р. Х. История Давида изложена в 1 и 2 книгах Царств. Давиду Священное Предание усвояет авторство Псалтири; он поставил Скинию на горе Сион в Иерусалиме и перенес туда Ковчег Завета (2 Цар. 6:1–17). В сознании последующих поколений еврейского народа с его личностью и потомством связывались эсхатологические представления о идеальном царстве «будущего века» и о помазаннике Божием из рода Давидова - Мессии, который спасет народ избранный и воссядет на престоле этого царства. Максимально полное раскрытие и развитие эти представления получили в пророчествах Исаии. Христианские авторы, начиная с евангелистов, прямо связывают образ царя Давида с Христом. В Евангелии от Матфея представлено родословие Христа по Иосифу, обручнику Девы Марии, восходящее к отцу Давида Иессею, - «древо Иессеево» (Мф. 1:1–17). К Давиду восходит и родство Самой Марии, о чем сообщает апокрифическое Протоевангелие Иакова (глава 10). Христос именуется сыном Давидовым (Мф. 1:1). К сонму пророков Давид причисляется как личность, прообразующая Христа, и как автор Псалтири.

Как мудрец и пророк, Давид появляется в ранних иллюстрированных рукописях Псалтири, где его изображали между аллегорическими фигурами Премудрости и Пророчества; такова, например, миниатюра из Псалтири Х в. из Национальной библиотеки в Париже. Над-писание «пророк» сопровождает многие изображения царя Давида в миниатюрах иллюстрированных псалтирей IX в. В книжной миниатюре существуют два основных типа иконографии Давида: юноши-пастухас музыкальным инструментом или пращой, и другой - царя и псалмопевца, средовека или старца; атрибутами являются либо музыкальный инструмент - псалтирь, либо пророческий свиток. Изображение Давида-царя, увенчанного короной, в составе пророческого чина появляется не позднее VI в. Погрудное изображение царя Давида, занимающее центральное положение в группе пророков, можно видеть в мозаике апсиды базилики святой Екатерины на Синае 551/552 г. Оно расположено в центре пояса медальонов, непосредственно над фигурой Иисуса Христа в сюжете Преображения. Такое расположение фигуры Давида указывает на его выдающееся значение, здесь он является своего рода замковым камнем, связующим всех пророков, и великих и малых, в единый лик или чин.

В послеиконоборческий период фигура Давида в царском облачении с развернутым свитком в руках регулярно включается в число изображений пророков, занимающих верхние зоны росписей храмов. Таковы фрески каппадокийских храмов Каранлик Килисе и Эльмали Килисе в Гереме XI в., мозаики Дафни, около 1100 г.

В пророческом чине также изображают пророка Соломона - обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества: «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)» (Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Ее Успения, а также на Воскрешение Лазаря. Иной текст находим в мозаике Дафни: «Господи Боже Израилев, несть якоже Ты Бог на небеси горе и на земли низу» (3 Цар. 8:23). В памятниках XI-XII вв. встречаются цитаты и из других источников: «Сыне, храни законы отца твоего» (Притч. 6:20 - Чефалу, Сицилия, XII в.); «Сын премудрый веселит отца» (Притч. 10:1); «Отрока Господня себе именует» (Прем. 2:13 - Монреале, Сицилия). Сын Давидов и строитель храма, с которым христианская мысль ассоциировала образ земной Церкви, созданной Христом - Премудростью Божией. Соломон предстает как прообраз Христа.

Как изображали четырех великих пророков?

Пророк Исаия, по иконописному подлиннику, «типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его - одно волосяное вретище (т. е. как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил», еже есть сказаемо «с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка - паремия на Рождество Христово. Аналогичный текст на свитке Исаии в росписях храмов в Гереме (Каппадокия, XI в.), мозаики Палатинской капеллы в Палермо (середина XII в.), Мартораны, Монреале (оба - середина XII в.). Иные тексты встречаются в мозаиках монастыря Дафни: «воссияет Бог в совете со славою на земли» (Ис. 4:2); в Сан Клементе (Рим, около 1128 г.): «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1); в монастыре Иоанна Златоуста на Кипре (конец XI в.): «Воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех» (Ис. 26:19); в монастыре св. Неофита на Кипре, в слое росписи конца XII в.: «Той же язвен бысть за грехи наша» (Ис. 53:5). Пророк Исаия - первый из четырех великих пророков, чьи писания оказали огромное влияние на православную богословскую мысль. Библейское предание отводит ему место в истории Иудейского царства VIII в. до Р. Х. Исаии в храме является Господь Саваоф в окружении серафимов (Ис. 6:1–7), он предсказывает рождение Сына Божьего - Эммануила от Девы (Ис. 7:14). Согласно его пророчеству, Эмманиул - Мессия, родословие которого восходит к Иессею, отцу царя Давида (Ис. 11:1), Своими страданиями искупит грехи народа избранного (Ис. 53–56), чтобы после Суда воцариться в обновленном мире. Толкования на книги Исаии писали святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский. Память Исайи в древних синаксарях отмечается 9 мая; в этот день празднование ему происходило в церкви святого Лаврентия близ Влахерн, где хранились мощи пророка. Они были перенесены в Константинополь при императрице Пульхерии между 443–457 гг., а затем был построен и особый храм в честь пророка.

Пророк Иеремия: «Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, не длинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица». Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: «Се Бог наш, и не приложится ин к Нему», по Синодальному переводу: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), то есть «Се Бог наш, и нет Бога иного» - исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным. Память пророка совершается 1 мая. В стихирах и каноне Иеремии Богоявленному содержится немало подробных биографических сведений, ведь сам пророк больше, чем кто-либо другой из пророков-писателей, сообщил о себе, а собиратель его речений (видимо, это был пророк Варух) присоединил к ним биографические разделы. Второй из четырех великих пророков Иеремия родился в середине VII в. до Р.Х., побит камнями в 585 г. Помимо книги его пророчеств, Ветхий Завет содержит книгу Плач Иеремии. В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. Основная направленность пророчеств Иеремии и Варуха связана с обличением неправедности народа Израилева и с призывом к восстановлению его былого благочестия и святости через принесение жертвы искупления и заключения Нового Завета с Господом (Иер. 30–32). В отличие от других пророков - Исаии, Иезекииля, Малахии, - Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица.

Пророка Иезекииля изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток: «Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти» (Иез. 44:2). Текст свитка - паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими. Аналогичный текст на свитке Иезекииля находим в мозаике собора Сан Марко (около 1230 г.). Из других текстов назовем: «И постави мя Господь среде поля; се же бяше полно костей человеческих» (Иез. 37:1) в росписи Токали Килисе в Гереме (Каппадокия, Х в.); «Сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших» (Иез. 37:12) в росписи монастыря Коутсовендис на Кипре (конец XI в.). Встречаются также тексты пророчеств, заимствованных из книг Исаии и Варуха: «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1) - мозаики Монреале, Сицилия (после 1183 г.); «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» (Вар. 3:36) - мозаики Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1140-е гг.).

Пророк Даниил на иконах всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка - это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами - знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой. Штаны, высокие сапоги. Надпись: «Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ» (Дан. 7:9). Другой текст: «Се, аки подобие Сына Человеча прикоснуся устнам моим» (Дан. 10:16). Имя Даниил означает «Судья Божий», «открывающий волю Божию». В книге пророка Даниила он именуется Валтасар (Дан. 1:1–4).

Изображения малых пророков известны и по миниатюрам рукописей, и по храмовому убранству.

Пророка Аввакума изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью: «Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона. Аналогичный текст на свитке пророка имеется в мозаике собора Сан Марко в Венеции (XII в.) В мозаике Дафни (около 1100 г.), и Монреале в Сицилии (после 1183 г.) на свитке пророка Аввакума приведен текст предыдущего стиха: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Авв. 3:1). А в Эльмали Килисе в Гереме (Каппадокия XI в.) - текст из книги пророка Иеремии: «Еда Бог близ сущий Аз есмь, рече Господь, а не Бог издалеча» (Иер.23:23).

Седовласым старцем было принято изображать другого малого пророка - Малахию. На его свитке встречается надпись: «Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его» (Мал. 3:1–2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа. Таков текст на мозаике собора Сан Марко (Венеция, XII в.), а также в мозаиках Дафни (около 1100 г.), в росписи Кранлик Килисе в Гереме (XI в.), в мозаиках Монреале (Сицилия, после 1183 г.). Малахия - последний из малых пророков в порядке расположения библейских книг.

Приведем краткие описания из иконописного подлинника других пророков, память которых совершается в преддверии Рождества Христова: «Месяца декембрия в день 1. Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов.

В день 3. Святаго пророка Софония, предвари Рождество Христово за 600 лет; подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице.

В день 9. Святыя пророчицы Анны, матери Самуила пророка; подобием аки средовека, ризы как у пророчицы, верхняя киноварь, исподняя лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В день 16. Святаго пророка Аггея, предвари Рождество Христово лет 470; подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нем и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен».

В Ярославском художественном музее имеется икона первой половины XVI в., изображающая пророков Иону и Гедеона (она входила в состав пророческого ряда). Представляет интерес изображение Гедеона - одного из судей, управлявших после смерти пророка Моисея народом Израильским. На его свитке - текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о «Руне овчем». Надпись на свитке пророка гласит: «Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…» (Суд. 6:37)

В пророческом чине начала XVII в., находящегося в Псковском художественном музее-заповеднике, пророки представлены в рост. Захария держит обеими руками свиток с надписью: «Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток» (Зах. 9:9). Надпись на свитке Валаама: «Возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля» (Числ. 24:17).

На другой парной иконе изображены пророки Иеремия и Варух. На свитке и Иеремии надпись: «Иерусалим град святый, в нем же град Божий», а у Варуха - «Изыде жезл и осырений просия». Обе надписи в канонических текстах отсутствуют. Еще одна икона изображает пророков Софонию и Нафана. У Сафонии надпись: «Тако глаголет Господь: Радуйся, госпоже, дщи Сионова» (ср. Соф. 3:14), у Нафана: «С небесе призре Господь видети сыны человеческие» (Пс. 13:2).

Достаточно рано появляются не только изображения самих пророков, но и сюжеты с изображением пророческих видений: известна мозаика «Видение пророка Иезекииля» конца V в. в церкви преподобного Давида в Салониках.

Интерес к такого рода сюжетам проявляется в XVII в. Такова, например, икона первой трети XVIII в. «Видения пророков Исаии и Иезекииля» (Ис. 6, Иез. 1) из Череповецкого краеведческого музея (Вологодская область). Но сложная композиция, представляющая собой попытку изобразительными средствами передать смысл пророчеств, превращается в набор натуралистических деталей - бушующего огня, клубов дыма, многоокого колеса, и не достигает главной цели - через откровение усмотреть разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (ср. Еф. 3:2–5). Традиционные композиции пророческого служения, входящие в состав русских высоких иконостасов, эту задачу решают успешно.

Архимандрит Николай (Погребняк)

Источники и библиография :

Алексеев А. А. Византийско-славянский профитологий (формирование состава). Труды Отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ), т. 56. СПб., 2004.

Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакциейГ. Д. Филимонова. М., 1876.

Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Тарноградский И. В. Святые образы. Русские иконы XV–XX веков из частных собраний. М., 2006.

Фельми К.-Х. Иконы Христа. М., 2007.